- Преподавателю
- Другое
- Программа профориентационной работы с учащимися 9 СКК класса
Программа профориентационной работы с учащимися 9 СКК класса
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Егорушкина Н.Н. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №8
Имени Н.В.Пономарёвой
_________ П.С.Луценко
Программа
профориентационной работы
с учащимися 9 СКК класса
МБОУ СОШ №8 имени
Н.В.Пономарёвой
На 2014 - 2017 г.г.
Программа профориентационной работы
с учащимися 9 СКК класса
специальной (коррекционной) школы YIII вида.
Актуальность проблемы:
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам СКК классов очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Выпускники СКК классов испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
-- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
-- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
-- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество этих учащихся.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся СКК классов, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в СКК классах должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Цель программы:
-
Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 9-х СКК;
-
Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
-
Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
-
изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков;
-
наметить основные пути профориентационной работы с учащимися 9 СКК класса, направленной на развитие у подростков способностей к профессиональному и личностному самоопределению.
Методы:
-
Подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся 9 СКК класса.
-
Совместное консультирование с администрацией, педагогами, классным руководителем по проблеме профориентации учащихся 9 класса.
Этапы программы по профориентации:
-
Диагностический
-
Профпросветительский (профинформационный)
-
Профконсультационный
-
Постконсультационная диагностика
-
Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации
I этап: « Диагностика учащихся»
Цель: изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков.
Применяемые методики:
-
«Опросник профессиональных предпочтений», направленный на выявление интереса к отдельным видам трудовой деятельности.
-
Анкета «Хочу. Могу.», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся .
Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.
II этап: « Профессиональное просвещение учащихся»
Цель: ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.
Мероприятия по профпросвещению:
-
Групповое занятие «Мир профессий», направленное на расширение и закрепление знаний учащихся об особенностях профессий, доступных для подростков в соответствии с их физиологическими способностями, интересами и склонностями.
-
Групповые занятия с использованием профориентационных игр, способствующих повышению у подростков уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
III этап: «Профконсультирование учащихся»
Цель: помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей.
Особенности проведения профконсультаций:
-
Профконсультация проводится с учётом результатов психолого-педагогического изучения особенностей специфики профессиональных предпочтений у подростков и сравнения уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся.
-
Профконсультация - это не принятие решения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный.
IU этап: «Постконсультативный контроль учащихся»
Цель: проверка удачности проведённой с учащимися профпросветительской и профконсультационной работы.
Учащимся предлагается заполнить следующую анкету (приложение 1), направленную на определение у них сформированности способности к самореализации и адекватности выбора профессии в соответствии своим интересам, склонностям и физиологическим особенностям.
U этап - заключительный этап «Подведение итогов профориентационной работы школы с учащимися»
Цель: определение уровня сформированности способностей учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности и уровня социального развития учащихся.
Для осуществления данного этапа методом совместного консультирования администрации, педагогов, классного руководителя, педагога-психолога и социального педагога заполняются индивидуальные карты на каждого учащегося на основе наблюдений за ними, результатов диагностик и консультирования (приложение 2).
Приложение 1
Анкета _______________________________________________________
(Ф.И., класс)
-
Нужно ли продолжать учиться после окончания школы? ________________________________________________________________
-
Что ты собираешься делать после окончания школы?
- учиться в вечерней школе
- учиться в профессиональном училище (ПУ),
- учиться в техникуме (укажи в каком)_________________________,
- работать (укажи где) ___________________________.
-
Кем ты видишь себя через 10-15 лет (в профессии и личной жизни)?__________________________________________________________
-
Что тебе советуют делать родители после окончания школы?
___________________________________________________________________
5. Какая профессия тебе интересна? ___________________________________
6. Какие положительные стороны имеет твоя выбранная профессия (польза профессии)?_________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Есть ли недостатки в твоем характере, которые могут помешать тебе освоить выбранную профессию?
- лень,
- слабое здоровье,
- стеснительность,
- жадность,
- грубость,
- небрежное отношение к выполнению заданий.
8. Предпринимаешь ли ты уже сейчас какие-либо действия для подготовки к выбранной профессии кроме учебы в школе?
- интересуюсь литературой по данной профессии,
- выполняю по своему желанию дополнительные задания на уроках труда,
- стараюсь дома осваивать навыки будущей профессии,
- интересуюсь людьми данной профессии.
