Исследовательская работа Хошеутовский род в истории калмыцкого народа

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Хошеутовский род в истории калмыцкого народа»







Подготовил: Сакилов Цебек Борисович

учащийся 10 класса.



Руководитель: Сакилова Кермен Кануровна,

учитель калмыцкого языка и литературы.










г. Элиста, 2013 год

Оглавление










Введение

Тема моей работы посвящена изучению истории Хошеутовского рода. В ходе исследовательской работы мною были использованы исторические книги, материалы из печати и сведения из Интернета, архивные сведения. Эта тема для меня близка, поскольку я не только калмык по национальности, но и представитель этнической группы хошеутов. Знать историю своего рода должен каждый человек. Если мы не будем знать свои корни, то мы не можем назвать себя представителем того или иного народа. По старинному калмыцкому обычаю калмыки должны знать своих предков до седьмого колена. Раньше кочевые бесписьменные народы должны были удерживать в памяти свою родословную, чтобы решать дела о наследственности и другие проблемы, возникающие в повседневной жизни. Кроме того, это препятствовало заключению браков между людьми одного ясана, одного близкого рода. Родовые отношения позволяли монголам, калмыкам на протяжении сотен лет сохранять свой язык и культуру. Понятие рода заставляет нас не раствориться среди других племен и народов. Род- это стержень, на котором держится весь народ.

История происхождения родословной калмыцкого народа была изучена историками и этнографами разных времен.

Ученые Авляев и Санчиров (1984г) считают, что этноним хошеут является производным от слова «хошун» со значением клюв, морда, передовой отряд войска, он относился к седьмому полку в гвардейском корпусе. Которым командовал младший брат Чингис-хана Хабуту - Хасар. Хошуном, от которого современные калмыки производят и само имя хошеутов, назывался строй войска острою колонной: люди, стоявшие в голове её, шли на верную смерть.


  1. Из истории хошеутов.

Хошеуты- одно из четырех ойратских племен. В XVI-XVII вв. они составляли один из самых многочисленных нутуков Ойратского Союза. Владельцы хошеутов были заметными личностями в ойратской истории. В середине XVI века зафиксирован Хани- Нойон Хонгор. У него было пять сыновей, известные в истории как табун Барс - Пять барсов: это Байбагас Батур, Кундулен Убуши, Тюрю- Байрлху, Засакту- Чинг Батур, Буян - Хатун - Батур. И все они вписали свои имена в истории ойратов. Старшим из пяти братьев был Байбагас- Баатур. Профессор Норбо в примечаниях к биографии Зая- Пандиты писал, что Байбагас- Батур являлся потомком младшего брата Чингис-Хана Хабуту- Хасара в восемнадцатом колене. Байбагас- Батур усыновил и послал в Тибет на учебу будущего Зая-Пандиту. (Зая-Пандита -калмыцкий и ойратский деятель буддизма, создатель алфавита «ясное письмо», переводчик сутр, поэт, ученый и просветитель).

Третий из пяти братьев Тюрю Байрлху основал свое ханство известное под названием Хошеутского.

По мнению П.Небольсина, лично опросившего жителей Хошеутского улуса, калмыки- хошеуты считают себя «прямыми потомками тех воинственных ратников, которые в незапамятные времена прославили себя подвигами во главе «хошунов» , или фаланг (Небольсин, 1852. стр.17) В другом месте своего труда П. Небольсин пишет: «Хошуном от которого калмыки (хошоуты) производят и самое имя «хошоутов», назвали строй острою колонной: люди, стоявшие в голове её, шли на верную смерть» (Небольсин 1852 стр.21) Небольсин замечает, что 7-й полк Хабату Хасара из гвардии Чингис-хана - в военное время стоял в центре войска в голове колонны, принимая на себя главный удар противника. Небольсин пишет «видимо ,первыми «хошоутами» были воины 7-го полка Хабату Хасара, которых именовали «тысяча отборных богатырей», а все хошоутовские князья обычно выводят свое происхождение от самого Хасара из рода «борджигин-килт». С какой гордостью старейшины моего рода до сих пор говорят, что они являются потомками этого великого племени.

  1. Хошеутовский нойон Серебджаб Тюмень

Яркой, незаурядной личностью был князь Серебджаб Тюмень получивший светское и военное образование в Петербурге. Хошеутовский полковник Серебджаб Тюмень был кавалером боевого ордена Святого Георгия четырех степеней. Серебджаб Тюмень особо отличился в «Битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 г. Славный герой Отечественной войны 1812 года был награжден ещё золотой саблей с надписью «За храбрость», орденами Святого Владимира четвертой степени с бантом Святой Анны 2 класса.

