• Преподавателю
  • Другое
  • Создание психолого - педагогических условий для успешной адаптации учащихся школы

Создание психолого - педагогических условий для успешной адаптации учащихся школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ»


Г.П. Ефимова

Педагог-психолог

ГУ «Степная основная школа»

с. Степное, Карасуский р-н

Без категории

«Быть готовым к школе - не значит уметь

читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Доктор психологических наук Л.А.Венгер


В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решение задач развития, обучения, воспитания, социализации.

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребёнок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено, выпускник поступает в учебное заведение. От того насколько успешно пройдет период адаптации, зависит дальнейшее обучение, поэтому с моей точки зрения, этой проблеме необходимо уделять наибольшее внимание.

Период адаптации - одно из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеяностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и её результатам, и с психологической стороны - снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

- состояние тревоги (идет мобилизация защитных сил организма);

- резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);

- истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

Работая в малокомплектной школе во время исследования процесса адаптации, я сталкиваюсь с такими проблемами как: объединённые классы 1- 3 класс, 5-6 класс, а также смена классного руководителя. Эти причины оказывают большое влияние на процесс адаптации учащихся в школе. Поскольку ребенку нужно привыкнуть сосредоточиваться на выполнении своего задания; не слушать объяснений учителя для другого класса; не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им; не слушать ответы учеников другого класса; моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним. Все эти факторы влияют на психологическое состояние ребёнка.

В нашей школе работает психологическая служба, участники которой принимают участие в создании психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся 1 и 5 класса.

Каждый год в октябре-ноябре провожу исследование уровня адаптации учащихся к школе, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре посещаю уроки в 1-3 и 5-6 классах, с целью изучения особенностей поведения учащихся на уроках и во время перемен. После наблюдения на каждого ученика заполняю карту наблюдения за процессом адаптации. После посещения уроков даю рекомендации учителю. Большое внимание учителю следует уделять развитию позитивной «Я - концепции» и самооценки ученика. На занятиях стремится создать положительную эмоциональную атмосферу, пробудить интерес к самому себе и окружающим людям. Необходимо предоставить детям возможность осознать свои успехи, создать условия для самораскрытия, так как это будет способствовать повышению самооценки и уверенности в себе, что благоприятно скажется на формировании положительного отношения к учению в целом. Каждое занятие начинать с создания положительного эмоционального фона:

- «Улыбнитесь друг другу!»

- «Скажите друг другу добрые слова!»

Затем проводить комплекс упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия; мелкой моторики; познавательных процессов.

В своей работе по изучению уровня адаптации учащихся 1 класса использую различные методики. Для определения школьной мотивации провожу среди учащихся анкетирование Н.Г. Лускановой, тест Рене. Жиля «Эмоциональная близость ребенка к учителю». Также всегда использую методики «Графический диктант», «Вырежи фигуры» с целью изучения наглядно-действенного мышления, определения уровня развития произвольной сферы ребёнка. С помощью рисуночного теста «Моя семья», выявляю, на сколько, ребёнок ближе к родителям, кого он считает главным в семье. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка дома. В этом году начала применять методики «Домик», «Бусы». Методика «Школа зверей» дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Как правило, учащиеся стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. С целью развития само регуляции детей, предупреждения и снижения тревожности, а также помощи учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников, с учащимися 1 раз в неделю провожу занятия: «Ромашка», «Путешествие по воде», «Школа», «Животные», «В зимнем лесу». Также в период исследования адаптации учащихся провожу работу с родителями. На родительских собраниях с родителями провожу тренинги, анкетирование для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе, даю рекомендации психолога «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего», советы:

- самое главное, что вы можете подарить своему ребёнку, - это ваше внимание;

-ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребёнку период адаптации;

-ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребёнку;

-помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно;

-помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни!

Роль родителей играет огромную роль в период адаптации учащихся к школе.

Диаграмма уровня адаптации в 1 классе


В течение трех лет адаптация у учащихся в 1 классе проходит успешно. У всех учащихся высокий или средний уровень адаптации к школе. Дезадаптации у учащихся выявлено не было.

Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Переход из начальной школы в среднюю, связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

С целью принятия новой позиции - ученика основной школы, с учащимися 5 класса в октябре-ноябре проводится диагностическая работа по изучению уровня адаптации к школе. В сентябре посещаю уроки, наблюдая за поведением учащихся. Также на каждого ученика завожу карту по изучению процесса адаптации. По изучению уровня школьной тревожности использую методику Т. Филлипса, для изучения учебной мотивации методику М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, анкетирование «Незаконченные предложения». Проводится работа с педагогами и родителями. Оказание родителям психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе). Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с учащимися 5 класса. Проведение с учащимися социально-психологических и педагогических тренингов, развивающих занятий «Впереди у нас пятый класс».

Диаграмма уровня адаптации учащихся 5 класса


В течение трех лет адаптация у учащихся в 5 классе проходит успешно. У всех учащихся высокий или средний уровень адаптации к школе. Дезадаптации у учащихся выявлено не было.

После проведенной диагностики проводится аналитическая работа по результатам, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации учащихся. Проблемы, возникающие в процессе адаптации пятиклассников к условиям основной школы, не ограничиваются только их привыканием к новым педагогам, иногда новому классному коллективу, новым требованиям в учебной деятельности.

