Конспект по теме Особенности инклюзивного образования в преподавании физики

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Всё течёт, всё изменяется: изменяется мир вокруг нас, изменяется наша жизнь, изменяются потребности общества и меняется взгляд на современное образование, а как следствие, меняется школа.

В поиске направлений совершенствования массового образовательного учреждения значительная роль принадлежит идее построения инклюзивного образования, учитывающего потребности личности:

- развитие и становление личности с учетом индивидуальных способностей, интересов;

- способствовать органичному вхождению личности в социум и возможностью принимать участие в жизни общества;

- развить у личности универсальные трудовые и практические умения, готовности к выбору профессии.

Цель инклюзивного образования состоит в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик, независимо от его физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения по месту жительства вместе со своими сверстниками.

В таких школах общего типа таким ученикам оказывают необходимую специальную поддержку.

Возможность реализации инклюзивного подхода уже заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии,

1

убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния

здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.1 ст.5).

Действующий закон РФ «Об образовании» позволяет осуществлять образование школьников с ограниченными особенностями здоровья:

- родители и законные представители ребенка наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного учреждения по месту жительства семьи (п.1 ст.52);

- по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, но только с согласия родителей (законных представителей), допускается направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы) (п.10 ст.50).

Так как я являюсь учителем физики и математики, то в своем реферате, мне хотелось бы рассмотреть инклюзивное образование с точки зрения преподавания физики в современной школе. Кроме того, образовательная система Российской Федерации готовится к внедрению стандартов второго поколения. Поэтому я решила провести анализ проекта стандартов второго поколения и концепции инклюзивного образования, в рамках работы с детьми с ОВЗ.



2

Особенности инклюзивного образования в преподавании физики.

Изменения, происходящие в современном мире, требуют модернизации педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. В современном мире выпускник школы должен обладать способностью видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально. Кроме того, чтобы быть успешным в современном мире, выпускник должен эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов.

В Федеральном образовательном стандарте общего среднего образования второго поколения определены группы требований к подготовке выпускников, одну из которых составляют метапредметные результаты. В связи с практической реализацией нового образовательного стандарта актуализируется необходимость уточнения терминологического аппарата.

Согласно позиции разработчиков нового стандарта под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Индикаторами метапредметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия.

Рассмотрев статью Л.М.Пермиловой «Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений» в журнале «Народное образование».- 2010.-№7.-С.209-216, можно выделить соотношение умений и действий с дидактической и психологической позиции. Таким образом, универсальные учебные действия являются существенными элементами общеучебных умений и навыков, способов деятельности,

3

ключевых компетенций, а затем и компетентностей ученика в познавательной и практической деятельности. Например, умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации, является общеучебным при решении какой-либо проблемы, обозначенной в межпредметном проекте, то же самое умение будет метапредметным, если проблема будет ориентирована на какой-либо социальный результат. Или умения- владение монологической и диалогической речью, умение выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение- являются общеучебными при их демонстрации школьником на уроках, конференциях и т.д., или становятся метапредметными, если учащийся демонстрирует их сформированность при общении с родителями, друзьями.

Итак, для построения целостного образовательного процесса формирования современных образовательных результатов у школьников необходимо выделить предметные, общеучебные и метапредметные умения.

Физика как учебный предмет имеет следующие особенности: экспериментальная основа, опора на теоретическое мышление и особый терминологический аппарат. Таким образом, основные предметные умения «ученика-физика» в 7-9 классах формируются при: 1) выполнении экспериментальных и исследовательских работ; 2) решении физических задач с целью формирования следующих интеллектуальных операций- ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка; 3) умение владеть физическими терминами.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию школьников. Она обеспечивает равное отношение ко всем учащимся и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Для успешного освоения общеобразовательной программы по физике учащимися с ОВЗ необходимо предоставить особые условия. В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуальной формы выполнения заданий, о качественном подходе при оценивании результатов. 4

Необходимо иметь в виду, что любое изменение подходов к обучению не должно отрицательно влиять на его уровень. Любая индивидуализация подходов происходит в рамках общеобразовательной программы и не влияет на качество и количество получаемых знаний. Необходимые изменения могут быть включены в индивидуальный образовательный план школьника.

Рассмотрим подробнее возможные варианты изменения подходов к обучению.

Подбор условий организации обучения.

При выборе места в классе принято обращать внимание на состояние слуха и зрения учащегося, а также на его двигательные особенности. Однако важно учитывать и особенности развития внимания и восприятия. Так, например, часть детей вследствие особенности сформировавшихся пространственных преставлений плохо воспринимают информацию, располагаясь сбоку от доски.

