- Преподавателю
- Другое
- Урок мужества Герои земли Цильнинской
Урок мужества Герои земли Цильнинской
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ислямова Н.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЗАЯВКА
на участие в областном конкурсе методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России»
Номинация: методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Сведения об участнике
Ф.И.О. Ислямова Наталья Васильевна
Дата рождения: 21.07.1981 года рождения
Место работы, должность: МОУ Мокробугурнинская СОШ МО
«Цильнинский район» Ульяновской области,
заместитель директора по воспитательной
работе
Адрес места работы: 433602 Ульяновская область,
Цильнинский район,
с. Мокрая Бугурна,
ул. Суркова, 5.
Телефон рабочий: 88424535419
Электронная почта: [email protected]
Домашний адрес: 433602 Ульяновская область,
Цильнинский район,
с. Мокрая Бугурна,
ул. Куйбышева, 5.
Телефон личный: 89278143461 (моб.)
88424535468 (дом.)
Электронная почта: [email protected]
Стаж работы в системе образования: 10 лет
МОУ Мокробугурнинская средняя общеобразовательная школа
МО «Цильнинский район» Ульяновской области
Номинация: методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Урок мужества
«Герои земли Цильнинской»
Автор: Ислямова Наталья Васильевна
Место работы, должность: МОУ Мокробугурнинская СОШ МО
«Цильнинский район» Ульяновской области,
заместитель директора по воспитательной
работе
Домашний адрес: 433602 Ульяновская область,
Цильнинский район,
с. Мокрая Бугурна,
ул. Куйбышева, 5
Телефон: 89278143461 (моб.)
88424535468 (дом.)
Пояснительная записка
В основе организации воспитания в нашей школе лежит воспитание патриотизма у учащихся.
Именно этих ценностей все меньше остается в наших детях и даже взрослых. Почему это происходит? Кто-то целенаправленно их уничтожает или не прививает? Неужели эти ценности сами возникают в человеке? Нет! Их нужно воспитывать в детях и родителях. Все больше люди ценят материальное обеспечение, все меньше - духовное богатство. Оно нынче не в моде. И как же трудно не пришлось бы нам, пока сами люди не изголодаются по душевности, по милосердию, по воспитанности, они не поймут, какое богатство дороже - материальное или духовное. А наша задача - продолжать бороться за чувство Родины, за патриотические чувства детей.
Пути реализации целей, критерии их достижения
-
Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки
к празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. -
Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими
памятными датами и событиями истории России. -
Организация цикла тематических выставок, классных часов.
-
Проведение фестивалей и конкурсов, участие в них.
-
Историко-патриотические мероприятия.
-
Участие во всероссийских спартакиадах, спортивных играх и соревнованиях.
-
Забота о ветеранах.
-
Проведение Уроков мужества
На конкурс предоставляется сценарий проведения Урока мужества «Герои земли Цильнинской».
Данная работа предоставляется в номинации: методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
В 2010 году был реализован Всероссийский проект «Наша общая Победа». Совместно с учащимися школы мы приняли участие в данном проекте. Сделали видеосъёмку ветерана Великой Отечественной войны, жителя нашего села Базенкова Александра Васильевича и Дроздовой Марии Петровны, которая в годы войны была ребёнком. К сожалению, они ушли из жизни в 2013 году, но память о них остается с нами навеки.
Перед проведением урока проводится подготовительная работа. Учащиеся просматривают видеофильмы о земляках, жителях села, участвовавших в событиях 1941-1945 г.г. Обсуждают увиденное и услышанное на классных часах, делают вывод о том, как было трудно в годы войны детям, как простые жители помогали завоевать победу, о том, как молодые парни уходили на фронт. Ребята воочию слышат рассказы тех, кто жил в годы войны и имеют возможность сделать собственные выводы о тяжелых временах военного и послевоенного времен.
Данные видеофильмы можно использовать при проведении бесед, классных часов, круглых столов патриотической направленности, как младших, так и старших классов. Можно использовать фрагменты фильма.
