Формирование инновационной образовательной культуры

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование инновационной образовательной культуры

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3

РАЗДЕЛ 1. Инновационная образовательная культура как один из основных элементов успешного учебно-воспитательного процесса ...……..4

  1. Сущность явления инновации …...…………………………..………….4

  2. Культурное взаимодействие процессов обучения и воспитания в сфере инновационных технологий…………………………………...…….….5

РАЗДЕЛ 2. Инновационная деятельность в системе научно-методической работы учителя ………………………………...……………....6

2.1. Инновационная культура учителя: психолого-педагогическая сущность понятия ...………………………………………………………………….6

2.2. Особенности развития культуры учителя в условиях перехода к новой гуманистически-инновационной парадигме образования ..………….7

2.3. Формирование инновационной культуры учителя в системе внутришкольной методической работы ………….……………………………….9

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………...……..11

ДОПОЛНЕНИЯ ……………………………………………...……………..….1


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях реформирования образовательной системы углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации важнейших функций. Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях любого образовательного учреждения создать оптимальные условия для проявления высокой культуры инновационной педагогической деятельности. В настоящее время актуальними являються определенные проблемы подготовки педагога-новатора, обладающего компетентностью, готового к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Следовательно, актуальным является определение и преодоление противоречия между обновлением парадигмы современного образования - переходом на новый тип гуманистически-инновационного образования, который предполагает инновационную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, и неготовностью значительной части учителей к соответствующим переменам.

Целью научно-исследовательской работы является определение роли инновационной деятельности в системе научно-методической работы учителя и освещение процесса формирования инновационной образовательной культуры на различных этапах учебно-воспитательного процесса.

Поставленная цель предполагает решение таких задач:

  1. рассмотреть инновационную образовательную культуру как один из основных элементов успешного учебно-воспитательного процесса;

  2. осветить сущность явления инновации и инновационных процессов;

  3. определить инновационные технологии как объект культурного пространства образования;

  4. раскрыть психолого-педагогическую сущность понятия инновационной культуры учителя;

  5. определить особенности формирования инновационной культуры учителя в системе внутришкольной методической работы.

Материалом исследования стал процесс формирования профессиональной культуры педагога, который становиться более эффективным при создании инновационной среды в образовательном учреждении, т.е. условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов профессиональной деятельности.

Объектом изучения стало явление существования инновационной образовательной среды и ее влияние на культуру педагогической деятельности.

Предметом анализа стала профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии учеников.

Методологической основой исследования явился тот факт, что инновационная деятельность рассматривается не как метод обучения, а как вид совместной деятельности учителя и ученика, а также теория развития личности (Л.С. Выготский, О.М. Леонтьев) и теория педагогического творчества. Это и диалектический подход к инновационной культуре как к целостной системе, которая находится в постоянной динамике, понимание инновационной деятельности как ключевого фактора развития педагогической культуры, положение про соотношение формы и содержания инновационных процессов.

Основными методами исследования являются системный, аксиологический, описательный, структурный, сравнительный, а также приемы систематизации, классификации, сопоставления культурных явлений.

Материалы и полученные результаты могут найти практическое применение учителями разных профилей на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

РАЗДЕЛ 1.

Инновационная образовательная культура как один из основных элементов успешного учебно-воспитательного процесса

  1. Сущность явления инновации

Базовой дефиницией понятия "инновации" является устоявшееся в профессиональном общении понимание нововведения, как реализованного новшества независимо от сферы применения.

Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка, изобретение, в том числе и в сфере образования, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытные или проектные работы. Их результаты в основном и создают тот задел, на базе которого начинается инновационная деятельность в конкретной сфере их применения.

Инновация обозначает также и сам процесс реализации новшества. В широком же смысле инновация - синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.

Итак, под явлением инновации понимается прежде всего цепь реализованных новшеств. Оно более успешно, когда охватывает не одну узкую область, а включает в себя также сферы, влияющие на общий результат. Следовательно, инновационное развитие должно носить комплексный характер [8; 1].