Психологически готовый к школе ребенок

Личностно - социальная готовность

Готов к общению и взаимодействию - как со взрослыми, так и со сверстниками.

Мотивационная готовность

Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).

Интеллектуальная готовность

Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные

закономерности.

Эмоционально - волевая готовность

Умеет контролировать эмоции и поведение.

Для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения педагогу-психологу необходимо проводить следующие мероприятия:

- посещение уроков;

- проведение диагностической работы;

- консультативная работа с педагогами и родителями;

- методическая работа (выступление на родительских собраниях, педагогических советах);

-выработка рекомендаций.

Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе. Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации. В результате такой активной работы по адаптации учащихся улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с учащимися.

Работая даже с таким количеством детей, возникает ряд проблем, с которыми мы успешно справляемся с участниками нашей психологической службы!

Школа - это естественный этап в жизни ребенка.

Комплекс кинезиологических упражнений

Дыхательная гимнастика. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки - делайте выдох. Выполняйте ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Снеговик. Проводится стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко присядьте на корточки.

Сжимание кистей. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать буквы, цифры, слова и т.д.).

Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с закрытыми глазами.

Кулак - ребро - ладонь. Детям нужно показать три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: 1) ладонь на плоскости, сжатая в кулак; 2) ладонь, ребром на плоскости стола; 3) распрямлённая ладонь на плоскости стола. Сначала выполняем пробу вместе с детьми. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Затем дети повторяют упражнение самостоятельно 8 - 10 раз. При затруднениях в выполнении можно предложить ребёнку помогать себе командами («кулак - ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щёки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Горизонтальная восьмёрка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру «8» три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе, затем с закрытыми глазами.

Вращение карандаша. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки. Затем левой руки (между большим и указательным пальцем; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

Воображаемая фигура. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник; квадрат) или цифры.

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Движение головой. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

Движения плечами. Сделайте круговые движения плечами вперёд - назад и пожимания ими.

Руки на парте. Левую руку поднять, правая лежит на парте: ладонь сжата в кулак, менять попеременно. Затем наоборот - левую руку поднять, сжатую в кулак, правая рука - лежит на парте. Сделать 5-б повторений.

Методика «Графический диктант»

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так - к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь - на три клетки направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)»

Переходим к рисованию тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю клеточку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

«Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

«Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор».

«Поставили карандаши на следующую точку. 2 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево 2 вверх 3 вправо. Продолжить рисунок самостоятельно.»

Показатели результатов выполнения задания, оценки действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Свидетельствуют во - первых, об умении внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Во - вторых о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.


Методика «Вырежи фигуры»

Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 6 до 7 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры».

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Создание психолого - педагогических условий для успешной адаптации учащихся школы

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов - все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-3 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл - ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Карта наблюдения за процессом адаптации учащихся 1 класса

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика процесса адаптации ребенка к школе

Карта адаптации предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально-волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.

Ф.И.О.___________________________ класс: 1

(правильный вариант подчеркните)

1. Уровень готовности к школе:

высокий - средний - низкий.

2. Успеваемость:

чтение

русский язык

математика

лучше письменные - лучше устные - без различия

3. Выполнение письменных работ:

лучше выполняет классные работы - лучше выполняет домашние работы - разницы в их выполнении нет.

4. Отношение к учебе:

ответственное - безответственное.

5. Отношение к школьным неудачам:

сильно переживает - быстро забывает о них - совсем не переживает.

6. Заболеваемость:

часто - временами - очень редко.

7. Дисциплина:

всегда хорошая - средняя - недисциплинирован.

8. Темп работы:

быстрый - средний - медленный.

9. Работоспособность:

ровная - скачкообразная - быстро падающая.

10. Внимание:

устойчивое - неровное - легко отвлекаемое.

11. Сообразительность:

быстрая - средняя - медленная - ограниченная.

12. Моторика:

чрезмерно подвижен - умеренная - малоподвижен.

13. Речь

развита очень хорошо - не очень развита - плохо развита.

14. Выдержка:

хорошая - средняя - снижена - ничтожна.

15. Контактность:

общителен - замкнут - незаметен - неконтактен.

16. Положение в классе:

любим - пользуется вниманием - незаметен - нелюбим - отгорожен.

17. Настроение:

радостное - ровное - незаметное - серьезное - подавленное.

18. По сравнению со сверстниками:

1) менее труден да нет

2) сильно отвлекаем да нет

3) более утомляем да нет

4) чаще волнуется да нет

5) труднее в контакте да нет

6) больше колебаний в

работоспособности да нет

7) более пуглив и робок да нет

8) более чувствителен да нет

9) более возбудим,

раздражителен да нет

10) более плаксив да нет

11) более беспокоен да нет

12) более подвижен да нет

19. Адаптация к школе произошла:

быстро - медленно - не произошла

Литература.

  1. Ганьшина В.Н. Книга учителя. МОУ "Лицей № 1" г. Усолье-Сибирское, 2007 г.

  2. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Под. Ред. Пилипко Н.В. М.:2002.

  3. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: 2003.

  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: 2001.


© 2010-2022