Серебджаб возвёл в своём родовом имении хошеутовский хурул в честь участия калмыков в защите Отечества от Наполеона. Вот этим храмом любовался Александр Дюма, когда два дня, 17 и 18 октября 1858 года, гостил у Серебджаба Тюменя. С.Тюмень устроил в честь знаменитого гостя празднество с борьбой и плясками скачками и метанием арканов. Перед отъездом знаменитый француз посвятил степной аристократке- княгине и её сестренке короткие стихотворения- экспромты.

«В глуши вы родились

Мир озарив однажды

Улыбкой неземной

И взором колдовским…»

Брат Серебджаба - Убуши Тюмень известен не только как храбрый воин, писатель, переводчик, но и как историк, автор «Сказания о дербен ойратах», архитектор, вместе с Чимбе-гелюнгом он проектировал Хошеутовский хурул. Он погиб во время русско-польской компании.


  1. Ики-цохуровские хошеуты

Когда в 1771г. Хошеуты с Убуши- ханом возвращались на родину- в Джунгарию, русским войскам удалось часть их вернуть обратно с Урала. Это и есть мои предки. У них было 35 кибиток. И из-за своей малочисленности они вошли всем хошеутовским аймаком в Ики- Цохуровский улус.

В настоящее время наиболее компактно хошуды живут в Кетченеровском районе поселке Сарпа и поселке Алцынхута, а также в поселке Хошеуты Октябрьского района.

Тотемными цветами хошеутовского рода считаются белый и красный. Белый цвет для калмыков священный-цвет мира и благополучия. Красный цвет означает кровные родственные отношения.

Хошеуты подразделяются на мелкие арваны. Каждый арван имеет своего заян, ах-главу рода, имеет песню, помнит территорию, по которой кочевал их арвн (десяток) имеет песню. Из книги «Генеалогия икицохуровских хошудов ( по материалам собранным Шаня Васильевичем Боктаевым) у Икицохуровских хошеутов насчитывается двадцать один род, называемый ими «тѳрл»: аргуды, бадгуды, дашихн, зайсанги, кеткермюды, кавшахины, карвджахины, лузунги, монголы, мерчихины, мельшахины, мага, сагсаки, савгармуды, хасгуды, хошуты, харахины, чонахины, шарады, шаркахины, эвякины, дермянкины.

Моя семья относится к десятке «дашихн». Места кочевок моего рода располагались по следующим местам: Андран һашун худг, Мукөвүнә худг, Хавтх толһа, Долан худг, Цаһан усна царң.

У моего прадеда Сәклә было пятеро детей - Андра, Иван, Шорва (мой дед), Җииҗә и дочь Кеерә. Мой дед Шорва Насунович 1930 года рождения. Когда началась война брат моего деда - Андра ушел на фронт. Андра пропал без вести.

Вскоре весь наш народ был депортирован. Мой дед в Сибири женился на моей бабушке Булгун. В Сибире родилась дочь Вера, а остальные дети появились на свет уже на родине.

У старшего брата моего деда Ивана родились две дочери- Шура и Клара, но не было наследника, то есть сына, и тогда мой дед отдал брату Ивану своего сына Александра. Поражает такое родство, крепость родственных уз, когда братья отдавали друг другу детей.

Вернувшись из сибирской ссылки на родину, мой дед трудился на родной земле, работая чабаном в совхозе «Сарпа». Свидетельством его добросовестного труда являются многочисленные награды - почетные грамоты, дипломы, медали.


Заключение

Понятие рода заставляет нас не забывать имена своих предков, традиции, обычаи, родовые обряды. Например, при совершения обряда «һал тәәлһн» должны быть только кровные родственники по отцовской линии. Это и дает силы для сохранения единства рода, обычаев своих предков. Это помогает не раствориться в среде других племен и народов.

Изучая прошлое, я проникся гордостью, что мои предки выжили, вырастили детей, передали нам любовь и уважение к своей земле, умение жить, радоваться и трудиться.

Мы - младшее поколение, сохраним традиции своих предков и сделаем так, чтобы наш род жил и процветал. Будем живы мы - будет жить наш род. А закончить хочу словами великого Александра Пушкина «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, - не уважать оной есть постыдное малодушие».




Использованная литература:

1.П.Небольсин «Очерки быта Хошеутовского улуса» Санкт-Петербург. 1852.

2.А. Митиров «Из истории хошутов и их владельцев»

3.А. Митиров «Истоки», Элиста 2002

4.А.Митиров «Ойраты-калмыки: века и поколения» Элиста,1998г.

5.Г.О Авляев «Происхождение калмыцкого народа» Элиста,2002

6.Лари Илишкин «Знаменитые калмыки прошлого» Элиста,2010

7.Генеалогия икицохуровских хошудов Элиста 2011







Исследовательская работа Хошеутовский род в истории калмыцкого народа

© 2010-2022