- Преподавателю
- Другое
- Исследовательская работа по экономике
Исследовательская работа по экономике
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богова С.Е. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
Большепечерская основная общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Дружил ли А.С.Пушкин с экономикой»
Выполнила: Архипова Ольга,
Ученица 7 класса
Руководитель: Богова С.Е.,
учитель экономики
2014
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.Название проекта: «Дружил ли А.С.Пушкин с экономикой»
2.Руководитель проекта: Богова С.Е., учитель экономики
3.Название образовательного учреждения: МОУ Большепечерская ООШ
4. Год разработки: 2014
5.Опыт использования: обшешкольная конференция «Старт в науку»
6. Цель: формировать интерес к изучению экономики и исследовательской деятельности по предмету.
7.Задачи:
- Прочитать сказки А.С.Пушкина глазами экономиста
- Проанализировать сказки А.С.Пушкина, отметив их взаимосвязь с экономикой
- Сделать вывод о знании экономики поэта по сюжетам сказок А.С.Пушкина
8.Форма организации детей: Индивидуальная
9. Тип проекта: поисково-исследовательский
10. Используемые технологии: учебное исследование, информационно-коммуникационные
11.Форма продукта проектной деятельности: презентация, проект
12.Способ объединения результатов: открытый урок в рамках методической недели
13. Вид презентации: компьютеродемонстрирующий
14.Класс: 7
15. Количество участников: 1
16. Предметная область: Экономика
17.Состав участников: общешкольный
18.Характер координации: явный
19. Время работы: февраль, 2014 год
20. Режим работы: внеурочный
21. Техническое оснащение: компьютер,
22.Информационное оснащение: интернет-ресурсы, книжная выставка
«Сказки А.С.Пушкина», карточки с экономическими терминами, заметки из газет, новости по ТВ
Карточки (Странички)
Потребности
Ограниченность ресурсов
Безграничность человеческих потребностей
Бартер
Торговля
Товары и услуги
Факторы производства: труд, земля, капитал.
Ребята, самые удивительные книги - это сказки.
Проработкой народных сказок стали заниматься на Руси со второй половины 18 века. Причем только А.С.Пушкин вывел сказку как жанр литературы из второстепенной в первостепенную. В ноябре 1824 года из Михайловского Пушкин писал брату Льву: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Содержание
1.Вступление _____________________________________________________________________стр. 1
2.Основная часть
-
1.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне- лебеди» _________________________________________________стр.2
-
2.Сюжет сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»________________________________________стр.3
-
3.Сюжет сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде»____________________________стр.4
-
4.Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»_____________________стр.5
-
5.Сюжет сказки «Сказка о золотом петушке»_______________________________________стр.6
3.Заключение ______________________________________________________________________стр.7
4. Список использованной литературы _________________________________________________стр.
-
Вступление.
"Что за прелесть эти сказки"!
Их читаем вновь и вновь.
В них и шутки, и печали,
И коварство, и любовь.
В них былого тень сокрыта
И заботы наших дней...
А есть в них экономика?
Узнать хочу скорей.
Знал и Пушкин….
Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, драматург, писатель и сказочник говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Известно, что с 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке», а одна «О медведихе» осталась незаконченной. С самого детства я знакома с ними.
Мне захотелось узнать, а сам-то Пушкин дружил с экономикой? Любил ли он экономику, как я?
Я решила взглянуть на сказки Пушкина глазами экономиста, с позиций тех знаний, которые я получила на уроках экономики.
Основной целью моей работы является - исследование сказок А.С.Пушкина с целью анализа экономических понятий, которые встречаются в сказках.
Работая над темой, я решала следующие задачи:
1. Прочитать сказки Пушкина, проанализировать их с позиции своих знаний по экономике.
2. Найти, какие экономические понятия раскрывает в своих сказках А.С. Пушкин.
3. Экономические обоснования сюжетов.
Актуальность данного исследования обуславливается тем фактором, что на уроках литературы мы анализируем содержание сказок, богатство языка Пушкинских произведений, даём характеристику героям, а что если посмотреть на сказки глазами экономиста. С этой точки зрения пушкинские сказочные сюжеты - малоизученная область и их анализ раскроет тайну - знал ли Пушкин экономику. Использовал ли при работе над сказками..
Моя работа может использоваться на уроках литературного чтения в начальных классах, на уроках экономики, литературы в среднем звене.
Новизна темы заключается в том, что многие ученые-фольклористы исследовали источники сюжетов сказок А.С.Пушкина, а экономисты - нет
Предмет исследования: сюжет сказок А.С.Пушкина.
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина
Я выдвинула гипотезу - ???можно ли через сюжеты сказок выявить использование экономических понятий Пушкиным. Своей работой я попытаюсь или доказать нашу гипотезу или опровергнуть.
2.Основная часть
Я по-новому посмотрела на сказки Пушкина, а именно с экономической точки зрения. Многие герои, любимых с детства сказок А.С. Пушкина, обыкновенные люди. Они имеют различные потребности, которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг, которые они могут купить или изготовить самостоятельно. Иногда удовлетворить потребности им помогает волшебство.
