Программа по учебной дисциплине Деловая культура

1.1. Область применения программы. Программа  учебной дисциплины является  частью  основной  профессиональной  образовательной программы в соответствии с  ФГОС по специальности СПО «Социальная работа».   1.2. Место учебной  дисциплины в структуре  профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл (общеобразовательные дисциплины).   1.3. Цели и задачи  учебной дисциплины – требования к  результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА








2010г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 040401 «Социальная работа».


Организация-разработчик:

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Разработчики:

Лаврентьева И В, преподаватель психологии ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Рассмотрена на заседании ПЦК педагогики и психологии ОАОУ СПО АСПК

Протокол № _1_ от __30.08. 2010 г.






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1.

Паспорт программы учебной дисциплины.

4


2.

Структура и содержание учебной дисциплины.

6


3.

Условия реализации учебной дисциплины.

14


4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

16









1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА».

1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Социальная работа».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл (общеобразовательные дисциплины).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студенты должны уметь:

осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

поддерживать деловую репутацию;

создавать и соблюдать имидж делового человека;

организовывать деловое общение подчинённых

В результате освоения учебной дисциплиной студенты должны знать:

правила делового общения;

этические нормы взаимоотношений с партнёрами, коллегами, клиентами;

основные техники и приемы общения:

правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

составляющие внешнего облика делового человека: костюм, причёска, макияж, аксессуары и др.;

правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины.

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, самостоятельной работы обучающегося 18 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

В том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

18

контрольные занятия

курсовая работа

самостоятельная работа обучающегося

18

В том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой

реферат

2

дипломная работа

индивидуальное проектное задание

4

внеаудиторная самостоятельная работа

12

итоговая аттестация в форме

дифференцированный зачет



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Деловая культура».

Наименова

ние разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся.

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел I Правила делового общения


25


Тема 1.1. Деловая культура. Развитие деловой культуры в России. Профессиональная мораль и профессиональная этика.

Проблемы профессиональной этики. Сущность профессиональной этики. Профессиональная этика как сфера преломления общечеловеческих норм и ценностей в рамках определенных профессий, а также как совокупность особенных требований и норм, ими порожденных.


1


1

Тема 1.2. Этикет. Этические принципы и нормы.

Из истории этикета. Этические принципы и нормы деловых людей: этика деловая, этика профессиональная, служебный этикет. Социальные функции профессиональной этики. Виды профессиональной этики: медицинская этика, юридическая этика, этика педагога, этика руководителя, этика специалиста по социальной работе


1


1


Самостоятельная работа.

Составление словаря основных понятий темы

1

3


Самостоятельная работа.

Подготовка реферата «Этические нормы в Российском обществе от древности до наших дней»

2

3

Тема1.3.Этика взаимоотно

шений

с клиентом

Этические проблемы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента. Права клиента. Реальная свобода выбора клиента. Независимость клиента, самостоятельность

Учет этнических, религиозных, возрастных и других особенностей

клиента в этике специалиста по социальной работе

Этические аспекты первого контакта с клиентом. Взаимосвязи взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента. Этические аспекты постановки целей и выбора средств их достижения. Этическая ответственность перед клиентом и обществом

Профессиональная ответственность. Этическая ответственность процесса и результатов деятельности специалиста по социальной работе. Проблемы прекращения взаимоотношений специалиста,
по социальной работе и клиента.

Этические принципы в социальной работе. Этикет социального работника. Личностно - нравственные качества социального работника


2


1


Практическое занятие

Составление профессиограммы личностно-нравственных качеств социального работника

2

2


Самостоятельная работа.

Составление аннотации методической литературы по проблемам учета этнических, религиозных, возрастных и других особенностей клиента в этике специалиста по социальной работе

1

3

Тема 1.4. Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социальной работы

Профессионально-этические кодексы в социальной работе. Этический кодекс межрегиональной ассоциации социальной службы. Этический кодекс социального работника России.

Этика взаимоотношений в коллективе учреждения социальной защиты. Принципы взаимоотношений в коллективе социальной службы. Моральные принципы сотрудничества (равенство, уважение, доверие и т.д.).

Этические аспекты социальных служб

2

1


Практическая работа

Составление таблицы «Принципы партнёрских взаимоотношений»

2

2


Самостоятельная работа

Составление «Кодекса социального работника»

2

3

Тема 1.5. Психологичес

кие стороны делового общения

Понятие, характеристика и содержание общения. Общение как способ деятельности специалиста по социальной работе. Структура общения. Средства общения. Коммуникативная сторона общения. Общение как способ восприятия людьми друг друга. Сложности социальной перцепции. Стили общения. Тактика общения. Деловое общение

1

1

Тема 1.6. Общение как коммуникация

Успех делового общения. Общение как взаимодействие. Нормальное взаимодействие. Ролевое взаимодействие. Средства и способы оптимизации общения. Технологии эффективного общения и рационального поведения. Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание

1

1


Практическое занятие.

Проведение диагностических заданий по определению навыков общения

2

2


Практическое занятие.

Подбор и проведение тренинговых заданий, раскрывающих технологию эффективного общения

2

3


Практическое занятие.

