- Преподавателю
- Другое
- Эссе «Моя педагогическая философия»
Эссе «Моя педагогическая философия»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иваненко М.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эссе «Моя педагогическая философия»
За детскую улыбку все отдам:
Свое тепло, внимание, заботу,
Я, правда, благодарна небесам,
Что подсказали мне прекрасную работу...
Разными путями приходят в школу учителя и, так же, по разному складываются их школьные судьбы. Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно. Я, скорее, отношусь к первой категории. Слова Де Сент Экзюпери « Все мы родом из детства» относятся и ко мне. Еще маленькой девочкой я была очарована своей первой учительницей. Думая о ней, я сразу вспоминаю стихотворение А. Иоффе:
Мы помним год и день, и час
Когда звонок веселый
Позвал учиться в первый класс
В родную нашу школу.
И робость сразу же прошла,
И стала осень краше,
Когда с улыбкой в класс вошла
Учительница наша.
Она могла понять без слов,
И нас умела слушать,
Вселяя веру и любовь
В распахнутые души!
Как к солнцу тянется листва,
Тянулись к ней всегда мы
И стали главными слова:
Учитель. Друг.. и Мама!
Моя учительница была для меня идеалом доброты , справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей! Слушала, как она ведет урок и сердце мое замирало. Этот образ со мной с самого детства. Уже тогда, лет с семи, отвечая на вопрос взрослых; « Кем ты хочешь быть?»- я неизменно говорила- «Учителем.»
Начиная изучать английский язык в пятом классе, я сразу же полюбила этот предмет. Он легко давался мне и, чувствуя свою успешность, я знала, что моя дальнейшая жизнь будет связана именно с этим языком.
И вот моя профессия -УЧИТЕЛЬ! Это стало окончательно понятно, когда в школе меня впервые назвали по имени-отчеству. В школе я прикоснулась к труду большому, интересному, но, одновременно, сложному.
Ведь сложность учительского труда состоит в том, что ему не только нужно научить детей своему предмету, а найти путь к каждому ученику, создать для него все условия для развития способностей. Лев Толстой когда-то сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.» Но совершенным учителем тоже ведь сразу не станешь. В моей педагогической практике было все: и восторг, и удовлетворение от собственных успехов и успехов моих учеников, но порой и руки опускались от того, что что-то не получалось или воспринималось не так, как мне этого хотелось. Как много я хотела показать моим ученикам; как прекрасен мой предмет, как постичь то, что я знаю и люблю, как не растерять все самое ценное, что есть у человека - любовь, доброту, мудрость. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью. Когда я вижу, как мои десятиклассники не хотят уходить домой и делятся со мной своими проблемами, я начинаю верить, что всё получилось, и я смогла научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств.
Наполнить жизнь ученика добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознанье,
Он в жизнь приходит не пустой -
С потенциалом скрытых знаний.
Из прошлых жизней он несет с собой
Способности, возможности, таланты,
И мы должны с любовью, добротой
Помочь раскрыть, отшлифовать бриллианты.
Н. Комисаренко.
Мои ребята тоже многому учат меня. Работая с детьми, учишься у них непосредственности и открытости, умению воспринимать мир добрым и светлым. А у старшеклассников порой стоит поучиться практичности и прагматичности.
Я работаю в школе десять лет и теперь я точно знаю, что работа учителя непроста, преподавание требует колоссальной подготовки, как все в жизни. Но самое важное в этой подготовке, как мне кажется,- это твердо уяснить для себя несколько принципов:
-
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» В. Ключевский.
-
« Учитель-человек, который может делать трудные вещи легкими. Р.Р. Эмерсон.
-
« Нужно любить то, что делаешь и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.» -М. Горький.
-
Самый главный принцип: «Люби. Твори. Прощай.»
Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу - стержень, благодаря которому человек остается личностью. И этому я тоже учу детей. Наверное в жизни случайностей не бывает и если я пришла в школу, значит так это и должно было случиться....
Мне говорят, что слишком много любви я детям отдаю,
Что материнская тревога до срока старит жизнь мою.
Но что смогу я им ответить, сердцам бесстрашным как броня:
Любовь, мной отданная детям, сильнее делает меня!