Старику - Золотая рыбка, Князю Гвидону - Царевна-лебедь.
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!..
"Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу.
По сказке оказывается, что проблема, стоящая перед всеми людьми, не существовала для Царевны-Лебедь. Это проблема ограниченности ресурсов. А вот проблему безграничности человеческих потребностей хорошо проиллюстрирует следующий эпизод.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
"Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей…
Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей"
(Сказка о царе Салтане…)
А вот ещё известные с детства строчки:
Жил- был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда
"Что, батька, так рано поднялся?..
Ладно. Не будет нам обоим накладно
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье.
(Экономические понятия: товар и услуга, базар- как древнейшая форма торговли, бартер (Будешь есть полбу и работать)
Это в "Сказке о Попе и работнике его Балде" Пушкин описывает бартер - обмен без денег по соглашению сторон.
Герои следующей сказки предпочитают бартеру товарно-денежный обмен.
"Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами.
А теперь нам вышел срок.
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана..."
"Сказка о царе Салтане..." рассказывает о купцах. Если подобрать современный синоним к слову "купец", то узнаем, что торговлей до сих пор и в наше время занимаются коммерсанты, торговец, продавцы, работник торговли. Они предоставляют нам товары и услуги, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности.
Чем отличаются товары и услуги?
Товар -это предмет, с помощью которого мы удовлетворяем свои потребности. Услуга- деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные потребности людей .
(Взять определение из учебника)
Возьмём известный всем с детства текст стихотворения "У лукоморья дуб зеленый...". Из данного стихотворения я выписала все товары и услуги. Вот какая табличка получилась.
Товары
Услуги
Золотая цепь
Песнь заводит
Избушка
Сказку говорит
Мед
Колдун несёт богатыря
Пиво
Серый волк служит
Ступа
Королевич пленяет
Изготовление товаров происходит в процессе производства. Для того, чтобы организовать данный процесс необходимо собрать воедино три фактора производства. Они тоже упоминаются в сказках Пушкина.
Земля- фактор производства, включающий в себя природные ресурсы, сырье, используемое в процессе производства. (Сказка о рыбаке и рыбке: Море с его богатствами )
Капитал- здания, сооружения, станки и оборудование, т.е. все то, что было создано в процессе производства и необходимо для изготовления товаров. . (Сказка о рыбаке и рыбке: )
Труд- люди, способные участвовать в процессе производства. (Сказка о попе и работнике его Балде)
(Иллюстрации к сказкам изображены на слайдах. Там предметы, которые можно отнести к факторам производства)
Очень много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес.
Но вернемся к действительности. Послушайте газетные заметки. Подумайте, что напоминают вам эти "экономические новости". Я думаю, все вы узнаете в них сказки Александра Сергеевича Пушкина. Они поучительны. Ведь сказка- ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.
-
Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке. (Международные отношения - Сказка о царе Салтане).
-
Правительство намерено сократить расходы военно- промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля.
(На страже Отечества - Сказка о Золотом петушке).
-
Вести из российской глубинки. В российской провинции, пенсионер С. нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам. (Сказка о рыбаке и рыбке)
-
Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения. (0 налогах. - Сказка о Попе и работнике Балде)
-
Внимание! В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон. Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
-
Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть - посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество. (Проблемы молодежи - Сказка о царе Салтане).
Я еще раз убедилась, что экономические отношения, т.е. отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали во все времена, и даже сказочные герои постоянно вступают между собой в экономические отношения.
Моя работа показала:
В этих тонких томиках
Есть и экономика.
3.Заключение.
В ходе работы над проектом я расширила свои знания о творчестве А.С.Пушкина, проанализировали его сказки. Своей работой я хотела прояснить, ???можно ли через сюжеты сказок выявить использование экономических понятий Пушкиным. Своей работой я попыталась или доказать нашу гипотезу, или опровергнуть.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
«Сказка о золотом петушке»
О том, что Пушкин дружил с экономикой, говорит и такой его отрывок из стихотворения, который я прочитала в ходе подготовки к проекту.
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смитта
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему.
Когда простой продукт имеет.
А может быть, талант великого поэта и заключается в том, что он сумел создать сказки, которые знает каждый ребёнок и воспринимает их, понимая экономический язык, изучая без труда с самого детства на его сказках экономику. В этом и проявляется гений поэта.
Наша работа расширяет представления о сказках А.С.Пушкина, может использоваться на уроках литературы, экономики, чтения в начальных классах, помогая понять гениальность великого русского поэта.
4.Список использованной литературы
1.Стихотворения. Сказки. Александр Пушкин. Москва «Эксмо». 2008. - 110с.
2.Википедия.ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%EA%E8_%E1%F0%E0%F2%FC%E5%E2_%C3%F0%E8%EC%EC
3.Материалы Интернет