В ситуациях, требующих наибольшей концентрации внимания, например, при самостоятельном выполнении задания на карточке, необходимо дополнительное поддержание тишины. С этой целью рекомендовано использование наушников.

Школьников, страдающих трудностями переключения внимания, нужно заранее предупредить об окончании выполнения задания. При этом учащемуся требуется разъяснить, в какое время он сможет закончить начатое. В качестве альтернативы можно разрешить закончить задание дома или после уроков.

Предоставление дополнительного времени зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закончить задание, необходимо предоставить школьнику данную возможность, переориентировав других учащихся класса на новый вид деятельности. При использовании стандартных учебных пособий необходимо маркирование заданий для самостоятельной работы.

Для оценки понимания задания требуется получение обратной связи от ученика.

5

При преподнесении нового материала или сложного задания необходимо удостоверится, что каждый школьник правильно понял задание и готов к самостоятельному его выполнению. Детям, имеющим трудности в быстром письменном фиксировании устного материала, поможет использование диктофона для записи лекционного материала.

Индивидуализация формы выполнения заданий.

Для школьников с трудностями понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции.

Для повышения продуктивности деятельности некоторых учащихся нужно дополнительное акцентирования внимания на цели задания. Ученику важно осознать, что он должен узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание. При этом важно постепенно научить самостоятельно выделять главные факты в тексте.

Адаптация текстов для чтения, упрощение предложений поможет школьникам с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Предоставление краткого содержания параграфа поможет детям с трудностями концентрации внимания и низкой скоростью чтения успешно усвоить учебный материал. Всю дополнительную информацию возможно предоставить в виде подготовки докладов, проектов и презентаций.

Очень часто для обеспечения успешности ученика нужно заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо ответить.

Выбор оптимальных способов и сроков предоставления результатов.

Предоставление возможности альтернативного ответа способствует успешности учащихся с ОВЗ. Детям с моторными трудностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. В тех же случаях когда школьнику трудно отвечать перед всем классом рекомендованы письменные ответы.

6

Очень часто при выполнении тестовых заданий наибольшую сложность представляет не сам тест, а заполнение оценочных бланков. Рекомендуется на этом этапе оказать помощь.

Встречаются ситуации, при которых для достижения оптимального результата необходимо предоставить возможность выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время.

Качественный подход при оценивании результатов.

В первую очередь хочется отметить, что похвала как положительная оценка учителя может являться более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник.

Для повышения самооценки и создания ситуации успеха необходимо использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный рост ученика.

С целью выведения более объективной итоговой отметки нужно ежедневное оценивание работы учащегося, для того чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей.

В ситуациях когда целью выполнения работы не является проверка грамотности, то необходимо оценивать правописание отдельно от содержания работы или исключить ее оценивание вообще.



7

Оказание педагогической поддержки детям с ОВЗ при обучении физике.

Умение решать задачи на применение изученных в теории законов, является одним из требований государственного стандарта к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. Кроме того, решение задач является универсальным инструментом для контроля за качеством усвоения учащимися теоретического материала. Вместе с тем решение задач выделяется школьниками как один из самых трудных видов деятельности на уроке.

Анализ работ учеников показал, что основная масса ошибок при решении задач связана с формулами: либо с неправильным их написанием, либо с неправильным выбором. Дети не справляются с выбором формулы даже тогда, когда все формулы были у них перед глазами.

Наблюдение за деятельностью школьников во время уроков решения задач позволило выяснить суть проблемы. Дети не знали какую из имеющихся формул выбрать потому, что не знали как это правильно сделать. Прочитав условие задачи, они не пытались вникнуть в его суть, определить явление, описанное в условии, что особенно важно для правильного решения задач. Внимание учащихся сразу же направлялось на имеющиеся числовые значения, с которыми они начинали производить математические действия наугад.

