- Преподавателю
- Другое
- ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максименкова Л.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Л.В. Максименкова
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Семилукский политехнический колледж»
г. Семилуки
«Работа методической службы - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом», - считает Ю.Н. Бабанский.
Центром методической работы является методический кабинет, который представляет собой информационную и методическую базу для подготовки преподавателей колледжа для осуществления видов профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями.
Задачи методического кабинета: оказание научно-методической и организационно-методической помощи преподавателям; повышение профессионального и культурного уровня преподавателей; выявление, обобщение, внедрение передового педагогического опыта.
В настоящее время в контексте ФГОС среднего профессионального образования нового поколения результатом образовательного процесса названы общие и профессиональные компетенции. Реализация данной задачи потребует от учреждений СПО новых подходов организации образовательного процесса, призванных формироровать компетенции, осознанные умения и функциональные знания.
В связи с этим появляется необходимость ориентации педагогических работников на педагогические процессы, организованные на деятельностно-компетентностной основе.
Радикальное обновление системы образования предусматривает повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и контроля. Все это увеличивает степень ответственности педагогов перед обществом, обучающимися, родителями за конечные результаты учебно-воспитательного процесса. В данных обстоятельствах возрастает роль методической службы в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов, подготовке их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и самореализации.
Методическая служба колледжа является организационной формой методической системы учреждения образования объединяющей усилия преподавателей, методиста, председателей цикловых (предметных) комиссий, администрации колледжа, участвующих в сопровождении образовательного и воспитательного процесса.
Цель методической службы - обеспечение внутриколледжного управления в вопросах организации, совершенствования, развития и методического обеспечения образовательного процесса, профессионального кадрового обеспечения.
Научно-методическая служба колледжа носит комплексный характер и различные направления деятельности.
Критерии результативности научно-методической службы следующие:
- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- овладение инновационными педагогическими технологиями и их внедрение практику образовательного процесса;
-создание единого информационного пространства (методической базы) образовательного процесса
- создание условий для повышения профессионального мастерства и творческого потенциала педагогических работников, их способность решать профессиональные задачи;
- поддержка научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов;
- методическое сопровождение участия преподавателей и студентов в конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п.;
- повышение интереса педагогов к научно-педагогической литературе, к собственной научной и издательской деятельности;
- отнесение методической работы к одной из эффективных форм повышения квалификации;
- создание условий для работы колледжа в творческом режиме.
Методическая тема, над которой работает педагогический коллектив: «Повышение качества профессионального образования на основе компетентностного подхода».
С целью реализации единой методической темы осуществляется работа педагогического коллектива по индивидуальным методическим темам. Такой вид работы по самообразованию позволяет на практике реализовывать направления методической работы.
Основными составляющими элементами методической работы в колледже является руководство работой цикловых комиссий, педагогических мастерских, творческих объединений, организация обучающих семинаров, разработка системы рейтинговой оценки, научно-методическое обеспечение инновационной деятельности колледжа. Участие в мероприятиях города и области, взаимодействие с другими учебными заведениями.
Важным этапом организации учебно-методического обеспечения является деятельность цикловых комиссий. Эта деятельность основывается на выборе средств и методов обучения, на принципах корректировки планов учебного процесса. Повышение качества профессионального образования происходит на основе изучения, обобщения и трансляции передового педагогического и производственного опыта, формирования оптимальной программной документации, комплексного методического обеспечения предметов, профессий и специальностей, создание учебно-методических комплексов в соответствии с ФГОС.
На заседаниях цикловых комиссий рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровней организации учебной и воспитательной работы, обсуждаются результаты обучения и воспитания. Цикловые комиссии участвуют в проведении предметных недель, конкурсах, олимпиадах и т.д.
Методической службой, в частности методистом, проводится индивидуальная практическая консультативная помощь педагогическим работникам, планирование, организация, координирование, контроль, учет и педагогический анализ учебно-воспитательного процесса.
Деятельность методиста сосредоточена на организации активной деятельности всех участников методической системы учреждения. Методисту необходимо знать требования государственных образовательных стандартов, основы педагогики и психологии, понадобятся навыки ведения документации по учебной работе и принципы разработки планов и образовательных программ.
"...Профессионализм методистов ...не в сохранении образа "всезнающего, все умеющего" дилетанта, а в умении оказать эффективную помощь".
Основным качеством в работе методиста является коммуникабельность, понадобятся организаторские способности, для того, чтобы разработать план и скоординировать дальнейшую деятельность. Важно наладить психологический контакт со своими коллегами, чтобы добиться общего профессионального успеха.
И основная цель: формирование коллектива единомышленников, способных решать главные задачи подготовки конкурентоспособных специалистов в современных условиях рынка труда и готовность педагогов к инновациям в системе образования.
С целью повышения педагогического мастерства оформлены методические подборки материалов по педагогическим технологиям, различные методические рекомендации и пособия. Особое внимание уделяется молодым преподавателям. На базе методического кабинета организована и работает «Школа педагогического опыта». В «Школе педагогического опыта» изучаются технологии современного урока и связанные с этим проблемы, планируются индивидуальные формы работы. Их молодой педагог включает в индивидуальный план. Среди таковых: самообразование, изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес; рефлексия и анализ собственной деятельности; накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию; разработка заданий и тестов; посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег; посещение открытых мероприятий, персональные консультации с методистом; собеседование с администрацией; индивидуальная работа.
Накопление в методическом кабинете колледжа методических разработок облегчает освоение молодыми и начинающими преподавателями опыта учебного заведения, побуждает к новым поискам путей совершенствования образовательного процесса. Информация об имеющихся материалах поступает через конкурсы научно-методических работ, через информационный сайт колледжа.
В колледже организовано научное студенческое общество «Титан». Целью деятельности НСО является создание условий для раскрытия творческих способностей и воспитания студенческой молодежи, сохранения интеллектуального потенциала колледжа, стимулирования работы по организации научно-исследовательской работы студентов.
Анализируя методическую работу в колледже, можно сделать вывод о том, что повышение ее значимости и качества зависит не только от форм работы методической службы колледжа, но в первую очередь от заинтересованности самих педагогов в повышении самообразования. Желание не стоять на месте, а экперементировать, делиться опытом и перенимать опыт других преподавателей, адаптируя его к своему предмету. Таким образом, следует подчеркнуть, что методическая работа представляет сегодня серьёзный резерв повышения качества образования в колледже. Педагогический коллектив СПК находится в режиме постоянного развития, движения вперед.