Статья «История автомобильного транспорта России»

В данной статье говорится о развитии автомобильного транспорта в России. Первые автомобили в России появились в конце девятнадцатого века, именно с этого времени можно говорить об развитии автомобилестроения в нашей стране.  Перед второй мировой войной автомобили позводились на таких заводах как АМО, Ярославский автозавод, Горьковский автозавод.После войны были построены автозаводы в Белоруссии и на Украине.Позже были созданы производственные объединения ИЖМАШ, КАМАЗ,ВАЗ. В настоящее время в стр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История автомобильного транспорта России.

Автомобильный транспорт - самый распространенный вид транспорта. Первые автомобили появились в конце XIX в. После Второй мировой войны автомобильный транспорт составил конкуренцию железнодорожному транспорту. Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания российского производства был построен в 1896 г. совместными усилиями Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева и Акционерного общества постройки и эксплуатации экипажей П.А. Фрезе. Этот автомобиль экспонировался на Всероссийской художественно-промышленной выставке в г. Нижнем Новгороде летом 1896 г. Крупным поставщиком автомобилей в Россию до 1918 г. был Русско-Балтийский вагоностроительный завод в г. Риге (Латвия). С 1909 по 1915 гг. этот завод выпустил около 800 автомашин. Товарную линейку представляли автобусы, легковые, грузовые, броневики, полугусеничные и пожарные машины. Также крупные промышленные партии автомобилей в эти годы изготавливали такие заводы как «Пузырев», «Нобель» в г. Петрограде, «Хрущев» в г. Орле. После 1915 г. в России было прекращено производство автомобилей. Ввиду того, что транспорт после окончания Гражданской войны все же потребовался, в 1924 г. автомобили начал выпускать московский завод АМО, в 1925 г. - Ярославский автозавод, а с 1932 г. - Горьковский автомобильный завод. Во время Великой Отечественной войны грузы перевозили на автомобилях ЯМЗ, ЗиС-5, ГАЗ-ММ. Кроме того, в нашу страну (главным образом) по ленд-лизу поставлялись американские «Скудебеккеры» и «Виллисы». ЗиС в военные годы переместили на Урал, в г. Миасс. Сегодня это объединение «УралАЗ Авто», выпускающий известные по стране автомобили «Урал». После войны были построены автозаводы в Белоруссии (МАЗ, БелАЗ), на Украине, в г. Кременчуг (КрАЗ). Затем были созданы производственные объединения ИЖМАШ, АЗЛК, КамАЗ, ВАЗ,. В 2007 г. численность Российского парка автомобилей составила 55 млн.ед. За 2012 год парк легковых автомобилей на территории Российской Федерации вырос на 5,1 % и составил 36900000 транспортных средств, такие данные приводит аналитическое агентство «АВТОСТАТ». Маркой-лидером все еще остается отечественная LADA, ее доля из общего количества машин - 13670000 штук, что составляет 37% всех автомобилей России. Но аналитики прогнозируют снижение количества представителей этого бренда, так как на сегодня количество утилизированных ВАЗов превышает число проданных. На втором месте японский производитель Toyota. Автомобилей этой марки в России 3100000 штук, за год их число увеличилось на 0,4%. Тройку лидеров замыкает Nissan, который представлен на дорогах страны 1500000 транспортными средствами, и показал прирост в доле автопарка на 0,3%. На четвертое место переместился отечественный GAZ. Компания прекратила производство легковых автомобилей еще в 2010 году, но не уступает лидерские позиции, всего в парке на данный момент 1400000 машин. Численность их уже стала сокращаться, за прошлый год ГАЗ потерял 0,2%. В пятерку самых распространенных в стране автомобилей входит «Москвич», машин этой марки все еще 1270000, хотя за год они потеряли 0,2%. Более миллиона автомобилей имеют также Chevrolet, Ford, Hyundai, совсем немного осталось Volkswagen, на сегодня их 970000 штук.

Автомобильный транспорт России, выполняя около 80% всего объема перевозок грузов, является составной частью транспортной системы страны, состоящей из двух подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования. Несмотря на то, что автомобильный транспорт занимает значительное место в транспортной системе страны, он значительно уступает по уровню развития автомобильному транспорту развитых стран Европы и США. Так, среднесуточная скорость доставки помашинных отправок в РФ равна 380 км/сут, в США - 1400 км/сут, что составляет, соответственно, в РФ 15,4 км/ч, в США 50 км/ч.

Стоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 - 2 раза выше, чем в развитых странах, ввиду отсутствия гарантий обратной загрузки. В России практически отсутствует информационное обеспечение перевозок, кроме того сервисное обслуживание развито плохо, что относится как к обслуживанию подвижного состава, так и обслуживанию самих водителей на маршрутах перевозок.
Автомобильным транспортом называется такой вид транспорта, который осуществляет перевозки пассажиров и грузов по безрельсовому сообщению с использованием колесного движителя. Автомобильный транспорт является наиболее массовым для перевозки пассажиров на небольшие расстояния, а также для обеспечения розничных видов торговли, систем производства и малого бизнеса.

Основной нормативный документ, регламентирующий работу автомобильного транспорта, - Устав автомобильного и наземного электрического транспорта РФ.

Автомобильный транспорт может быть единственным в сухопутных регионах для грузопассажирских перевозок, имея широкую сферу использования: городскую, пригородную, межрегиональную, междугороднюю, международную, туристско-экскурсионную. Он может быть задействован как самостоятельный вид транспорта или использован для вывоза грузов к соответствующим магистральным видам транспорта.

Развитие технологий современных перевозок (контейнерных) позволило значительно увеличить роль автотранспорта в перевозках грузов не только на короткие, но и на значительные расстояния, особенно в межгосударственном сообщении (например, российско-финские перевозки).

Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начну с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.

Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз - по перевозкам пассажиров.

В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Грузовые перевозки - это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.

В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиропотоков и грузопотоков.

Динамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного отставания потребительских и экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. Не ликвидировано уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14-15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1999 г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%.

В последние годы общая численность парков автобусов и грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности граждан. Автомобилизация страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями автомобилизации становятся все отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.

К недостаткам автотранспорта относится низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте) себестоимость перевозок. Кроме того, автомобильный транспорт - один из основных загрязнителей атмосферы.

© 2010-2022