Стало ясно, что учащиеся не умеют выстраивать цепочку рассуждений, которая позволила бы им правильно оценить описанную в условии задачи ситуацию, определить физическое явление, законы, описывающие его и, соответственно, правильно выбрать формулы, связывающие те физические величины, которые представлены в условии. Не проанализировав условие задачи, учащиеся неверно записывали краткое условие задачи, что также приводило к ошибкам в выборе и написании формул. Некоторые «адаптировали» формулы: вместо тех величин, которые должны быть, они вставляли те, которые неправильно обозначили в краткой записи. Все это приводило к неверному решению задачи. 8

Учитывая особенности развития учащихся (преобладание механической памяти, поверхностное восприятие, недостаточное развитие мыслительных процессов), необходимо было научить их выстраивать цепочку рассуждений при решении задач с помощью такого метода, который давал бы им конкретную пошаговую инструкцию о том, как надо действовать. Наблюдения за работой школьников во время уроков, свидетельствуют о более эффективных результатах при наличии плана действий. Причем, чем конкретнее план, тем лучше результаты. Все это натолкнуло на мысль использовать в формировании у школьников умения решать задачи алгоритм.

Использование алгоритма в образовательном процессе не является новостью. В некоторых изданиях методической литературы есть готовые алгоритмы решения задач. Но попытка использовать их не принесла желаемого результата. Работа по этому алгоритму вызывала у учащихся затруднения, так как по причине индивидуальных особенностей развития, им необходимы были более конкретные инструкции, к тому же алгоритм содержал много пунктов, что также усложняло учащимся работу с ним.

Возникла необходимость адаптировать имеющийся алгоритм решения задач с учетом особенностей детей. Условно весь процесс решения количественных задач можно разделить на четыре основные части:

- чтение и анализ условия;

- краткая запись условия и перевод единиц измерения в систему СИ;

- решение задачи в общем виде;

- вычисление искомой величины подстановкой численных значений в рабочую формулу.

Эти же пункты выделяются и при оформлении решения задачи. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и информации. 9

Учитывая эту особенность развития, логично было адаптировать алгоритм именно в этом направлении, т.е. он тоже должен состоять из тех же четырех разделов. Иначе дети просто не смогут понять, что они делают. Кроме этого деятельность в рамках каждого раздела необходимо конкретизировать с помощью пошаговой инструкции.

Полученный алгоритм состоит из четырех основных разделов:

Первый раздел «Чтение и анализ текста задачи»

Основной целью этого раздела является выявление основной сути условия: какое явление описывается в задаче и какими физическими величинами оно характеризуется. От результата анализа текста условия зависит правильность решения всей задачи.

Для детей с ЗПР, у которых недостаточно развита функция анализа, работа по анализу текста вызывает наибольшее затруднения. Кроме того, они плохо усваивают абстрактные понятия, какими являются понятия физического явления, физической величины, единицы измерения. Даже зная определение такого понятия, они затрудняются привести пример. Поэтому пункт алгоритма, который гласит: «Определите какое физическое явление описано в условии задачи», не совсем понятен им и вызывает затруднения в выполнении. Конечно, при решении задачи учащиеся пропускают этот пункт и приступают сразу к числовым значениям.

Чтобы помочь детям проанализировать текст на должном уровне, в разделе есть план как это можно сделать. Сначала предлагается определить физическое тело, о котором идет речь в задаче. (Понятие физического тела усваивается учащимися наиболее эффективно). Затем рассматривается ситуация, в которой оказалось тело согласно условию задачи. И только после этого дети определяют, к какому явлению можно отнести эту ситуацию. Здесь же, в процессе анализа детям предлагается выделить в тексте слова, которые обозначают физические величины.

10

Внимание обращается на то, что это именно слова, так как дети путаются в понятиях и могут за физическую величину принять либо единицу измерения, либо числовое значение.

В заключении работы по данному разделу алгоритма учащиеся выписывают в черновик формулы, которые они вспомнили, определяя явление, описанное в условии задачи.

Второй раздел «Краткая запись условия. Перевод единиц в систему СИ».

Целью данного раздела является правильное буквенное обозначение тех физических величин, которые были выделены при анализе текста, определение известных и искомых величин и работа с их единицами измерения.

Знание буквенного обозначения физических величин очень важно для правильного решения задачи, поэтому закреплению этого знания уделяется много внимания. Практически каждый урок начинается с небольшого повторения изученных физических величин, их буквенных обозначений, единиц измерения в системе СИ.

Владение правилами перевода единиц измерения в систему СИ обеспечивает вероятность в вычислении искомой величины. Знание системных единиц отображается на уроках с помощью несложных игровых упражнений. А вот правила перевода единиц учащиеся часто забывают. Поэтому в данном разделе алгоритма присутствует небольшая памятка по переводу несистемных единиц в систему СИ.

Третий раздел «Решение задачи в общем виде».

