- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по риторике (8 класс)
Рабочая программа по риторике (8 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дудина Н.И. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Серов
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Целью основного общего образования является обеспечение условий для самоопределения личности, формирования адекватной мировому уровню общей культуры личности, социальных установок гражданина и соответствующей современному уровню знаний картины мира, которые позволяют реализовать права личности на получение среднего(полного) общего образования, создают основы для усвоения профессиональных программ и сознательного выбора профессиональных видов деятельности.
Цели образования по риторике:
- способствовать развитию коммуникативной культуры обучающегося;
- формировать нравственные ценности личности;
- формировать уважение к своему и чужому слову(речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальном аспектах;
- формировать способность воспринять чужую мысль, облечённую в слово, и в ответ создать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление;
- способствовать освоению определённых умений предметно-практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения, то есть речи, прямо воздействующей на адресата и способствующей взаимопониманию автора и адресата.
Программа для 8 класса предусматривает работу над текстами-рассуждениями.
Цель обучения: в опоре на познавательно-деятельностное, активное освоение риторических технологий по созданию ситуативно уместного текста обучить созданию, исполнению и целенаправленному восприятию текстов-рассуждений, основанному на риторическом анализе в соответствии с требованиями сферы общения и конкретной ситуации общения.
Задачи обучения:
1)продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
2)выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно уместного текста-рассуждения в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста);
3)работать с основными способами развития мысли:индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;
4)осваивать смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного текста-рассуждения;
5)осваивать основные способы расположения и оформления текста-рассуждения;
6)учиться риторически грамотному исполнению текста-рассуждения;
7)осваивать анализ риторических параметров текста-рассуждения и смешанных типов текстов.
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом с учётом национально-регионального компонента по программе Архаровой Д. И., Долининой Т. А., Чудинова А. П. из расчёта 1 час в неделю, 35 часов в год, 2 часа на развитие речи.
Для реализации программы используются следующие формы обучения: уроки изучения нового материала, повторительно-обобщающие, уроки развития речи, контроля ЗУНов, практикумы, беседы, комбинированные уроки.
Используется следующая литература:
- Архарова Д.И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Речь и культура общения/Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Часть 1.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.
- Архарова Д. И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Речь и культура общения(практическая риторика). Учебное пособие для 6 класса/ Урал. Гос. Пед. ун-т.- Екатеринбург, 2001.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО РИКО
-
Риторические умения, формируемые при создании собственного ситуативно уместного текста-рассуждения
1.1.На этапе изобретения содержания.
-выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;
-формулировать основную мысль по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи;
- предъявлять основную мысль в сильных позициях текста;
- составлять логическую схему текста;
- обеспечить сохранность темы и основной мысли в тексте;
- уметь использовать топы, необходимые для выстраивания общей структуры текста-рассуждения;
- соотносить структуру топов с логической схемой речи;
- уметь использовать смысловые модели на уровне аргументации в качестве доводов;
- сохранять соотношение рационального и эмоционального, объективного и субъективного при выстраивании причинно-следственных связей;
- уметь пользоваться дополнительной литературой как источником «свидетельств»;
- сохранять соотношение рационального и эмоционального, объективного и субъективного при подборе примеров и всидетельств;
- использовать топы для придания речи убедительности и для привлечения внимания аудитории;
- соотносить коммуникативную, «стилистическую» и ситуативную цели создаваемого текста-рассуждения.
1.2. На этапе расположения материала.
- знать основные способы расположения материала в тексте-рассуждении ;
- выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста;
- продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;
- соотнести выбранную композиционную схему с авторской позицией;
- уметь использовать основные способы аргументации в соответствии с ситуацией общения;
- уметь использовать композиционные приёмы, создающие ощущение чёткого упорядоченного движения мысли;
- сохранять соразмерность информации на этапе расположения материала.
1.3. На этапе речевого оформления текста.
- уметь пользоваться грамматическими средствами оформления текста-рассуждения;
- использовать в тексте изученные риторические средства оформления текста (тропы, фигуры);
- выбирать стилистические средства оформления текста в соответствии со сферой общения;
- уметь использовать средства оформления как средства, отражающие авторскую позицию и помогающие воздействовать на адресата;
- осмысленно выбирать необходимый речевой жанр для создания ситуативно уместного текста.
1.4. На этапе исполнения.
- «прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст;
- соблюдать этикетные правила речевого общения;
- применять правила речевого общения;
- корректировать текст и его исполнение в соответствии с реакцией аудитории.