Приложение 2
Карта изучения способностей учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности
Фамилия__________________ Имя______________ Класс_______
Вид профессионального обучения___________________________________
Основные интегральные качества личности:
-
Отношения с окружающими: общительность/замкнутость
правдивость/лживость
тактичность/грубость
-
Отношение к делу: ответственность/недобросовестность
трудолюбие/лень
-
Отношение к себе: скромность/заносчивость
самокритичность/самоуверенность/приниженность
-
Отношение к имуществу мастерской:
бережливость/расточительность
аккуратность/неряшливость
-
Волевые черты характера: настойчивость/упрямство
решительность/нерешительность
самообладание,выдержка/трусость,безразличие
Особенности трудовой деятельности:
Целевая сторона деятельности:
-
Усваивает ли ученик на уроках труда:
да
нет
Не всегда
1. Технико-технологические знания
2. Конечную цель работы
3. План работы из объяснения учителя
4. Самостоятельное планирование работы
Исполнительная сторона деятельности:
Уровень сформированности трудовых навыков, самоконтроля и применения в работе ранее усвоенных знаний (правил безопасности, правил вычислений и т.п.):
1 уровень: Первоначальные представления о содержании приёма трудового действия (получаемый результат, орудие труда, двигательная программа). Может найти значительные ошибки в своей работе; отличить правильные и неправильные трудовые движения товарища, но сам допускает ошибки. В процессе работы сильно напрягается, движения замедленные, много лишних движений.
2 уровень: Образ действия более верный. При стимулировании самоконтроля со стороны учителя различает более мелкие ошибки. Крупные ошибки находит и исправляет самостоятельно. Контролирует себя главным образом на основе зрения. Мышечный самоконтроль недостаточен, заметно значительное напряжение. Есть лишние движения, неверные действия. Темп работы недостаточный, при увеличении темпа допускает значительные ошибки.
3 уровень: Образ действий сформирован на достаточном уровне. Лишние и неправильные движения отсутствуют или встречаются редко. Движения выполняются плавно и слитно без излишнего напряжения, темп работы относительно высокий. Ослаблен зрительный контроль и усилен контроль работы на основе мышечного чувства. Внимание переместилось с процесса действия (слежения за положением рук, орудия труда) на его результат. Сформирована способность к переносу навыка в новые условия деятельности. Возможны кратковременные отвлечения внимания от работы без потери темпа и правильности действий.
Состояние здоровья:
Соматические дефекты, заболевания: зрения, слуха, парезы, заболевания внутренних органов, нервной системы и др.___________________________________
Энергетическая сторона деятельности:
-
Отношение к трудовой подготовке при изучении теоретического материала:
Положительное/безразличное/отрицательное
Отношение к трудовой подготовке в процессе практической работы:
Положительное/безразличное/отрицательное
-
Работоспособность:
Быстрая утомляемость/средняя утомляемость/высокая работоспособность
-
Характерные эмоции в процессе трудовой деятельности:
Отрицательные/нейтральные/положительные
-
Проявления волевых качеств (реакция на трудности в работе и теоретическом обучении):
Реагирует спокойно и самостоятельно старается преодолевать трудности;
Возбуждается, проявляет недовольство, но трудность преодолевает;
Преодолевает трудность только при воздействии учителя или не преодолевает, отказывается от работы.
Карта изучения социального развития учащегося
Фамилия__________________ Имя______________ Класс_______
Вид профессионального обучения____________________________________
Общение в учебно-трудовой деятельности:
-
Особенности общения
да
иногда
нет
Во время работы преобладает деловое общение с товарищами по группе.
Общение во время работы преимущественно не связано с делом.
Не склонен к общению, как в процессе работы, так и во внеурочное время.
Обращается с вопросами к учителю в связи с выполняемой работой
Задаёт вопросы учителю или высказывает свои суждения по вопросам этического, бытового характера, непосредственно не связанным с обучением труду.
Нарушено чувство дистанции при общении со старшими.
Бывает грубым, агрессивным, драчливым.
Социально - нравственные позиции:
-
Отношение к социальным порокам (курению, пьянству, наркомании, воровству):
-
В своих высказываниях осуждает
-
Безразличен
-
Считает допустимым (какой из пороков) ___________________________
-
-
Отношение к чтению художественной и др. литературы, к телепередачам, кинофильмам (предпочитаемая тематика) _______________________________
-
Отношение к товарищам по учебно-трудовой группе:
-
Помогает по своей инициативе в работе, уборке
-
Не помогает
-
-
Отношение к трудовым и дисциплинарным требованиям:
-
Убеждён в их необходимости
-
Считает необязательными
-
Не определился в своих отношениях
-
Практическое усвоение социальных норм и норм поведения:
1. Устойчивость в соблюдении дисциплинарных требований (устойчив, недостаточно устойчив, неустойчив)
2. Были ли случаи правонарушений (их характер) _______________________
________________________________________________________________
3. Были случаи намеренной порчи имущества школы, мастерской (да, нет)
4. Втянутость в социальные пороки (курит, случаи пьянства, случаи наркомании)
-
Ориентирован на лидера (социально благополучного, социально неблагополучного)
Самооценка и профессиональная сориентированность:
-
Адекватность самооценки:
-
Правильно соотносит свои возможности с задачами разной трудности
-
Завышает свои трудовые возможности
-
Занижает свои трудовые возможности
-
-
Желает приобрести профессию, по которой обучался в школе:
Желает приобрести другую профессию (указать какую) или вид работы:________________________________
В профессиональном самоопределении неустойчив (меняет желания).
Профессионально не определился.