Анализ психологических ситуаций с использованием методов и технологий общения

2



Самостоятельная работа.

Подбор и анализ примеров, раскрывающих способы вербального и невербального взаимодействия по материалам периодической печати

1

3


Самостоятельная работа.

Подбор и оформление серии упражнений для развития навыков общения

1

3

Раздел 2. Основные техники и приемы общения

23


Тема 2.1

Речь в деятельности специалиста по социальной работе

Речь и ее функции. Общее понятие о речи. Виды речи. Язык как средство общения. Мышление и речь. Речь как особая форма общения. Язык как система средств общения. Основные свойства речи. Индивидуальные особенности речи

Виды речевой деятельности. Особенности речевой коммуникации в деятельности специалиста по социальной работе: овладение навыками чтения, слушания, письма, устной речи. Речевая тактика убеждения.

Язык вербальный. Язык невербальный




1


1

Практическая работа.

Подбор и проведение упражнений, на отработку особенностей

речевой коммуникации в деятельности специалиста по социальной

работе: овладение навыками чтения, слушания, письма, устной речи

2

2


Самостоятельная работа.

Составление схемы «Виды речи», подбор примеров на каждый вид речи из художественной литературы, оформление задания

1

3

Тема 2.2

Общене как взаимодейст

вие


Нормальное взаимодействие. Ролевое взаимодействие. Средства и способы оптимизации общения. Технологии эффективного общения и рационального поведения. Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание. Приемы вербального, интерактивного и перцептивного общения. Стратегия взаимодействия как способ объединения индивидуальных усилий людей в ходе совместной деятельности. Типы взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Модели личности в общении. Особенности группового общения. Типы взаимодействия в группе.

Телефонные переговоры. Особенности организации общения по телефону. Правила ведения телефонных переговоров. Условия оптимального ведения деловых телефонных переговоров.

2

1

Тема 2.3 правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования


Особенности коммуникативного взаимодействия. Приёмы эффективной обратной связи. Проблемы оптимизации общения. Техники и приёмы эффективного слушания.

Значение, функции, этапы проведения деловой беседы. Структура деловой беседы и основные ее виды. Задачи начала беседы. Наиболее эффективные приемы воздействия на партнера по общению. Приемы говорения. Основы тактики аргументации. Фаза принятия решений. Критерии эффективности беседы.

Основы использования механизмов убеждения. Общая характеристика основных механизмов в общении. Структура процесса убеждения. Прямой и косвенный способы убеждения. Феномен понимания в общении. Причины непонимания собеседниками друг друга, коммуникативные барьеры.

Технология консультирования в социальной работе.

Основы инструктирования.

1

1


Практическое занятие.

Анализ социально-психологических ситуаций по проблеме оптимизации межличностного взаимодействия

2

2


Самостоятельная работа.

Составление плана организации и проведения беседы

1

3

Тема 2.4

Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

Этика делового взаимодействия.

Формы делового общения. Психологические приемы влияния на собеседников. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Техника и тактика аргументирования.

2

1

Практическое занятие.

Подбор и анализ социально - психологических упражнений

2

2

Самостоятельная работа.

Составление Памятки условий позитивного делового общения

2

3

Тема 2.5.

Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

Понятие конфликта. Структура конфликта. Конфликт как проявление стресса. Роль механизмов восприятия в возникновении и развитии конфликта. Типология конфликтов, сфер их действий, стилей их разрешения. Правила поведения в условиях конфликта.

1

1

Практическая работа.

Изучение стратегии тактики поведения личности в конфликте. Проведение диагностики по методике определения стратегии поведения в конфликте К.Томаса.

1

2

Практическая работа.

Анализ социально - психологических ситуаций

1

2


Самостоятельная работа.

Подбор и оформление Альбома упражнений на снятие эмоционального напряжения

2

3

Раздел 3

Составляющие внешнего облика делового человека

3


Тема 3.1. Слагаемые имиджа делового человека

Имидж делового человека. Внешний облик человека. Этика в профессиональной деятельности социального работника. Мода. Стиль делового человека. Макияж, костюм, прическа, аксессуары и другие составляющие имиджа делового человека

1

1

Самостоятельная работа.

Презентация проекта «Внешний облик социального работника»

2

3

Раздел 4.

Интерьер рабочего пространства

4


Тема 4.1.

Организация рабочего пространства

Интерьер. Правила оформления интерьера рабочего помещения. Особенности социального пространства, расстояние. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

1

1


Самостоятельная работа.

Презентация проекта «Кабинет социального работника»

2

3

Дифференцированный зачет

1

2,3

Всего:

54


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места - 30;

рабочее место преподавателя;

основные и дополнительные учебные издания по дисциплине;

контрольно-измерительные материалы (КИМы);

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, видеомагнитофон, видеокамера, телевизор, мультиформатный плеер.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: персональные компьютеры (с выходом в Интернет) - 15, программное обеспечение общего и профессионального назначения, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

3.2.Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Ковальчук А.С. Основы делового общения : учебное пособие/ А. С. Ковальчук. -М.: "Дашков и К", 2007. -300 с.