2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного текста-рассуждения.
2.1. При прочтении затекстовой ситуации (ситуация создания текста)
- понять настроение, состояние автора текста;
- просчитать предполагаемого адресата текста, соотнести себя с этим адресатом (понять свою ситуативную и «стилистическую» цели);
- понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.
2.2. При анализе логических структур текста-рассуждения.
- проверить формулировку основного тезиса: понятийная обработка, объективность-субъективность формулировки;
- проверить удержание темы, основной мысли;
- составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;
- проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой;
- проверить соответствие доводов и примеров основному тезису;
- «прочитывать» (осознавать) приёмы, используемые автором для воздействия на адресата - на этапе изобретения, уметь их нейтрализовать или по достоинству оценить.
2.3. При анализе композиции текста-рассуждения.
- понять композиционную структуру текста;
- сопоставить композиционную структуру и схему товов;
- оценить ситуативную уместность выбранной автором способа расположения материала;
- оценить умение автора выбрать способ аргументации в соответствии с ситуацией общения;
- оценить, насколько выбранный способ построения текста помогает отразить авторскую позицию;
- оценить умение автора использовать композиционные приёмы, создающие ощущение чёткого, упорядоченного движения мысли;
- оценить умение автора сохранять соразмерность информации;
- «прочитывать» (осознавать) композиционные приёмы, используемые автором для воздействия на адресата;
- оценить композицию текста в соответствии с выбранным жанром.
2.4. При анализе речевого оформления текста-рассуждения.
- видеть (слышать) в тексте используемые грамматические, риторические, стилистические средства оформления;
- оценить выбор средств оформления в соответствии с ситуацией общения, сферой общения;
- оценить, как выбор средств оформления помогает автору выразить свою позицию;
- оценить, как выбор средств оформления помогает автору воздействовать на адресата;
- оценить речевое оформление текста в соответствии с выбранным речевым жанром.
3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.
3.1. На этапе изобретения.
- понять свою основную коммуникативную цель в соотнесении с основной мыслью и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;
- сформулировать основную мысль;
- выбрать ведущий для текста тип речи и корректно выстроить его логико-риторические структуры;
- выделить микротемы текста (с помощью плана);
- определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы;
- обеспечить сохранность темы и основной мысли в тексте;
-применять умения, обозначенные в п. 1.1.
3.2. На этапах расположения материала и речевого оформления текста.
- использовать различные виды связей между предложениями (внутри каждого из абзацев, между абзацев);
- понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;
- соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных схем.
4. Риторические умения, необходимые при анализе ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.
4.1 На этапе изобретения.
- понять основную коммуникативную цель автора, соотнести с собственной и ситуацией общения для которой текст предназначается;
- определить основную мысль;
- оценить выбор ведущего для текста типа речи в соответствии с целью и основной мыслью;
- проверить сохранность темы и основной мысли в тексте;
- отследить логику раскрытия основной мысли.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ
2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА
-
№
Тема урока
Форма урока
Дата проведение
ПОВТОРЕНИЕ (3 ЧАСА)
1.
Основы работы по созданию ситуативно уместного текста. Основные, коммуникативные цели и типы речи.
комбинированный
2.
Изобретение содержания описания и повествования. Смысловые модели. Расположение, оформление и исполнение описания и повествования.
комбинированный
3.
Контрольная работа по теме «Повторение изученного».
Урок контроля ЗУНов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ (2 ЧАСА)
1.
Ситуация создания и предъявления текста-рассуждения.
Изучение нового материала, практикум
2.
Тезис и антитезис. Авторская позиция в объяснении и доказательстве.
Изучение нового материала, практикум
ИЗОБРЕТЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАССУЖДЕНИЯ (8 ЧАСОВ)
1.
Топы «причина» и «следствие» как основные для текста-рассуждения. Две рахзновидности моделей: веерная и цепная.
Изучение нового материала, практикум
2.
Особенности сохранения темы и «нового» в тексте при использовании топа «причина-следствие».
Изучение нового материала, практикум
3.
Сочетание рационального и эмоционального при выстраивании причинно-следственных связей.
комбинированный
4.
Разграничение топов «причина» и «следствие».
практикум
5.
Смысловые модели «пример» и «свидетельства». Сочетание рационального и эмоционального при подборе примеров и свидетельств.
Изучение нового материала, практикум
6.
Особенности сохранения темы и «нового» в тексте при использовании топа «пример-свидетельства».