  1. Культурное взаимодействие процессов обучения и воспитания в сфере инновационных технологий

Нельзя не согласиться с И.Ф. Исаевым, полагающим, что предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных процессов, т.е. с одной стороны и изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, а с другой - с проблемой разработки и внедрения педагогических новшеств [14; 2].

Инновационная направленность формирования профессионально-педагогической культуры педагогического работника образовательного учреждения предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания детей, создание в образовательном учреждении инновационной культурной среды.

Инновационный процесс в системе образования причинно обусловлен влиянием многих факторов. Действия новаторов есть не что иное, как реализация своих индивидуальных потребностей по расширению собственного социального пространства посредством профессиональной деятельности. Если они отвечают общепедагогическим интересам, тогда предлагаемые нововведения принесут несомненную пользу образовательным учреждениям. Однако при абсолютизации индивидуальных и социально-групповых потребностей результат может быть прямо противоположным. Сложная структура потребностей порождает множество противоречий между обществом и системой образования, между субъектами самой системы образования. Каждое нововведение находит как поддержку, так и противодействие. Это объективная реальность. Следовательно, в вопросах управления системой образования необходима четкая ориентация в сущностной природе инноваций, которая находит свое отражение в принципах государственной политики, критериях отбора знаний из сферы науки и производства в систему образования, учете объективных условий трансляции знаний обучаемым и факторов, способствующих и противодействующих выполнению этой задачи [2; 190].


РАЗДЕЛ 2

Инновационная деятельность в системе научно-методической работы учителя

2.1. Инновационная культура учителя: психолого-педагогическая сущность понятия

Профессиональная деятельность учителя предполагает постоянное изменение и дополнение требований к ней. В пространстве инновационной образовательной культуры педагог должен быть компетентным относительно перспективных школьных технологий, разрабатывать и использовать собственные творческие проекты.

Инновационная культура учителя является составляющей профессионально-педагогической культуры. Посредством участия в ней педагог имеет возможность самореализации, раскрытия творческого потенциала, применения интеллектуальных способностей и воплощения новаторских идей в практику.

Рассматривая психологическую сущность понятия инновационной деятельности учителя, следует отметить, что понятие деятельности вообще оценивается не как метод обучения, а как вид совместной деятельности учеников и учителей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия).

Вопрос педагогического аспекта осмысления профессиональной культуры большинством исследователей (В.М. Гринева, Н.Б. Крылова, И.Ф. Исаев) определяется как совокупность общекультурных, моральных, интеллектуальных и физических качеств, профессиональных знаний и умений, необходимых для успешной учебной и воспитательной работы [6; 120].

Специфика профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе и инновационная, обусловила выделение педагогической культуры как одной из наиважнейших составляющих культуры социума. В работе В.М. Гриневой обозначается, что «через культуру учителя отражаются его профессиональные цели, мотивы, знания, умения, качества, способности, отношения. То есть педагогическая культура является феноменом проявления учителем собственного «Я» в профессионально-педагогической деятельности через единство его целей, мотивов, знаний, умений, качеств, способностей, отношений, объединенных в определенную систему педагогических ценностей» [5; 15].


  1. Особенности развития культуры учителя в условиях перехода к новой гуманистически-инновационной парадигме образования

В условиях перехода к новой гуманистически-инновационной парадигме образования культуру учителя можно считать качественной педагогической характеристикой специалиста, которая свидетельствует о его способности к организации и осуществлению новаторской деятельности.

Культура педагога является интегральной качественной характеристикой, формирование которой обусловлено взаимодействием аспектов: эмоционально-ценностного (единство целей, мотивов, личностных качеств, педагогическая этика), когнитивного (знание технологии инновационной деятельности) и процессуального (умения и навыки относительно организации, управления и осуществления инновационной деятельности) [6; 124].

Хоружа Л.Л. определяет, что каждая из составляющих культуры учителя является производной от базовых компонентов образования: профессионально-педагогических знаний и умений учителя, духовной и этической ее подоплеки.

Определение духовности как базового компонента обусловлено тем, что культура рассматривается как составляющая общечеловеческой культуры и профессиональной культуры педагога. Украинским педагогическим словарем (Гончаренко С.У.) духовность определяется как «индивидуальное выражение в системе мотивов двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и творить для других» [4; 106].