Цель этого раздела-получение рабочей формулы, в которую можно будет подставить численные значения величин. По степени сложности задачи дифференцируются в зависимости от того, какую работу необходимо провести с формулами. С учетом особенностей развития учащихся выделяются следующие уровни сложности:

-1уровень-задачи с применением одной формулы, не требующей преобразований, несложный перевод единиц в систему СИ; 11

-2 уровень-задачи с применением одной формулы, но требующие выражения искомой величины с помощью математических преобразований;

- 3 уровень-задачи, для решения которых используются несколько формул без математических преобразований.

В процессе решения задачи вводится понятие «рабочая формула» как формула, состоящая только из величин, присутствующих в краткой записи условия. Именно в эту формулу при выполнении вычислений надо подставить числа. Когда в решении задач используются несколько формул, такой прием помогает детям не перепутать формулу, в которую подставляются числа, с другими формулами.

Получив готовую формулу, можно переходить к заключительному разделу решения задачи, к вычислениям.

Четвертый раздел «Вычисления».

Этот раздел является заключительным в работе над решением задачи, его цель, вычислить искомую величину, подставив в рабочую формулу численные значения физических величин.

Знакомство с содержанием текста алгоритма происходит на первых уроках по решению задач в седьмом классе и на дополнительных коррекционных занятиях. Каждый учащийся получает памятку с алгоритмом решения задачи, чтобы иметь возможность использовать его при подготовке домашних заданий.

При коллективном решении задачи на уроке ученик, который решает задачу, вначале вслух проговаривает указание алгоритма, а потом объясняет, как будет действовать применительно к конкретному условию задачи. Это делается для того, чтобы при необходимости внести коррективы в ход решения задачи.

Вначале процесс решения задачи идет достаточно медленно. Но по мере усвоения содержания алгоритма учащиеся начинают работать быстрее, а впоследствии необходимость обращаться к тексту алгоритма у большинства школьников отпадает совсем. 12

Привожу пример алгоритмов решения количественных задач с использованием одной формулы и нескольких формул.

Алгоритм решения количественных задач с использованием одной формулы.

I. Чтение и анализ текста задачи.

1.Внимательно прочитав условие задачи, определите:

  1. о каком физическом теле идет речь в задаче;

  2. что описывается в условии: характеристика тела или процесс происходящий с ним;

  3. если в условии задачи описывается процесс, определите к какому физическому явлению его можно отнести.

2.Выделите в тексте слова, которые обозначают физические величины.

3.Определите какие физические законы справедливы в ситуации, описанной в условии задачи.

II. Краткая запись условия. Перевод единиц измерения в систему СИ.

1.Вспомните, какими буквами обозначаются выделенные в условии величины.

2.Определите, какие из величин известны, а какие необходимо вычислить.

3.Запишите "уголком" краткое условие задачи, обозначив каждую величину нужной буквой.

3.Единицы измерения физических величин, которые по условию являются несистемными, переведите в систему СИ:

  1. чтобы убрать имеющуюся приставку, надо числовое значение величины умножить на соответствующий приставке множитель, который можно найти в таблице;

  2. чтобы нужную приставку добавить, надо числовое значение величины разделить на соответствующий приставке множитель.

(Внимание: данным правилам перевода в систему СИ не подчиняются единицы измерения времени и некоторые единицы измерения массы: тонна, центнер).

III. Решение задачи в общем виде.

1.Запишите какое явление или характеристика тела описаны в условии задачи.

2.Сделайте рисунок, если это необходимо. 13

3.Запишите формулу, по которой можно вычислить неизвестную величину.

4.Если готовой формулы нет:

  1. запишите формулу, в которую входит неизвестная величина;

  2. выразите неизвестную величину из формулы.

5.Проверьте, все ли величины в формуле известны.

6.Если величины известны, значит, формула рабочая. Приступайте к вычислениям.

IV. Вычисления.

1.Подставьте численные значения величин в рабочую формулу.

2.Выполните вычисления, запишите полученный результат в ответ.

Алгоритм решения количественных задач с использованием нескольких формул

I. Чтение и анализ текста задачи.

1.Внимательно прочитав условие задачи, определите:

  1. о каком физическом теле идет речь в задаче;

  2. что описывается в условии: характеристика тела или процесс происходящий с ним;

  3. если в условии задачи описывается процесс, определите к какому физическому явлению его можно отнести.

2.Выделите в тексте слова, которые обозначают физические величины.

3.Определите какие физические законы справедливы в ситуации, описанной в условии задачи.

II. Краткая запись условия. Перевод единиц измерения в систему СИ.

1.Вспомните, какими буквами обозначаются выделенные в условии величины.

2.Определите, какие из величин известны, а какие необходимо вычислить.

