Рабочая образовательная программа кружковой деятельности Черчение

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования Киреевский район


Согласовано

Зам. директора по УВР

__________ Терёхина А.В.

«___» _______________2015г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Октябрьская СОШ»

____________ О.В.Полякова

«___» _____________ 2015г


Рабочая образовательная программа

кружковой деятельности


«Черчение»

Годовое количество часов - 34ч.

Количество часов в неделю - 1ч.

Составитель программы: учитель математики Никишина Л. И.







Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла

протокол №1 от 31 августа 2015года.

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение».АСТ. Астрель. Москва 2006.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.

Программа рассчитана на 34 учебных часа

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; построении сечений и разрезов.

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

 основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

 учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

 рационально использовать чертежные инструменты;

 анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

 анализировать графический состав изображений;

 читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

 выбирать необходимое число видов на чертежах;

 осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

 выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

Содержание курса.

Введение. Основные правила оформления чертежей (5 часов).

Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.

чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

Правила оформления чертежей. Линии на чертеже.

Шрифты чертёжные.

Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

Чертеж «плоской» детали.

Проецирование и чтение чертежей (8 часов).

Проецирование, общие сведения.

Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости.

Анализ геометрической формы предмета.

Расположение видов на чертеже. Местные виды. Построение третьего вида по двум данным видам. Последовательность построения видов на чертеже. Нанесение размеров с учетом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при построении чертежей. Эскизы.

Моделирование по чертежу.

Аксонометрические проекции (3 часа)

Построение аксонометрических проекций.

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

Технический рисунок.

Сечения (2 часа).

Определение сечения. Назначение сечений, их получение, изображение на чертеже.

Построение по наглядному изображению детали ее чертежа, содержащего необходимые сечения.

Разрезы ( 5 часов).

Понятие о разрезе как изображении. Правила выполнения разрезов. Простые разрезы. Местный разрез. Соединение части вида с частью разреза. Алгоритм построения разрезов в аксонометрических проекциях.

Сборочные чертежи (7 ч.)

Общие сведения о соединении деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Резьба. Изображение и обозначение резьбы на стержне и в отверстиях. Алгоритм выполнения и оформление чертежей болтового, шпилечного и шпоночного соединений по правилам сборочного чертежа. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах. Деталирование сборочных чертежей.

Архитектурно-строительные чертежи (4 ч.).

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение, особенности выполнения. Чтение строительных чертежей. Выполнение несложных архитектурно-строительных чертежей.

Распределение по темам.

1. Введение. Основные правила оформления чертежей -5 часов.

2. Проецирование и чтение чертежей -8 часов.

3.Аксонометрические проекции -3 часа.

4.Сечения -2 часа.

5.Разрезы -5 часов.

6.Сборочные чертежи -7 ч.

7.Архитектурно-строительные чертежи -4 ч.

Учебно -методический комплекс.

  • Учебник черчения. Тестовый материал по черчению.

  • Методические пособия для учителя;

  • Программно-методические комплексы (ПМК), электронные учебники;






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования Киреевский район.





Календарно-тематическое планирование

кружковой деятельности «Черчение»

на 2015 - 2016 учебный год









Составил учитель математики Никишина Л.И.

«

Цель: научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

При изучении курса черчения решаются задачи:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приёмах выполнения технических рисунков;

  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

  • обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

  • развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников, обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами,

  • привить учащимся культуру графического труда.

Воспитательные:

  • формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

  • развивать образно - пространственное мышление;

  • умения самостоятельного подхода к решению различных задач;

  • развитие конструкторских, технических способностей учащихся;

  • научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.

Развивающие:

  • обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;

  • всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений, качеств мышления;

  • развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;

  • развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Черчение



№ п\п

Дата

Наименование темы

Кол-во часов

Примечание

Введение. Основные правила оформления чертежей (5 часов).



1

05.09

Введение. Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности человека.

1


2

12.09

Понятие о государственных стандартах. Линии чертежа.

1


3

19.09

Сведения о чертежном шрифте. Основные правила нанесения размеров.

1


4

26.09

Алгоритм построения чертежа «плоской.» детали, нанесение размеров.

1


5

03.10

Фронтальная графическая работа «Чертеж плоской детали»

1



Проецирование и чтение чертежей (8 ч.)

1


6

17.10

Общие сведения о проецировании. Проецирование на одну плоскость проекций.

1


7

24.10

Проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

1


8

31.10

Фронтальная графическая работа «Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы» (2 вида).

1


9

07.11

Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

1


10

14.11

Фронтальная графическая работа «Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы» (3 вида).

1


11

28.11

Алгоритм построения по двум заданным видам третьего. Понятие эскиза.

1


12

05.12

Чтение чертежей, представленных одним, двумя и тремя видами.

1


13

12.12

Графическая работа «Моделирование по чертежу».

1



Аксонометрические проекции (3 ч.).

10


14

19.12

Фронтальная косоугольная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

1


15

26.12

Графическая работа «Построение изометрической проекции детали по ее комплексному чертежу».

1


16

09.01

Общие понятия о техническом рисунке. Приемы работы от руки и на глаз.

1



Сечения (2 ч.).

1


17

16.01

Определение сечения. Назначение сечений, их получение.

1


18

23.01

Построение по наглядному изображению детали ее чертежа, содержащего необходимые сечения.

1



Разрезы (5 ч.).

1


19

30.01

Понятие о разрезе как изображении. Простые разрезы.

1


20

06.02

Графическая работа «Эскиз детали с выполнением необходимых разрезов»

1


21

13.02

Соединение половины вида с половиной соответствующего разреза.

1


22

27.02

Графическая работа «Выполнение чертежа детали с применением разрезов»

1


23

06.03

Алгоритм построения разрезов в аксонометрических проекциях.

1



Сборочные чертежи (7 ч.).

1


24

13.03

Общие сведения о соединении деталей. Разъемные и неразъемные соединения.

1


25

20.03

Резьба. Изображение и обозначение резьбы на стержне и в отверстиях.

1


26

27.03

Алгоритм выполнения и оформление чертежей болтового, шпилечного и шпоночного соединений по правилам сборочного чертежа.

1


27

03.04

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах.

1


28

17.04

Порядок чтения сборочных чертежей.

1


29

24.04

Практическая работа «Чтение сборочных чертежей»

1


30

01.05.

Деталирование сборочных чертежей.

1



Архитектурно-строительные чертежи (4 ч.).

1


31

08.05

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение, особенности выполнения.

1


32

15.05

Практическая работа «Чтение строительных чертежей».

1


33

22.05

Графическая работа «Выполнение несложных архитектурно-строительных чертежей».

1


34

29.04

Обобщение знаний.

1




© 2010-2022