Урок Адекватное (рациональное) питание

Тип занятия: лекция с элементами беседы.Занятие разработано по предмету:"Гигиенические основы физического воспитания" по специальности 49.01.02 "Физическое воспитание" для СПО. Занятие может быть использовано во внеурочной деятельности, поскольку дает мировоззренческие основы такой функции организма как питание.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова»








Разработка урока по предмету:


«Гигиенические основы физического воспитания»

ОПОП

ПМ 05

49.01.02 «Физическая культура»





















Элиста

2013

Предмет: «Гигиенические основы физического воспитания»- общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы ПМ 05 на спортивном отделении 490102

Тема раздела: «Гигиена питания», 6+2 ч.

Лекция № 1 : «Сущность питания».

Тип урока: лекция с элементами беседы

Цель: понимание сущности проблемы рационального питания через значимость питания в жизни человека.

Задачи:

  • Формирование знаний по освоению данной темы. Учащиеся должны усвоить объём информации по рациональному питанию, носящий мировоззренческий характер;

  • Развитие познавательных способностей и познавательных интересов учащихся: умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, формулировать выводы, сравнивать обобщать изучаемый материал. Систематизировать имеющиеся знания.

  • Воспитание аккуратности в работе, бережливого отношения к оборудованию, инструментам, материалам, приспособлениям. Обеспечить изучение этических норм поведения. Создать условия для формирования правильного отношения к понятиям: трудовой коллектив, ответственность, взаимовыручка. Формирование умений самостоятельно осуществлять анализ задания.

  • Создать информационное поле для самостоятельной деятельности, организовать самостоятельную деятельность студентов для дальнейшей рефлексии

Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции (ОК):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

Междисциплинарное взаимодействие:

  1. Основы физиологии и анатомии, основы экологии.

Материально-техническое оснащение урока:

Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран. раздаточные технологические карты

Этапы

Содержание

Сопровождение

1

Организационный момент.

На этом уроке мы приступаем к изучению нового раздела, который посвящён рациональному питанию

Урок Адекватное (рациональное) питание

2

Актуализация новых знаний

Начать хотелось бы с таких слов Поля Брэгга

Урок Адекватное (рациональное) питание

На этом занятии мы начинаем рассматривать, что такое питание, аспекты питания, какое место пища занимает в жизни человека

Урок Адекватное (рациональное) питание

Запишем тему лекции «Понятие о питании»

Урок Адекватное (рациональное) питание

3

Объяснение нового материала

Питание, как видно из этого слайда, один из гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм. В каком ракурсе можно рассматривать питание?

Урок Адекватное (рациональное) питание

Естественно, питание в жизни человека мы можем рассматривать с точки зрения физиологической потребности организма, можем говорить о питании через призму экономических законов социума или о том, какое место мы занимаем в нескончаемых трофических связях биосферы, как питание и его качество влияет на наше здоровье. Однако, с моей точки зрения, эту таблицу стоило бы дополнить ещё 2 аспектами жизнедеятельности человека. Мы будем говорить о них во время всего занятия и самые внимательные смогут назвать их в конце и получить дополнительную оценку. Таблицу в этом варианте перепишите себе в тетрадь.

Физиологический аспект

Прямой контакт с химическими элементами: растительного и животного происхождения, что это значит? пища попадает к нам в организм и становится энергетическим материалом

Урок Адекватное (рациональное) питание

Экологический аспект

Откуда попадает к нам пища? В экологическом плане человек - консумент 1-2, даже 3 порядка. Он занимает экологическую нишу несомненного потребителя (как это было замечено в слайде №6) как растительной, так и животной пищи. Обратите внимание на схему. Здесь мы можем наблюдать круговорот органических веществ: все, что мы едим возвращается в природу - фекальные массы, богатые продуктами аммиака и солями азота загрязняют воду, но служат питательной основой для продуцентов, которые запускают остальные пищевые цепочки. В виде рыбы, водорослей это попадает на стол к человеку - круг замкнулся.

Урок Адекватное (рациональное) питание

Здоровьесберегающий аспект

В зависимости от образа жизни, человек может употреблять разные объемы пищи, что может приводить к разнообразным последствиям, например: перекачка организмов белковыми продуктами, анорексии или формированию гармонично развитого здорового тела.

Урок Адекватное (рациональное) питание

Экономический аспект

Следует отметить, что многие институты, занимающиеся исследованием взаимосвязи питания и экономического достатка граждан, обнаружили следующую закономерность:чем выше потребительская корзина, тем более разнообразную пищу человек приобретает

Урок Адекватное (рациональное) питание

Социально- общественный аспект

Однако: около 24000 человек ежедневно умирают от голода и от болезней, вызванных им. Три четверти из них -- это дети в возрасте до 5 лет. Каждый десятый ребенок в слаборазвитых странах умирает в возрасте до 5 лет. Сильные неурожаи и войны являются причиной голодной смерти только на 10%. Большинство случаев смерти вызваны хроническим недоеданием. Семьи просто не могут обеспечить себе достаточное количество еды. Это, в свою очередь, вызвано крайней бедностью. По оценкам, около 800 миллионов человек в мире страдают от голода и недоедания. Часто истощенным людям нужно немного средств (зерно хорошего качества, инструмент и воду), чтобы производить необходимое количество еды. Каждый третий умерший ребенок в мире - жертва голода. В Африке по-прежнему самая тяжелая ситуация с детской смертностью. Каждая третья детская смерть - от голода, выяснила ООН, а экономический кризис лишь усугубил гуманитарную ситуацию в мире, где 200 млн детей хронически недоедают. Неполноценное питание детей - одна из основных причин детской смертности в мире. 65 детей из тысячи умирают, не дожив до пятилетнего возраста. В России в младенчестве умирают из тысячи 13 детей. В прошлом году умерли 8,8 млн детей, каждый третий умерший ребенок стал жертвой голода, сказала исполнительный директор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Энн Венеман.

