- Преподавателю
- Другое
- Необходимо ли школе стратегическое планирование?
Необходимо ли школе стратегическое планирование?
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Канева-Артамкина Е.М. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЭССЕ
Необходимо ли школе стратегическое планирование?
Известный русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик и общественный деятель Григо́рий Ша́лвович Чхартишви́ли, более известный под литературным псевдонимом Борис Акунин, в своем романе «Турецкий гамбит» писал: « Известно ли вам, что такое гамбит? Нет? По-итальянски gambette значит «подножка». Dare il gambetto - «подставить подножку». Гамбитом называется начало шахматной партии, в котором противнику жертвуют фигуру ради достижения стратегического преимущества.»
А немецкий военный теоретик и историк Карл фон Клаузевиц (1780-1831) утверждал, что стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими средствами.
Независимо от позиции руководителей образовательных учреждений по вопросу стратегического планирования, актуальность заявленной темы очевидна.
Согласно американской статистике около 40% компаний еще 20 лет, назад входивших в список Fortune 500, в наши дни благополучно прекратили свое существование. Эксперты, немало времени потратившие на то, чтобы докопаться до истины, сделали ошеломляющий вывод: вымершие компании либо не имели собственной стратегии, или же она представляла собой просто бумажный отчет, который так и не был реализован на практике.
Представители «первого поколения» российского бизнеса, работавшие 24 часа в сутки в период накопления начального капитала, твердо придерживались позиции, что планировать - это пустое дело.
С чем было связано такое мнение? При слове «планирование» многие из нас вспоминали советские время, когда задача планирования была возведена в ранг первоочередных задач. Написано - значит, так и надо делать. На голове шевелились волосы при воспоминании о централизованном планировании «сверху вниз», об обязательных личных творческих планах и соцсоревнованиях.
В настоящее время ситуация изменилась. Мы живем в эпоху постоянных перемен. Меняется все - технологии педагогической деятельности, способы взаимодействия с обучающимися и их родителями, ценности и жизненные цели наших учеников. Выход один - меняться вместе со всем миром. На вопрос: «Как это сделать?» на помощь приходят разнообразные инструменты планирования.
Убеждена, что неудачные исходы внедрения в практику руководством образовательных учреждений стратегических планов и, как следствие, утверждения об их нецелесообразности и бесполезности, базируются на:
-
нарушении баланса власти и ответственности за выработку стратегического плана;
-
стратегический план не обеспечен механизмами его практической реализации, т. е. отсутствует полноценное организационное сопровождение выполнения стратегических программ;
-
не обеспечено согласование принимаемых управленческих решений с содержанием стратегического плана;
-
недостаточный уровень профессионализма у руководителей разных звеньев управления, их неспособность руководствоваться в своей деятельности пунктами стратегического плана;
-
неупорядоченный ритм текущей деятельности затрудняет последовательную ориентацию на задачи долгосрочной перспективы, закрепленные в стратегическом плане, т. е. снижается внимание к реализации стратегических планов;
-
недостатки самого стратегического плана, в котором не определены конкретные, ясные, практически достижимые, поддающиеся контролю цели.
Вместе с тем, считаю, что залогом успешного стратегического планирования является опыт практической (преподавательской и/или управленческой) деятельности в системе образования, а также понимание необходимости вводящихся в современной системе образования изменений.
Говоря о цели стратегического планирования в школе важно отметить, что, на мой взгляд, за последние десятилетие произошло значительное изменение назначения подобного планирования - от простого составления планов к значимости освоения инновационных практик управления развитием образовательного учреждения в условиях модернизации образования.
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей, стоящих перед современной школой, и путей их достижения.
Что дает система стратегического планирования современной школе? Возможность определиться с направлениями и темпом развития, очертить глобальные тенденции современного образования, понять, какие организационные и структурные изменения необходимы для повышения конкурентоспособности конкретной школы, какие инструменты необходимы для успешной реализации программы развития.
Каков оптимальный алгоритм процесса стратегического планирования с точки зрения достижения поставленных целей?
Процесс стратегического планирования состоит из нескольких этапов:
-
Определение миссии и целей образовательного учреждения.
Целевая функция начинается с установления миссии, выражающей философию и смысл существования образовательного учреждения.
Цель - это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:
-
четкая ориентация на определенный интервал времени;
-
конкретность и измеримость;
-
непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
-
адресность и контролируемость.
Каким образом строятся стратегии развития и определяется политика организации?
Считаю, что оптимальный алгоритм - исходя из миссии и целей функционирования образовательного учреждения.
-
Выбор стратегии.
Стратегия выбирается с учетом:
-
конкурентной позиции образовательного учреждения;
-
перспектив развития внутренней и внешней среды образовательного учреждения.
-
Реализация стратегии.
Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит образовательное учреждение к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.
-
Оценка и контроль выполнения.
Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению целей?
В тех случаях, когда стратегия соответствует целям образовательного учреждения, то дальнейшую ее оценку целесообразно проводить по следующим направлениям:
-
соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
-
соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям образовательного учреждения;
-
приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности образовательного учреждения, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
Каковы функции высшего руководства в процессе стратегического планирования?
Мой опыт работы на руководящих должностях позволяет утверждать, что оптимальными являются следующие функции:
-
Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников.
-
Принятие решений по эффективности использования имеющихся ресурсов.
-
Решения по поводу организационной структуры.
-
Проведение необходимых изменений.
-
Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Следовательно , стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития образовательного учреждения, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Подводя итог своих рассуждений, считаю важным отметить, что основными составляющими успешного выполнения стратегии образовательного учреждения являются следующие:
-
цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
-
руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
-
в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Таким образом, стратегическое планирование, безусловно, обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Без использования преимущества стратегического планирования и образовательные учреждения в целом, и члены педагогических коллективов будут лишены четкого способа оценки цели и направления развития школы.
Следовательно, процесс стратегического планирования обеспечивает основу для эффективного управления педагогическим коллективом в контексте реализации программы развития образовательного учреждения в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».