Одной из составляющих духовности учителя в процессе реализации им инновационной культуры является профессионально-педагогическая этика. Она выступает определяющей характеристикой деятельности учителя, определяет морально-этические требования к нему и отображает степень их трансформации в сознании и поведении.

Этика поведения учителя - проекция его личного отношения к разным объектам профессиональной деятельности: ученикам, себе как личности, профессии педагога, внедрению нововведений [6; 126]. Именно через систему отношений проявляется личностно-моральная и профессиональная готовность педагога к пониманию особенностей инновационной деятельности и способов ее реализации.

Еще одним не менее важным профессиональным умением учителя в работах ученых рассматривается педагогический такт, «с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к ученикам наиэффективнейший в определенных обстоятельствах способ воспитательного влияния» [13;31]. Способом регулирования педагогического такта является толерантность, которая характеризуется отсутствием или сдержанностью реакции учителя на любые неблагоприятные факторы влияния, эмоциональной стабильностью.


  1. Формирование инновационной культуры учителя в системе внутришкольной методической работы

Модель формирования инновационной культуры учителя в системе внутришкольной методической работы должна начинаться с создания педагогически целесообразной организации комплекса стимулов, которые побуждали бы развитие педагогического новаторского мышления, интерес учителей к инновационной деятельности. Создание атмосферы творческого межличностного взаимодействия субъектов учебного процесса является следующим этапом на пути к освоению инновационного культурного пространства. Далее следует ознакомление учителей с алгоритмами осуществления инновационной деятельности, осмысление и участие в ней посредством собственного творчества. Данная модель завершается содействием активизации социальной активности всех участников инновационной деятельности, эмоциональным переживанием самого этого процесса.


ВЫВОДЫ

1. Формирование инновационной образовательной культуры предполагает определение и преодоление противоречия между обновлением парадигмы современного образования - переходом на новый тип гуманистически-инновационного образования - и неготовностью значительной части учителей к соответствующим переменам.

2. Общей дефиницией понятия "инновации" является устоявшееся в профессиональном общении понимание нововведения, как реализованного новшества независимо от сферы применения.

3. Инновационная культура учителя как составляющая часть профессионально-педагогической культуры отражает совокупность всех способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, управления, конструирования и моделирования учебно-воспитательных явлений, процессов и систем.

4. Действия новаторов есть не что иное, как реализация своих индивидуальных потребностей по расширению собственного социального пространства посредством профессиональной деятельности.

5. Специфика профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе и инновационная, обусловила выделение педагогической культуры как одной из наиважнейших составляющих культуры социума.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1990.

  2. Бобров В. В. Актуальные проблемы современного содержания образования// Философия образования. - 2002. - № 5. - philosophy.nsc.ru/Obraz.htm.

  3. Ващенко Г. Загальні методи навчання: Підручник для педагогів. - К.: Укр. Видавнича спілка, 1997.

  4. Гончаренко С. У. Український педагогічний словник. - К.: Либідь, 1997.

  5. Гриньова В. М. Формування педагогічної культури майбутнього вчителя. - К., 2001.

  6. Забродська Л. М., Онопрієнко О. В., Хоружа Л. Л., Цимбалару А. Д. Інформаційно-методичне забезпечення проектно-технологічної діяльності вчителя. - Х.: Вид. гр. «Основа», 2007.

  7. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  8. Николаев А. Процесс инновационного развития. - stra.teg..ru/lentainnovation/1362.

  9. Педагогическая этика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Гришина. - Владимир, 1975.

  10. Педагогічний словник / За ред.. дійсного члена АПН України М. Д. Ярмаченка. - Педагогічна думка, 2001.

  11. Посталюк Н. Ю. Педагогика сотрудничества. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000.

  12. . Професійна етика вчителя: час і вимоги / За заг. ред. Б. М. Жебровського. - К., 2001

  13. Синиця І. О. Педагогічний такт і майстерність учителя. - К.: Радянська школа, 1981.

  14. Самородова А.П. Некоторые аспекты инновационной направленности формирования профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - stra.teg..ru/lentainnovation/1362.

  15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.


© 2010-2022