Рабочая программа по риторике (8 класс)

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ





Серов

2015г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью основного общего образования является обеспечение условий для самоопределения личности, формирования адекватной мировому уровню общей культуры личности, социальных установок гражданина и соответствующей современному уровню знаний картины мира, которые позволяют реализовать права личности на получение среднего(полного) общего образования, создают основы для усвоения профессиональных программ и сознательного выбора профессиональных видов деятельности.

Цели образования по риторике:

- способствовать развитию коммуникативной культуры обучающегося;

- формировать нравственные ценности личности;

- формировать уважение к своему и чужому слову(речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальном аспектах;

- формировать способность воспринять чужую мысль, облечённую в слово, и в ответ создать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление;

- способствовать освоению определённых умений предметно-практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения, то есть речи, прямо воздействующей на адресата и способствующей взаимопониманию автора и адресата.

Программа для 8 класса предусматривает работу над текстами-рассуждениями.

Цель обучения: в опоре на познавательно-деятельностное, активное освоение риторических технологий по созданию ситуативно уместного текста обучить созданию, исполнению и целенаправленному восприятию текстов-рассуждений, основанному на риторическом анализе в соответствии с требованиями сферы общения и конкретной ситуации общения.

Задачи обучения:

1)продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;

2)выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно уместного текста-рассуждения в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста);

3)работать с основными способами развития мысли:индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;

4)осваивать смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного текста-рассуждения;

5)осваивать основные способы расположения и оформления текста-рассуждения;

6)учиться риторически грамотному исполнению текста-рассуждения;

7)осваивать анализ риторических параметров текста-рассуждения и смешанных типов текстов.

Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом с учётом национально-регионального компонента по программе Архаровой Д. И., Долининой Т. А., Чудинова А. П. из расчёта 1 час в неделю, 35 часов в год, 2 часа на развитие речи.

Для реализации программы используются следующие формы обучения: уроки изучения нового материала, повторительно-обобщающие, уроки развития речи, контроля ЗУНов, практикумы, беседы, комбинированные уроки.

Используется следующая литература:

- Архарова Д.И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Речь и культура общения/Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Часть 1.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.

- Архарова Д. И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Речь и культура общения(практическая риторика). Учебное пособие для 6 класса/ Урал. Гос. Пед. ун-т.- Екатеринбург, 2001.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО РИКО

  1. Риторические умения, формируемые при создании собственного ситуативно уместного текста-рассуждения

1.1.На этапе изобретения содержания.

-выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;

-формулировать основную мысль по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи;

- предъявлять основную мысль в сильных позициях текста;

- составлять логическую схему текста;

- обеспечить сохранность темы и основной мысли в тексте;

- уметь использовать топы, необходимые для выстраивания общей структуры текста-рассуждения;

- соотносить структуру топов с логической схемой речи;

- уметь использовать смысловые модели на уровне аргументации в качестве доводов;

- сохранять соотношение рационального и эмоционального, объективного и субъективного при выстраивании причинно-следственных связей;

- уметь пользоваться дополнительной литературой как источником «свидетельств»;

- сохранять соотношение рационального и эмоционального, объективного и субъективного при подборе примеров и всидетельств;

- использовать топы для придания речи убедительности и для привлечения внимания аудитории;

- соотносить коммуникативную, «стилистическую» и ситуативную цели создаваемого текста-рассуждения.

1.2. На этапе расположения материала.

- знать основные способы расположения материала в тексте-рассуждении ;

- выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста;

- продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;

- соотнести выбранную композиционную схему с авторской позицией;

- уметь использовать основные способы аргументации в соответствии с ситуацией общения;

- уметь использовать композиционные приёмы, создающие ощущение чёткого упорядоченного движения мысли;

- сохранять соразмерность информации на этапе расположения материала.

1.3. На этапе речевого оформления текста.

- уметь пользоваться грамматическими средствами оформления текста-рассуждения;

- использовать в тексте изученные риторические средства оформления текста (тропы, фигуры);

- выбирать стилистические средства оформления текста в соответствии со сферой общения;

- уметь использовать средства оформления как средства, отражающие авторскую позицию и помогающие воздействовать на адресата;

- осмысленно выбирать необходимый речевой жанр для создания ситуативно уместного текста.

1.4. На этапе исполнения.

- «прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст;

- соблюдать этикетные правила речевого общения;

- применять правила речевого общения;

- корректировать текст и его исполнение в соответствии с реакцией аудитории.