Также учащиеся знакомятся с Героями Советского Союза Цильнинского района, находят биографические сведения о них. Узнают, что в нашем селе есть улица Суркова, названная по фамилии Героя Советского Союза Суркова Г.Н., его могила, хотя он и не являлся жителем села, а работал председателем колхоза в послевоенные годы. Узнают еще об одном уроженце с. Мокрая Бугурна, Герое Советского Союза Чиженкове Николае Николаевиче.
Цель урока: способствовать формированию патриотических чувств, чувства Родины через историческое прошлое (1941 - 1945г.г.) нашей страны, малой Родины.
Задачи урока: познакомить учащихся с Героями Советского Союза Цильнинского района; на примере показать, что за победу стояли не только взрослые, но и дети войны; развивать любознательность; воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны, малой Родины.
Данное мероприятие представлено в форме нестандартного урока - Урока Мужества, основанного на нетрадиционной организации учебного материала. Также используется творческая форма работы, где ребята предоставили материалы о своей самостоятельной поисковой деятельности. На уроке применяется метод эмоционально-нравственного стимулирования и метод создания ситуации новизны. Чтобы использовать эти методы были сняты и показаны видеофильмы о реальных людях, прошедших годы войны.
Также в сценарии звучат стихи моего собственного сочинения о Родине, о родном крае, о войне, размышления о «чувстве Родины».
Урок Мужества рассчитан на учащихся 5 - 6 классов.
Результатами урока должны быть знания прошлого нашей страны (1941 - 1945г.г.), имена земляков, удостоенных высокого звания «Герой Советского Союза» родного края, основные цифры и факты военного времени, знания стихотворений и песен военных лет, выполненные поисковые работы на тему: «Герои земли Цильнинской».
Ход урока
Ведущий: Памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужас войны, посвящается наш урок, который называется «Урок Мужества».
Великая Отечественная война уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до победы. Прошли годы, но мы помним подвиг нашего народа, гордимся его мужеством и стойкостью. Память об этом подвиге увековечена не только в бронзе памятников, в творчестве поэтов и писателей, композиторов и художников. Практически в каждой российской семье бережно хранятся награды и военные фотографии, документы не только участников Великой Отечественной войны, но и тружеников тыла, детей войны. Великая Отечественная война - это великая трагедия, горе, смерть, уничтожение людей.
Чтец: Мы память храним в сердце свято
О той, о великой войне.
К могиле Героя-солдата
Возложим цветы по весне
И лет пролетело немало
С той трудной и страшной поры.
Отечество нам завещало:
«Героев вы помнить должны!»
Ведущий: 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Почти 4 года бушевало пламя Великой Отечественной войны. Труден и долог был путь к победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Советские воины прошагали тысячи километров, освободив нашу страну и страны Европы от фашистов.
1 ученик: Доблестно сражались «Цильнинцы» старших поколений на фронтах Великой Отечественной войны. Они вписали в историю Отечества много славных страниц. И ныне живущие отдают им дань уважения за мужество и героизм в битве с врагом, за стойкость духа, за трудовые достижения в тылу. Достойны своих отцов, дедов и их дети, родившиеся в послевоенные годы, на долю которых пришли тоже тяжелые испытания.
2 ученик: «Цильнинцы» гордятся своими Героями - защитниками Отечества, тружениками трудового фронта. За бесстрашие и героизм в годы Великой Отечественной войны наши земляки удостоены высокого звания «Герой Советского Союза». Это (каждый ученик называет Героя):
Петр Антонович Богатов
Иван Михайлович Будилин
Иван Николаевич Бурмистров
Егор Терентьевич Воробьев
Василий Романович Городецкий
Николай Григорьевич Князькин
Павел Васильевич Лаптев
Василий Александрович Любавин
Григорий Николаевич Сурков (родился в Новоспасском районе, но похоронен в нашем селе)
Николай Николаевич Чиженков.
(Учащиеся рассказывают о каждом Герое Советского Союза, где родился, за что получил звание, какой подвиг совершил)
Ведущий: Люди, достойные высокого звания Героя Советского Союза - Николай Николаевич Чиженков, Григорий Николаевич Сурков непосредственно сопричастны к нашей малой Родине - к нашему селу Мокрая Бугурна. В честь Суркова названа главная улица нашего села, на которой стоит наша школа, здание администрации, библиотека. Благодаря мужеству таких людей, мы живем в мире и спокойствии, наслаждаемся красотой природы своей малой Родины.
