Исследовательская работа по экономике

Исследование по экономике  "Дружил ли Пушкин с экономикой" проводится ученицей на основе анализа сказок, прочитанных в детстве. Талант великого поэта и заключается в том, что он сумел создать сказки, которые знает каждый ребёнок и воспринимает их, понимая экономический  язык, изучая без труда с самого детства на его сказках  экономику. В этом и проявляется гений поэта.    Наша работа расширяет представления  о сказках А.С.Пушкина, может использоваться на уроках литературы, экономики, чтения в на...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Большепечерская основная общеобразовательная школа


Исследовательская работа

«Дружил ли А.С.Пушкин с экономикой»

Выполнила: Архипова Ольга,

Ученица 7 класса

Руководитель: Богова С.Е.,

учитель экономики

2014

Исследовательская работа по экономике

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.Название проекта: «Дружил ли А.С.Пушкин с экономикой»

2.Руководитель проекта: Богова С.Е., учитель экономики

3.Название образовательного учреждения: МОУ Большепечерская ООШ

4. Год разработки: 2014

5.Опыт использования: обшешкольная конференция «Старт в науку»

6. Цель: формировать интерес к изучению экономики и исследовательской деятельности по предмету.

7.Задачи:

- Прочитать сказки А.С.Пушкина глазами экономиста

- Проанализировать сказки А.С.Пушкина, отметив их взаимосвязь с экономикой

- Сделать вывод о знании экономики поэта по сюжетам сказок А.С.Пушкина

8.Форма организации детей: Индивидуальная

9. Тип проекта: поисково-исследовательский

10. Используемые технологии: учебное исследование, информационно-коммуникационные

11.Форма продукта проектной деятельности: презентация, проект

12.Способ объединения результатов: открытый урок в рамках методической недели

13. Вид презентации: компьютеродемонстрирующий

14.Класс: 7

15. Количество участников: 1

16. Предметная область: Экономика

17.Состав участников: общешкольный

18.Характер координации: явный

19. Время работы: февраль, 2014 год

20. Режим работы: внеурочный

21. Техническое оснащение: компьютер,

22.Информационное оснащение: интернет-ресурсы, книжная выставка

«Сказки А.С.Пушкина», карточки с экономическими терминами, заметки из газет, новости по ТВ

Карточки (Странички)

Потребности

Ограниченность ресурсов

Безграничность человеческих потребностей

Бартер

Торговля

Товары и услуги

Факторы производства: труд, земля, капитал.

Ребята, самые удивительные книги - это сказки.

Проработкой народных сказок стали заниматься на Руси со второй половины 18 века. Причем только А.С.Пушкин вывел сказку как жанр литературы из второстепенной в первостепенную. В ноябре 1824 года из Михайловского Пушкин писал брату Льву: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Содержание

1.Вступление _____________________________________________________________________стр. 1

2.Основная часть

  • 1.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне- лебеди» _________________________________________________стр.2

  • 2.Сюжет сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»________________________________________стр.3

  • 3.Сюжет сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде»____________________________стр.4

  • 4.Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»_____________________стр.5

  • 5.Сюжет сказки «Сказка о золотом петушке»_______________________________________стр.6

3.Заключение ______________________________________________________________________стр.7

4. Список использованной литературы _________________________________________________стр.


  1. Вступление.

"Что за прелесть эти сказки"!

Их читаем вновь и вновь.

В них и шутки, и печали,

И коварство, и любовь.

В них былого тень сокрыта

И заботы наших дней...

А есть в них экономика?

Узнать хочу скорей.

Знал и Пушкин….

Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, драматург, писатель и сказочник говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Известно, что с 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке», а одна «О медведихе» осталась незаконченной. С самого детства я знакома с ними.

Мне захотелось узнать, а сам-то Пушкин дружил с экономикой? Любил ли он экономику, как я?

Я решила взглянуть на сказки Пушкина глазами экономиста, с позиций тех знаний, которые я получила на уроках экономики.

Основной целью моей работы является - исследование сказок А.С.Пушкина с целью анализа экономических понятий, которые встречаются в сказках.

Работая над темой, я решала следующие задачи:

1. Прочитать сказки Пушкина, проанализировать их с позиции своих знаний по экономике.

2. Найти, какие экономические понятия раскрывает в своих сказках А.С. Пушкин.

3. Экономические обоснования сюжетов.

Актуальность данного исследования обуславливается тем фактором, что на уроках литературы мы анализируем содержание сказок, богатство языка Пушкинских произведений, даём характеристику героям, а что если посмотреть на сказки глазами экономиста. С этой точки зрения пушкинские сказочные сюжеты - малоизученная область и их анализ раскроет тайну - знал ли Пушкин экономику. Использовал ли при работе над сказками..

Моя работа может использоваться на уроках литературного чтения в начальных классах, на уроках экономики, литературы в среднем звене.

Новизна темы заключается в том, что многие ученые-фольклористы исследовали источники сюжетов сказок А.С.Пушкина, а экономисты - нет

Предмет исследования: сюжет сказок А.С.Пушкина.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина

Я выдвинула гипотезу - ???можно ли через сюжеты сказок выявить использование экономических понятий Пушкиным. Своей работой я попытаюсь или доказать нашу гипотезу или опровергнуть.