2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного текста-рассуждения.

2.1. При прочтении затекстовой ситуации (ситуация создания текста)

- понять настроение, состояние автора текста;

- просчитать предполагаемого адресата текста, соотнести себя с этим адресатом (понять свою ситуативную и «стилистическую» цели);

- понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.

2.2. При анализе логических структур текста-рассуждения.

- проверить формулировку основного тезиса: понятийная обработка, объективность-субъективность формулировки;

- проверить удержание темы, основной мысли;

- составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;

- проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой;

- проверить соответствие доводов и примеров основному тезису;

- «прочитывать» (осознавать) приёмы, используемые автором для воздействия на адресата - на этапе изобретения, уметь их нейтрализовать или по достоинству оценить.

2.3. При анализе композиции текста-рассуждения.

- понять композиционную структуру текста;

- сопоставить композиционную структуру и схему товов;

- оценить ситуативную уместность выбранной автором способа расположения материала;

- оценить умение автора выбрать способ аргументации в соответствии с ситуацией общения;

- оценить, насколько выбранный способ построения текста помогает отразить авторскую позицию;

- оценить умение автора использовать композиционные приёмы, создающие ощущение чёткого, упорядоченного движения мысли;

- оценить умение автора сохранять соразмерность информации;

- «прочитывать» (осознавать) композиционные приёмы, используемые автором для воздействия на адресата;

- оценить композицию текста в соответствии с выбранным жанром.

2.4. При анализе речевого оформления текста-рассуждения.

- видеть (слышать) в тексте используемые грамматические, риторические, стилистические средства оформления;

- оценить выбор средств оформления в соответствии с ситуацией общения, сферой общения;

- оценить, как выбор средств оформления помогает автору выразить свою позицию;

- оценить, как выбор средств оформления помогает автору воздействовать на адресата;

- оценить речевое оформление текста в соответствии с выбранным речевым жанром.

3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.

3.1. На этапе изобретения.

- понять свою основную коммуникативную цель в соотнесении с основной мыслью и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;

- сформулировать основную мысль;

- выбрать ведущий для текста тип речи и корректно выстроить его логико-риторические структуры;

- выделить микротемы текста (с помощью плана);

- определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы;

- обеспечить сохранность темы и основной мысли в тексте;

-применять умения, обозначенные в п. 1.1.

3.2. На этапах расположения материала и речевого оформления текста.

- использовать различные виды связей между предложениями (внутри каждого из абзацев, между абзацев);

- понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;

- соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных схем.

4. Риторические умения, необходимые при анализе ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.

4.1 На этапе изобретения.

- понять основную коммуникативную цель автора, соотнести с собственной и ситуацией общения для которой текст предназначается;

- определить основную мысль;

- оценить выбор ведущего для текста типа речи в соответствии с целью и основной мыслью;

- проверить сохранность темы и основной мысли в тексте;

- отследить логику раскрытия основной мысли.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ

2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА

Тема урока

Форма урока

Дата проведение

ПОВТОРЕНИЕ (3 ЧАСА)

1.

Основы работы по созданию ситуативно уместного текста. Основные, коммуникативные цели и типы речи.

комбинированный

2.

Изобретение содержания описания и повествования. Смысловые модели. Расположение, оформление и исполнение описания и повествования.

комбинированный

3.

Контрольная работа по теме «Повторение изученного».

Урок контроля ЗУНов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ (2 ЧАСА)

1.

Ситуация создания и предъявления текста-рассуждения.

Изучение нового материала, практикум

2.

Тезис и антитезис. Авторская позиция в объяснении и доказательстве.

Изучение нового материала, практикум

ИЗОБРЕТЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАССУЖДЕНИЯ (8 ЧАСОВ)

1.

Топы «причина» и «следствие» как основные для текста-рассуждения. Две рахзновидности моделей: веерная и цепная.

Изучение нового материала, практикум

2.

Особенности сохранения темы и «нового» в тексте при использовании топа «причина-следствие».

Изучение нового материала, практикум

3.

Сочетание рационального и эмоционального при выстраивании причинно-следственных связей.

комбинированный

4.

Разграничение топов «причина» и «следствие».

практикум

5.

Смысловые модели «пример» и «свидетельства». Сочетание рационального и эмоционального при подборе примеров и свидетельств.

Изучение нового материала, практикум

6.

Особенности сохранения темы и «нового» в тексте при использовании топа «пример-свидетельства».