комбинированный
7.
Использование различных смысловых моделей в рассуждении.
практикум
Система смысловых моделей (логограф) как надёжная основа для создания текста-рассуждения.
8.
Контрольная работа по теме «Изобретение содержания рассуждения»
Урок контроля ЗУНов
РАСПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА В РАССУЖДЕНИИ (5 ЧАСОВ)
1.
Дедуктивный и аналитический способы расположения материала. Классическая структура рассуждения.
Изучение нового материала, практикум
Индуктивный способ расположения материала.
2.
Трёхчастная структура: тезис, доказательство, вывод.
Изучение нового материала, практикум
3.
Основные способы аргументации.
практикум
4.
Соразмерность информации. Выбор способа расположения материала в зависимости от ситуации общения.
практикум
5.
Контрольная работа по теме «Расположение материала в рассуждении».
Урок контроля ЗУНов
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ (5 ЧАСОВ)
1.
Грамматические средства оформления рассуждения.
комбинированный
2.
Риторические средства оформления рассуждения. Тропы.
комбинированный
3.
Риторические фигуры.
комбинированный
4.
Стилистические особенности рассуждения.Влияние ситуации общения и авторской позиции на выбор средств оформления текста.
практикум
5.
Контрольная работа по теме «Оформление текста-рассуждения».
Урок контроля ЗУНов
СМЕШАННЫЕ ТИПЫ ТЕКСТОВ (4 ЧАСА)
1.
Вариации форм типов речи как средство реального отражения мира. Важность сохранения ведущего типа речи.
комбинированный
2.
Использование повествовательных и описательных фрагментов в рассуждении как средство усилия достоверности и эмоциональности речи.
комбинированный
3.
Деление текста смешанного типа на абзацы.
практикум
4.
Особенности удержания единой основной мысли в текстах смешанного типа.
практикум
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ УБЕЖДАЮЩИХ ТЕКСТОВ И ТЕКСТОВ СМЕШАННЫХ ПО ТИПУ РЕЧИ (5 ЧАСА)
1.
Жанры убеждающей речи. Рецензия, реклама.
комбинированный
2.
Текст-характеристика.
комбинированный
3.
Реферат, устный ответ, объяснение нового материала.
комбинированный
4.
Публичное выступление. Сопоставление разных жанров по их риторическим и стилистическим параметрам.
комбинированный
5.
Контрольная работа по теме «Смешанные типы текстов», «Речевые жанры убеждающих текстов и текстов смешанных по типу речи»
Урок контроля ЗУНов
ИСПОЛНЕНИЕ ТЕКСТОВ - РАССУЖДЕНИЙ И ТЕКСТОВ, СМЕШАННЫХ ПО ТИПУ РЕЧИ (3 ЧАСА)
1.
Учёт интересов и особенностей аудитории. Проблема первого впечатления. Организация пространства и времени.
комбинированный
2.
Основные правила невербального общения. Приёмы захвата и поддержания внимания аудитории.
комбинированный
3.
Итоговая контрольная работа.
Урок контроля ЗУНов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССА
№
Тема раздела
Количество часов
Контрольно-диагностические работы
1.
Повторение изученного в 5-7 классах.
3
1
2.
Общая характеристика текста-рассуждения.
2
3.
Изобретение содержания рассуждения.
8
1
4.
Расположение материала в рассуждении.
5
1
5.
Оформление текста-рассуждения.
5
1
6.
Смешанные типы текстов.
4
7.
Речевые жанры убеждающих текстов и текстов, смешанных по типу речи.
5
1
8.
Исполнение текстов-рассуждений и текстов, смешанных по типу речи.
3
1
Итого:
35
6
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ
ДЛЯ 8 КЛАССОВ
№
Тема раздела
Количество часов
Сроки
Контрольно-диагностические работы
1.
Повторение изученного в 5-7 классах.
3
Контрольная работа-1
2.
Общая характеристика текста-рассуждения.
2
3.
Изобретение содержания рассуждения.
8
Контрольная работа-1
4.
Расположение материала в рассуждении.
5
Контрольная работа-1
5.
Оформление текста-рассуждения.
5
Контрольная работа-1
6.
Смешанные типы текстов.
4
7.
Речевые жанры убеждающих текстов и текстов, смешанных по типу речи.
5
Контрольная работа-1
8.
Исполнение текстов-рассуждений и текстов, смешанных по типу речи.
3
Контрольная работа -1
Итого:
35
6