2.Основная часть

Я по-новому посмотрела на сказки Пушкина, а именно с экономической точки зрения. Многие герои, любимых с детства сказок А.С. Пушкина, обыкновенные люди. Они имеют различные потребности, которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг, которые они могут купить или изготовить самостоятельно. Иногда удовлетворить потребности им помогает волшебство.

Старику - Золотая рыбка, Князю Гвидону - Царевна-лебедь.

Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит;

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!..

"Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу.

По сказке оказывается, что проблема, стоящая перед всеми людьми, не существовала для Царевны-Лебедь. Это проблема ограниченности ресурсов. А вот проблему безграничности человеческих потребностей хорошо проиллюстрирует следующий эпизод.

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает:

"Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей…

Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей"

(Сказка о царе Салтане…)

А вот ещё известные с детства строчки:

Жил- был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда

"Что, батька, так рано поднялся?..

Ладно. Не будет нам обоим накладно

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье.

(Экономические понятия: товар и услуга, базар- как древнейшая форма торговли, бартер (Будешь есть полбу и работать)

Это в "Сказке о Попе и работнике его Балде" Пушкин описывает бартер - обмен без денег по соглашению сторон.

Герои следующей сказки предпочитают бартеру товарно-денежный обмен.

"Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?"

Корабельщики в ответ:

"Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами.

А теперь нам вышел срок.

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана..."

"Сказка о царе Салтане..." рассказывает о купцах. Если подобрать современный синоним к слову "купец", то узнаем, что торговлей до сих пор и в наше время занимаются коммерсанты, торговец, продавцы, работник торговли. Они предоставляют нам товары и услуги, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности.

Чем отличаются товары и услуги?

Товар -это предмет, с помощью которого мы удовлетворяем свои потребности. Услуга- деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные потребности людей .

(Взять определение из учебника)

Возьмём известный всем с детства текст стихотворения "У лукоморья дуб зеленый...". Из данного стихотворения я выписала все товары и услуги. Вот какая табличка получилась.

Товары

Услуги

Золотая цепь

Песнь заводит

Избушка

Сказку говорит

Мед

Колдун несёт богатыря

Пиво

Серый волк служит

Ступа

Королевич пленяет

Изготовление товаров происходит в процессе производства. Для того, чтобы организовать данный процесс необходимо собрать воедино три фактора производства. Они тоже упоминаются в сказках Пушкина.

Земля- фактор производства, включающий в себя природные ресурсы, сырье, используемое в процессе производства. (Сказка о рыбаке и рыбке: Море с его богатствами )

Капитал- здания, сооружения, станки и оборудование, т.е. все то, что было создано в процессе производства и необходимо для изготовления товаров. . (Сказка о рыбаке и рыбке: )

Труд- люди, способные участвовать в процессе производства. (Сказка о попе и работнике его Балде)

(Иллюстрации к сказкам изображены на слайдах. Там предметы, которые можно отнести к факторам производства)

Очень много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес.

Но вернемся к действительности. Послушайте газетные заметки. Подумайте, что напоминают вам эти "экономические новости". Я думаю, все вы узнаете в них сказки Александра Сергеевича Пушкина. Они поучительны. Ведь сказка- ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.


  1. Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке. (Международные отношения - Сказка о царе Салтане).

  2. Правительство намерено сократить расходы военно- промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля.

(На страже Отечества - Сказка о Золотом петушке).

  1. Вести из российской глубинки. В российской провинции, пенсионер С. нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам. (Сказка о рыбаке и рыбке)

  2. Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения. (0 налогах. - Сказка о Попе и работнике Балде)

  3. Внимание! В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон. Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  4. Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть - посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество. (Проблемы молодежи - Сказка о царе Салтане).

Я еще раз убедилась, что экономические отношения, т.е. отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали во все времена, и даже сказочные герои постоянно вступают между собой в экономические отношения.

Моя работа показала:

В этих тонких томиках

Есть и экономика.

3.Заключение.

В ходе работы над проектом я расширила свои знания о творчестве А.С.Пушкина, проанализировали его сказки. Своей работой я хотела прояснить, ???можно ли через сюжеты сказок выявить использование экономических понятий Пушкиным. Своей работой я попыталась или доказать нашу гипотезу, или опровергнуть.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

«Сказка о золотом петушке»









О том, что Пушкин дружил с экономикой, говорит и такой его отрывок из стихотворения, который я прочитала в ходе подготовки к проекту.

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смитта

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему.

Когда простой продукт имеет.

Исследовательская работа по экономике

А может быть, талант великого поэта и заключается в том, что он сумел создать сказки, которые знает каждый ребёнок и воспринимает их, понимая экономический язык, изучая без труда с самого детства на его сказках экономику. В этом и проявляется гений поэта.

Наша работа расширяет представления о сказках А.С.Пушкина, может использоваться на уроках литературы, экономики, чтения в начальных классах, помогая понять гениальность великого русского поэта.

4.Список использованной литературы

1.Стихотворения. Сказки. Александр Пушкин. Москва «Эксмо». 2008. - 110с.

2.Википедия.ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%EA%E8_%E1%F0%E0%F2%FC%E5%E2_%C3%F0%E8%EC%EC

3.Материалы Интернет




© 2010-2022