Чтец: Как прекрасна Родина моя -
Речка, озеро, бескрайние поля!
Все, что глазом можно обвести.
Красоту такую не найти.
Ласточки летают над землей,
Так бывает пред дождем порой.
Ветер в ветках весело шумит,
За листочки яблоньку дразнит.
В небесах высоких далеко
Словно вылили кто-то молоко -
Облака неспешные плывут
И как будто весточку несут.
Весть для сердца, для моей души,
Как края родные хороши,
Как прекрасна Родина моя -
Речка, озеро, бескрайние поля!
Ведущий: Стойкость, самоотверженность, храбрость советского народа смели план гитлеровского командования о захвате, во что бы то ни стало нашей Родины. Победу завоевали ценой в 27 млн. человеческих жизней, было разрушено 1710 городов и поселков, сожжено 70 тыс. сел и деревень, разбито и подорвано 65 тыс. км железных дорог и 31850 фабрик и заводов.
Сегодня солдат, вернувшихся с тех жестоких сражений XX века, с нами остается все меньше. А память не гаснет и передается из поколения в поколение совершённый советским солдатом подвиг во имя мира на Земле.
Нам с вами удалось услышать рассказы о тех страшных днях из уст людей, которые были именно в том месте и в то время, в годы Великой Отечественной войны - ветерана войны Базенкова Александра Васильевича и Дроздовой Марии Петровны, которой в годы войны была еще ребенком. Спустя много лет свежи в их памяти те воспоминания, так ярко описаны события, дела минувших дней. Но время неумолимо движется вперед, их уже нет, но жива память. Почтим минутой молчания всех павших в годы войны.
(Минута молчания)
Слушание песни М. Бернеса «Журавли»
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может это место для меня.
Настанет день, и журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Чтец: Окину взглядом дальние просторы -
Передо мной раскрыт прекрасный вид.
Все это - лес, поля и горы
Навеки сердце сохранит.
И купола стремятся выше,
И колокольный звон манит,
Вдали домов сверкают крыши -
Все это сердце сохранит.
Спустившись по тропинке в нишу,
Где бьет родник, звеня, журчит,
Испив студеную водицу
Мое он сердце исцелит.
Ведущий: Что помогает человеку быть верным своему долгу, своей Родине, народу? Какие качества людей?
(Ответы: смелость, отвага, честь, храбрость, стойкость духа, любовь)
Ведущий: Верно. А еще такое качество, как «чувство Родины».
Чувство Родины… Мы слышим эти слова, но не всегда осознаем, что же они означают. В чем заключается их смысл?
Человек не сможет познать это чувство, не чтя своих Мать и Отца, братьев и сестер; воздух, которым дышит; природу, которую созерцает.
Осознание этого чувства происходит не сразу, оно формируется с годами. Чувство Родины тесно связано с семейными ценностями. Семья - опора в жизни человека, крепкая семья - надежная опора.
Где б ни жил человек, куда б ни стремился, сердце его тянет по велению чувства Родины туда, где его мама и папа, в края, где он родился и провел детство.
Заключение
Ведущий: Из года в год будет жить память о великих людях - Героях войны. Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле.
Чтец: Люди земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет никогда, -
Заклинаю - помните! (Роберт Рождественский)
Список используемой литературы:
-
Воробьёв Е. З. Москва: близко к сердцу. Страницы героической защиты города. М., 1989.
-
Буков К. И. Победа под Москвой. М., 1962.
-
Калуцкий Н. В. Московская битва // Военно-исторический журнал. 1990. № 4
-
Чернова М. Москва военная // История. 1997. № 18.
-
Никонов В. М. В тяжкий час страны родной. Г-Х. 1995.
-
Поклонимся великим тем годам. М.: Знание. 1995.
-
Газета. Начальная школа. 2005. № 6
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2004. (DVD).
-
//После уроков. №7, 06.04.2010 г.