  2. Кузнецов И.Н. Бизнес-психология/ И. Н. Кузнецов. - М.: "Дашков и К", 2007. -244 с.

  3. Мананикова Е.Н. Психология управления: учебное пособие/ Е. Н. Мананикова. - М.: "Дашков и К", 2007. -320 с.

  4. Психология менеджмента: Под ред. Г.С. Никифорова, 3-е изд. -Х.: Гуманитарный центр, 2007. -512 с.

  5. Психология деловых конфликтов: Хрестоматия. Учебное пособие. -Самара: Бахрах-М, 2007. -768 с.

  6. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное пособие/ А. К. Семенов , Е. Л. Маслова. -М.: "Дашков и К", 2007. -276 с.

  7. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления : учебник/ Л. Д. Столяренко. -Р/на-Дону: "Феникс", 2006. -416 с.

  8. Психология делового общения / И.И. Аминов. - М.: Омега-Л, 2005. - 304 с.

  9. Шеламова Г. М. Этикет делового общения: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192с.

  10. Шеламова Г. М. Психоогия и этика профессиональной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 64с.

  11. Шеламова Г. М. Этикет деловых отношений: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 64с.

  12. Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений: Учебное пособие / М.:МЭСИ 2003. - 117 с.

Дополнительные источники:

1. Деловое общение: Учебное пособие/ Асташина Л.Н. Московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы. - Барнаул: Изд-во АЦНТ. 2003. - 173 с.

2. О деловой этике и этикете: Учебник / под ред. В.И.Венедиктовой. - М.: Фонд «Правовая культура», 1994. - 176 с.

3. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991. - 203 с.

4 . Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - Москва: Знание, 1988. -64 с.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. Москва: Просвещение,1987. - 190 с.

6. Основы имиджелогии и делового общения: учебное пособие для студентов вузов/ А.С. Ковальчук. - Изд. 5-е, Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 282 с.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - Москва: издательство МГУ, 1989.- 216с.

8. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

9. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - Москва: Просвещение, 1995, - 192 с.

10. Этика делового общения: Учебное пособие/ Ботавина Р.Н. - - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.

11. Этика и этикет в бизнесе: Учебное пособие/под ред. Дейв Коллинз: - Ростов н/Д Феникс, 2006. - 160 с.

12. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - Москва: «Владос», 1995.- 544 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине « Деловая культура», обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, решения психолого-педагогических, социально - педагогических задач, написания рефератов, проведения диагностических исследований, контрольной работы.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, который проводит преподаватель, ведущий дисциплину.

При изучении учебной дисциплины «Деловая культура» в конце четвертого семестра проводится дифференцированный зачет.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения.

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для оценки уровня освоения дисциплины.



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Умения:

осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

поддерживать деловую репутацию;

создавать и соблюдать имидж делового человека;

организовывать деловое общение подчинённых

Текущий контроль в форме:

экспертной оценки решения психолого-педагогических задач (практические, лабораторные занятия, внеаудиторная самостоятельная работа)

Знания:

Правила делового общения

-тестирование;

-экспертная оценка способности искать, оценивать информацию на практическом занятии;

-экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач на практических занятиях;

- экспертная оценка способности осуществлять психологический анализ явлений и фактов при решении задач на практических занятиях;

-экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач во внеаудиторной самостоятельной работе;

-экспертная оценка организации самостоятельной работы с целью определения задач профессионального и личностного развития, осознанного планирования, эффективного поиска необходимой информации, использования различных источников, включая электронные;

-экспертная оценка выполнения самостоятельной работы - написание реферата: поиск необходимой информации, использование различных источников, включая электронные, полнота и доступность информации, умение вычленять и квалифицировать психологические явления.

Основные техники и приемы общения

-тестирование;

-экспертная оценка способности искать, оценивать информацию на практическом занятии;

-экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач на практических занятиях;

-экспертная оценка способности осуществлять психологический анализ явлений и фактов при решении задач на практических занятиях;

-экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач во внеаудиторной самостоятельной работе;

-экспертная оценка организации самостоятельной работы с целью определения задач профессионального и личностного развития, осознанного планирования, эффективного поиска необходимой информации, использования различных источников, включая электронные

Составляющие внешнего облика делового человека

-тестирование;

-экспертная оценка способности искать, оценивать информацию на практическом занятии;

-экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач на практических занятиях;

-экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач во внеаудиторной самостоятельной работе;

- экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач во внеаудиторной самостоятельной работе (исследовательская деятельность; составление проектов).

Интерьер рабочего пространства

- тестирование;

- экспертная оценка способности искать, оценивать информацию на практическом занятии;

- экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач на практических занятиях;

- экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач во внеаудиторной самостоятельной работе;

- экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения психолого-педагогических задач во внеаудиторной самостоятельной работе (исследовательская деятельность; составление проектов).

- _________: экспертная оценка теоретических знаний и практических умений по всем разделам программы.






Разработчики:

ОАОУ СПО АСПК преподаватель психологии Лаврентьева И В

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

ОАОУ СПО АСПК к.п.н.,зам.директора по учебно -производственной работе Миронова Г.В.

1


© 2010-2022