Проект Хлеб да соль, белый чай на белом катаке - знак гостеприимства наших предков

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

1. Актуальность работы: С исчезновением традиций уходят значимые ценности, поэтому как никогда актуальна их исследования сегодня.

2. Проблема исследования: Изучение культуры ушедшего времени может способствовать решению сегодняшних проблем.

3. Предмет исследования: Хлебо - соль и белый чай на белом кадаке - знак гостеприимства наших предков.

4. Цель исследования: Исследовать истоки обычаев русского и тувинского гостеприимства и их общность, применение.

5. Задачи исследования: Способствовать укоренению учащихся своей духовной культуре. Ознакомить и сравнить обычаи русского и тувинского гостеприимства.

Методы исследования: 1. Сбор материалов и сведений по теме.

2. Анализ и сравнение

3. Связь с практической деятельностью



Вступление.

2016 год объявлен годом гостеприимства. Мы на занятиях народоведения учим русские и тувинские обычаи, традиции. В культуре народов есть много общего. Каждый народ уникален, это - бесценная сокровищница культуры, бездонный кладезь мудрости. Наша задача - не допустить утрату культуры ушедшего времени, поэтому мы стремимся больше узнать о жизни, быте своих предков. Это тема очень интересна, значима для нас, потому что мы сами учимся и воспитываемся на этих обычаях и традициях. Основная часть Обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью известен в Руси с давних времён. Это очень древний обычай в славянских государствах, подносить красиво испечённый каравай, на котором подают и солонку с солью . Гость отламывает кусочек каравая, обмакивает соль и пробует, таким образом показывает, что принимает дары хозяина. Невозможно представить русский без хлеба и соли «Без соли, без хлеба худая жизнь». Это означает, что родители принимают в семью молодую невестку с которой начинается тепло домашнего очага. Хлеб - это милость гостю, а соль означает - любовь. Русская магическая формула «хлеб да соль, « хлебосоль» означало самую ценную пищу, сочетание хлеба и соли - всеобъемлющий символ. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалось оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемое при угощении. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение хлебом - солью гостья устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. По старинной традиции хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя. На аэропорту Кызыла важного гостя встречают по русскому обычаю с хлебом и солью и по тувинскому обычаю с тувинским чаем на белом кадаке. Что общего в обычаях этих двух народов? Преподнесение белого кадака означает пожелание удачи и всего самого лучшего и приглашение в свою юрту. Это обычай называется чолукшууру. Встречать гостей с кадаком и с тувинским чаем - это означает уважение друг к другу, пожелание благополучия и удачи. Прибывшей невесте и её родителям мать жениха подавала на ритуальном шёлковом платке ( кадаке) пиалы с молоком. Мать жениха (кунчуу) сперва сама пригубляет его, затем подаёт обеими руками невестке (келинге). Невестка должна пригубить, а потом передаёт обеими руками пиалу с молоком обратно свекровке. Это обряд означает, что их знакомство состоялось и им уже можно общаться как близким. Белое молоко (ак сүт) означало счастье, радость, удачу, доброе здоровье. Ак кадак означает благополучие, удача, мир, чистота души подающего. Если чай готовится для гостей, хозяйка наливает первую порцию «шайныӊ байы» - богатство чая для себя в пиалу. В некоторых местах ставят перед гостем медный чайник с горячим чаем, гость сам наливает себе чай в пиалу. А в других местах наливают чай в пиалу, берут в ладонь правой руки, левой обхватывают рукав на запястье правой руки и с поклоном преподносят к гостью. Гость принимает пиалу двумя руками, слегка привстав, с наклоном головы. Нельзя наливать пиалу до краёв. Тувинская пословица «Арга кирген кижи саат дайнаар, аалга кирген кижи аяк эрии ызырар» - свидетельствует о традиционном гостеприимстве тувинцев. Непреложным законом гостеприимства тувинцев было: обязательно накормить гостя, сначала подать чай и угощение к нему, попозже сварить мясо и суп.

Исходя из сказанного мы можем делать вывод, что в обычаях гостеприимства у этих двух народов главенствует щедрость, доброта, радушие и открытость души подающего к гостью.

Для проектной работы мы собирали произведения устного народного творчества о хлебосолье , гостеприимстве.

Боронись с хлебом и солью.

Гость на гость - хозяину радость.

За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.

Гостью почёт-хозяину честь.

Кто за хлеб-соль берёт со странного, у того споры дому не будет.

За хлебом всё добро.

Тувинские пословицы

Арга кирген кижи саат дайнаар,

Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар.

Аалчы кижи алыскак,

Анайлыг ѳшкү эдиген.

Хүннүӊ аалчы хүндү чок.

Аалчы сѳӊнүг, кадак харыылыг.

Спасибо за внимание!





Использованная литература

« Культура традиционной тувинской семьи». Учебно-методическое пособие. О.М. Дамчай, Е.С. Уйнук-оол. Кызыл, 2014г.

« Тыва чаӊчыл». М.Б. Кенин-Лопсан. Кызыл. 2010 г.

Русская кухня. Обычаи, проверенные временем. Москва, «Олма Медиа Групп», 2013г.









Приложения

Проект Хлеб да соль, белый чай на белом катаке - знак гостеприимства наших предков



Проект Хлеб да соль, белый чай на белом катаке - знак гостеприимства наших предков



© 2010-2022