- скажите, как можно решить данную проблему, что бы сделали вы, возглавляя подобные фонды?\беседа\

Вывод: В конечном счете, лучший способ решения проблемы -- повышение уровня образования. Образованным людям легче вырваться из тисков бедности и голода, изменить свою жизнь и помочь другим.

Урок Адекватное (рациональное) питание

Урок Адекватное (рациональное) питание

Урок Адекватное (рациональное) питание

Культорологический аспект

Вернёмся к физиологии, прежде, мне бы вам хотелось предложить фразу : «Человек - всеядное существо».

  • Используя данные по физиологии и анатомии - докажите это.

  • Кто из предков человека и Ч\образных обезьян так же всеяден?

  • Как среда обитания и образ жизни влияет на культуру питания?

культура питания сформировалась под действием климатических особенностей, видового разнообразия флоры и фауны, образа жизни человеческих групп. Например, города Лаоса, Вьетнама могут похвастаться многочисленными рынками, где продают сушеных, вяленых, жареных скорпионов, пауков, муравьёв, личинок жуков и другие, дикие на взгляд европейцев, деликатесы. Причина употребления большого количества насекомых банальна - болотистые, с повышенной влажностью тропические леса и почвы непригодны ни для разведения с\х культур, ни для животноводства. Однако по калорийности насекомые значительно перегоняют свинину, курятину или говядину, к тому же этот белок более легко усвояемый: белок пауков в 6 раз превосходит белки курятины на 100г. В истории часто описывают «Тьму египетскую» - полчища саранчи летели по небу в течении 6 дней без перерыва, оставляя за собой пустыню без единого зелёного ростка. Люди и скот были обречены. Однако в такие моменты не до сантиментов- люди начинали солить саранчу бочками и таким образом спасали себя от голода. Не так повезло полинезийцам. Те, изготовив тростниковые лодки и взяв с собой минимальное количество провизии, запасы воды и тотемных крыс отправились на поиски новых земель. Острова, открывшиеся на горизонте, казались райскими - вода, пальмы, рыба в океане, а главное - огромные нелетающие птицы - мао и дронты. Люди охотились на них без всяких ограничений, крысы добивали яйца и птенцов. когда птицы вымерли, людям катастрофически стало нехватать белковой пищи. Людей было много - мяса мало. На этих островах стал процветать каннибализм - поедание себе подобных. Это явление хорошо описано в романе Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» .

Значительные изменения возникли у осёдлых и кочевых культур, например у монголоидов мясо переваривается быстрее и лучше, чем у других рас.

Урок Адекватное (рациональное) питание

Урок Адекватное (рациональное) питание

Урок Адекватное (рациональное) питание

Урок Адекватное (рациональное) питание

4

Промежуточное закрепление

Какие ещё 2 аспекта вы можете добавить в свою таблицу? Запишем определение питания

Урок Адекватное (рациональное) питание

Урок Адекватное (рациональное) питание

5

Ввод в самостоятельную деятельность

Посмотрите на карточку по самостоятельной работе. Заполните недостающие фрагменты, с ее помощью мы продолжим изучение нашего раздела - рациональное питание.

Урок Адекватное (рациональное) питание

Урок Адекватное (рациональное) питание

Урок Адекватное (рациональное) питание

6

Итог лекции, рефлексия

д/з

Сформулируйте основные принципы рационального питания.

что нового вы узнали сегодня на уроке?

Спасибо за внимание, на следующее занятие начнем с анализа домашней самостоятельной работы по карточкам.


Основные источники:

1. Коваль, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учебник для ВУЗов. / В.И. Коваль. - М. : Академия. 2013.- 320 с.

2. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Багнетова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 251с.

Дополнительные источники:

1.Трушкина, Л. Ю. Гигиена и экология человека [Текст]: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 448с.

2.Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие обучающихся. - М., ВЛАДОС, 2011. - 233 с.

3.Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барсуков, А.А. Нестеров; под общ. Редакцией Н.Н. Маликова / - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 528с.

4.Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека [Текст] : Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 512с.

5.Красников, А.А. Основы теории спортивных соревнований [Текст]: учеб. Пособие для вузов физической культуры и спорта. / А.А. Красиков. - М.: Физическая культура, - 160с.

6.Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков [Текст]: учебник для студ. вузов. - М.: Медицина, 2011. - 345с.

7. Гигиена физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебник / И. В. Быков. - Изд. Спец. Лит. 2010. - 192с. Режим доступа: knigafund.ru/books/87678

Интернет- ресурсы:

1. Гигиена физической культуры и спорта [Электронный ресурс] / Режим доступа: file.qip.ru/file/3zrNLNy3/osnovy_gigieny_sportivnyh_soor.html

2. Психология спорта [Электронный ресурс]: Видеоурок / Режим доступа: (naukomania.ru/psikhologiya/video-urok/psikhologiya-sporta)

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1188-03 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: docload.ru/Basesdoc/11/11719/index.htm

Урок Адекватное (рациональное) питание

1


© 2010-2022