Доклад на тему: Классификация нарушений развития детей с ОВ

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классификация нарушений развития детей с ОВ.

Дети с ОВ - сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по - разному отражаются на детях. Одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. В соответствии с этим различны формы педагогической работы.

Классификация Лапшина - Пузанова (1990). 6 групп детей.

1гр. Дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения).

Дети с недостатками слуха: 2 группы:

  1. Неслышашие дети с полным выпадением или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Понижение слуха от 70 - 80 дБ. Среди них различают: а) неслышащих без речи (ранооглохших), б) неслышащих с остатками речи (позднооглохших).

  2. Слабослышащие (тугоухие) дети - с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.

Понижение слуха 20-15 дБ.

Дети со стойкими нарушениями зрения: 2 группы:

  1. Слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или с сохранившимся цветоощущением, либо с остаточным зрением (с мах остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции очками).

  2. Слабовидящие дети - с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,4 (с очками).

2гр. Умственно отсталые дети и дети с ЗПР.

Умственная отсталость - стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС 2 формы: олигофрения и деменция.

Олигофрения - форма умственного и психического недоразвития в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры) в перинатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе жизни) периодах.

Деменция- стойкое необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройством памяти и эмоционально волевой сферы. При органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов, а также при шизофрении, эпилепсии. Деменция может быть резидуальная (остаточная) и

прогрессирующая.

Выделяют 3 степени интеллектуального недоразвития:

-идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости,

-имбецильность - умеренная степень умственной отсталости,

-дебильность - легкая степень умственной отсталости.

Дети с ЗПР делятся на 4 группы (по Лебединской):

-ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм,

-ЗПР соматогенного происхождения.

  1. гр. Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)

Речевые нарушения делятся на 2 группы:

  1. Нарушения устной речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, ал алия, афазия (9)

  2. Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия.

  1. гр. Дети с нарушениями опорно - двигательной системы.

Это обычно дети с ДЦП - заболеванием незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

  1. гр. Дети с комбинированным дефектами развития - сложный дефект.

6 гр. Дети с искаженным (дисгармоничным) развитием. Сюда относят детей с психопатией, с патологией влечения.

Знание психолого - педагогических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, позволит педагогам выбрать не только рациональные приемы работы, но и дифференцировать содержание учебного материала.

Учителю СБО на начальных классах целесообразно учитывать при построении учебно-воспитательного процесса психолого-педагогические характеристики детей с умеренной умственной отсталостью:

  1. Физическое развитие. Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы.

  2. Двигательная сфера. Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Отмечаются недостатки произвольных движений.

  3. Бытовые навыки. Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками.

При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.

  1. Социальный опыт. Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется постоянная сопровождающая помощь взрослого;

  • напоминание дороги в школу, местонахождения, класса, туалета, столовой и т.д.:

  • помощь в различении средств передвижения, соблюдении правил перехода улицы с учетом сигнала светофора;

  • помощь в использовании предметов одежды, бытовых предметов и др. С учетом сезона, ситуаций (дома, в школе, театре и др.).

Крайне ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.

  1. Способность к общению. Контакт со взрослыми непродолжителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т.п.). Некоторые дети способны привлекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли др.).

  2. Способность к деятельности. Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет).

  3. Сформированность высших психических функций.

Восприятие: При восприятии различают знакомых и незнакомых людей. Требуется организация самого процесса восприятия, окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь.

Память: Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффективна.

Мышление: Операции обобщения на элементарном уровне. Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связи возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии со взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности.

Речь: Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдаются невербальным средствам коммуникации.


© 2010-2022