комбинированный

7.

Использование различных смысловых моделей в рассуждении.

практикум

Система смысловых моделей (логограф) как надёжная основа для создания текста-рассуждения.

8.

Контрольная работа по теме «Изобретение содержания рассуждения»

Урок контроля ЗУНов

РАСПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА В РАССУЖДЕНИИ (5 ЧАСОВ)

1.

Дедуктивный и аналитический способы расположения материала. Классическая структура рассуждения.

Изучение нового материала, практикум

Индуктивный способ расположения материала.

2.

Трёхчастная структура: тезис, доказательство, вывод.

Изучение нового материала, практикум

3.

Основные способы аргументации.

практикум

4.

Соразмерность информации. Выбор способа расположения материала в зависимости от ситуации общения.

практикум

5.

Контрольная работа по теме «Расположение материала в рассуждении».

Урок контроля ЗУНов

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ (5 ЧАСОВ)

1.

Грамматические средства оформления рассуждения.

комбинированный

2.

Риторические средства оформления рассуждения. Тропы.

комбинированный

3.

Риторические фигуры.

комбинированный

4.

Стилистические особенности рассуждения.Влияние ситуации общения и авторской позиции на выбор средств оформления текста.

практикум

5.

Контрольная работа по теме «Оформление текста-рассуждения».

Урок контроля ЗУНов

СМЕШАННЫЕ ТИПЫ ТЕКСТОВ (4 ЧАСА)

1.

Вариации форм типов речи как средство реального отражения мира. Важность сохранения ведущего типа речи.

комбинированный

2.

Использование повествовательных и описательных фрагментов в рассуждении как средство усилия достоверности и эмоциональности речи.

комбинированный

3.

Деление текста смешанного типа на абзацы.

практикум

4.

Особенности удержания единой основной мысли в текстах смешанного типа.

практикум

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ УБЕЖДАЮЩИХ ТЕКСТОВ И ТЕКСТОВ СМЕШАННЫХ ПО ТИПУ РЕЧИ (5 ЧАСА)

1.

Жанры убеждающей речи. Рецензия, реклама.

комбинированный

2.

Текст-характеристика.

комбинированный

3.

Реферат, устный ответ, объяснение нового материала.

комбинированный

4.

Публичное выступление. Сопоставление разных жанров по их риторическим и стилистическим параметрам.

комбинированный

5.

Контрольная работа по теме «Смешанные типы текстов», «Речевые жанры убеждающих текстов и текстов смешанных по типу речи»

Урок контроля ЗУНов

ИСПОЛНЕНИЕ ТЕКСТОВ - РАССУЖДЕНИЙ И ТЕКСТОВ, СМЕШАННЫХ ПО ТИПУ РЕЧИ (3 ЧАСА)

1.

Учёт интересов и особенностей аудитории. Проблема первого впечатления. Организация пространства и времени.

комбинированный

2.

Основные правила невербального общения. Приёмы захвата и поддержания внимания аудитории.

комбинированный

3.

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля ЗУНов


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССА

Тема раздела

Количество часов

Контрольно-диагностические работы

1.

Повторение изученного в 5-7 классах.

3

1

2.

Общая характеристика текста-рассуждения.

2

3.

Изобретение содержания рассуждения.

8

1

4.

Расположение материала в рассуждении.

5

1

5.

Оформление текста-рассуждения.

5

1

6.

Смешанные типы текстов.

4

7.

Речевые жанры убеждающих текстов и текстов, смешанных по типу речи.

5

1

8.

Исполнение текстов-рассуждений и текстов, смешанных по типу речи.

3

1

Итого:

35

6

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ

ДЛЯ 8 КЛАССОВ

Тема раздела

Количество часов

Сроки

Контрольно-диагностические работы

1.

Повторение изученного в 5-7 классах.

3

Контрольная работа-1

2.

Общая характеристика текста-рассуждения.

2

3.

Изобретение содержания рассуждения.

8

Контрольная работа-1

4.

Расположение материала в рассуждении.

5

Контрольная работа-1

5.

Оформление текста-рассуждения.

5

Контрольная работа-1

6.

Смешанные типы текстов.

4

7.

Речевые жанры убеждающих текстов и текстов, смешанных по типу речи.

5

Контрольная работа-1

8.

Исполнение текстов-рассуждений и текстов, смешанных по типу речи.

3

Контрольная работа -1

Итого:

35

6



© 2010-2022