Доклад Что такое здоровьесберегающие технологии

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько педагогических технеологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям модульного обучения, по технологиям В.Зайцева, М.Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения". ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников c ограниченными

возможностями здоровья, специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №4

городского округа Тольятти








Доклад

«Что такое здоровьесберегающие технологии»





Автор:

Бурментьева Наталья Викторовна,

учитель математики

ГС(К)ОУ школы-интерната №4






Тольятти

2014

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.

  2. Учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы.

  3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

  4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. (Петров О.В.)

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям модульного обучения, технологиям В. Зайцева, М. Монтессори и т. д. или по «технологии здоровьесбережения». Но цель образовательной технологии - достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся!

В контексте задач здоровьесбережения все педагогические технологии можно разделить на 3 группы. Первая включает технологии, с большей вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. К этой группе, к сожалению, приходится отнести традиционную технологию обучения. Сюда же должны быть отнесены технологии, связанные с чрезмерной интенсификацией образовательного процесса, активным использованием методов авторитарной педагогики.

Вторая группа альтернативна первой, т. к. в отнесённых к ней технологиях сохранение и укрепление здоровья, прежде всего психического, заявляются в качестве важнейших приоритетов, обеспеченных технологической поддержкой на любом уровне (принципами работы, задачами, методами, программами и др.), реализуются на практике и подтверждаются результатами диагностики (мониторинга). Эти технологии и определяются как здоровьесберегающие образовательные технологии. К этой категории относятся педагогические технологии, ставящие в качестве приоритетной цели личностное развитие ребёнка: личностно-ориентированные технологии, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология и т. д.

К третьей группе, самой многочисленной, относятся все остальные педагогические технологии, по описанию которых и предварительному знакомству с которыми невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса. Методологические основы технологий данной группы, как правило, предполагают субъектную позицию ученика, психологическую комфортность образовательного процесса (например, информационные технологии, модульное обучение, проектное обучение и т. д.). То есть по основным признакам эти технологии могут быть отнесены к здоровьесберегающим. Однако, тут всё будет зависеть от учителя.

Так что же такое здоровьесберегающая образовательная технология?

Здоровьесберегающая технология та, которая подчиняется главному закону «НЕ НАВРЕДИ!». Та, которая предполагает не ОБучение, а учение. Та, где образовательный процесс ориентирован на ребёнка и осуществляется для ребёнка.

Можно долго проветривать класс городским смогом, можно засеять всю школу луком и повесить детям на шею дольки чеснока. Можно делать на каждой перемене оздоровительную гимнастику и проводить на каждом уроке по несколько физкультминуток. Но всё это нельзя назвать здоровьесберегающей образовательной технологией. Здоровьесбережение начинается тогда, когда учитель видит и знает все индивидуальные проблемы своих учеников, когда учебный процесс строится с учётом особенностей восприятия и темперамента каждого ученика, когда урок перестаёт быть «русской рулеткой» - «спросит-не спросит», когда дети перестают идти к доске как за линию фронта: «прикрой, атакую», а сами выбирают уровень сложности учебного задания...

Основные требования к качественному учебному занятию в условиях здоровьесберегающей педагогики

  1. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности детей с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  2. Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

  3. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

  4. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  5. Эффективное использование педагогических средств, обеспечивающих двигательную активность (физкультминуток, подвижных игр).

  6. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

  7. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

  8. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.

  9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого элемента занятия с учётом особенностей развития обучающихся.


Источники информации

  1. Лекция дистанционных курсов повышения квалификации «Инновационные образовательные технологии обучения детей с ООП» «Здоровьесберегающие образовательные технологии».


© 2010-2022