3.Запишите "уголком" краткое условие задачи, обозначив каждую величину нужной буквой.

4.Единицы измерения физических величин, которые по условию являются несистемными, переведите в систему СИ:

14

  1. чтобы убрать имеющуюся приставку, надо числовое значение величины умножить на соответствующий приставке множитель, который можно найти в таблице;

  2. чтобы нужную приставку добавить, надо числовое значение величины разделить на соответствующий приставке множитель.

(Внимание: данным правилам перевода в систему СИ не подчиняются единицы измерения времени и некоторые единицы измерения массы: тонна, центнер).

III. Решение задачи в общем виде.

1.Запишите какое явление или характеристика тела описаны в условии задачи.

2.Сделайте рисунок, если это необходимо.

3.Запишите формулу, по которой можно вычислить неизвестную величину.

4.Отметьт в формуле знаком вопроса те величины, значения которых в краткой записи нет.

5.Запишите формулу для нахождения величины, которая отмечена знаком вопроса. Подставьте ее в предыдущую формулу. Получилась рабочая формула.

6.Переходите к вычислениям.

IV. Вычисления.

1.Подставьте в рабочую формулу численные значения величин.

2.Выполните вычисления, запишите полученный результат в ответ.



15

Заключение.

Для школы, выбравшей путь инклюзивного обучения, важно установить, что не нужно ориентироваться только на детей с инвалидностью. Невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для других детей.

Поэтому инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества. Развивая инклюзивные подходы в образовании, педагоги, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Создается прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки концепций и идей.

Таким образом, основные цели модернизации образования - формирование предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов - направлены на создание школьниками целостной картины мира и системное развитие личности учащегося. Однако новые результаты не могут быть достигнуты за счет старых форматов работы с учащимися.

Задача учителя значительно труднее и ответственнее, так как от его участия в становлении и развитии человеческих личностей во многом зависит, какими способностями они будут обладать, на какие действия будут направленны эти способности. Какие именно специфические способности разовьются у данной личности, определяется воздействиями человеческого окружения, в котором учитель зачастую играет не последнюю роль.

Поэтому ранняя дифференциация обучения на основе уже обнаруженных способностей может помешать раскрытию других способностей, возможно более важных для этой личности. Очень важно, что «вход» в эту форму дифференциации и «выход» из нее открыт на каждом уроке на всем протяжении обучения. Эта особенность привлекательна для многих учащихся, у которых возникает интерес

16

к определенной теме, и учитель при этом должен оказать педагогическую поддержку школьникам.

Каждый ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок хотел бы посещать детский сад, а затем школу, однако сегодня не все дети имеют такую возможность. Хочется верить, что инклюзивное образование - именно тот путь, который позволит каждому ребенку получать необходимое образование. Сегодня, совместными усилиями правительства, родителей и образовательных учреждениях, мы делаем первый шаг в сторону инклюзивного образования.







17

Литература.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1

2. Закон РФ «О концепции интегративного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья » от 16 апреля 2001г. № 29 (1524-6).

3. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 247.

4. Пермилова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколения

// Народное образование.-2010.-№ 7.-С. 209-216.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

6. Хуторской А.В. Ключивые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. - 2003. - № 2.- С. 58-64.

7. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е, Могилёва И.А. Настольная книга педагога - Дефектолога. - Ростов-на-Дону: Феликс, 2005.

8. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста.- Москва: Медицина, 1979.

9. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности. - Челябинск: ИДПОПР, 2001.

10. Павлова М.В. Использование алгоритма при решении задач по физике/ Фестиваль «Открытый урок».

11. Разумовский В.Г., Корсак И.В. Научный метод познания и государственный стандарт образования// Физика в школе. - 2010.- № 1.

18

12. Беленок И.Л., Мишина Ю.Д. Развитие общих способностей личности.- Новосибирск: Издательство: НГУ, 2005.

13. Мишина Ю.Д. Педагогическая психология: Обучая-воспитываем, воспитывая-обучаем.- Новосибирск: Издательство: НГУ, 2004.

14. Раводин Е.М. Компьютерная лабораторная работа для учащихся с ограниченными физическими возможностями// Физика в школе.- 2003.- № 5.

15. Монахов В.В., Стафеева С.К., Евстигнеев Л.А., Кавтрев А.Ф., Фрадкин В.Е. Назначение и опыт проведения интернет-олимпиад по физике// Физическое образование в вузах. - 2007. - Т. 13. № 4. - С. 53-63.







19

© 2010-2022