Методическая разработка - программа Бальный танец

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования "Детско-юношеский центр «Развитие"

Шебекинского района и города Шебекино




УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБУ ДО "ДЮЦ

«Развитие"

Ткачевой Т.Г

от «___»______201 г. № ____





Рабочая программа

«Бальный танец»

1 год обучения

15-17 лет


Педагог дополнительного образования

Шпунт Наталья Михайловна







2015-2016 учебный год



Обратная сторона титульного листа

Дополнительная общеразвивающая модифицированная программа художественной направленности «Бальный танец»

Педагог дополнительного образования : Шпунт Н.М.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «04» сентября 2009 г., Протокол №1

Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от "____" ___________ 201 г.,Протокол №__________













































2



Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей модифицированной программы художественной направленности «Бальный танец», рассмотренной и утвержденной на заседании педагогического совета от «4» сентября 2009г.

Цель программы: Развитие хореографических способностей обучающихся, приобщение их к танцу как виду искусства.

Задачи:

- развивать музыкальность, способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер;

- развивать двигательные качества и умения: координацию движений, гибкость, пластичность, выносливость;

- формировать правильную осанку, красивую походку, умение ориентироваться в пространстве;

- развитие творческих способностей, потребностей самовыражения в движении под музыку, развитие творческого выражения и фантазии.

- научить двигаться красиво и быть успешными на современных вечерах, балах.

В программу «Бальный танец» в связи с возросшим интересом к бальным танцам в Белгородской области внесены следующие изменения: «Венский вальс», «Вальс-гавот» и «Краковяк» заменены танцами :«Марш парад», «Французский вальс» , «Большой вальс» .

На изучение программного материала выпускными классами отведено 144 учебных часа в год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с десятиминутной переменой. Наполняемость группы от 10 до 16 человек.

Отличительная особенность программы в том, что она рассчитана на короткий срок обучения и увеличено количество часов для практических занятий.

Актуальность данной программы в том, что она направлена на реализацию социального заказа на обучение выпускников школы бальным танцам, популярность которых возрастает с каждым годом.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Работа над техническим совершенством танца не должна становится самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Овладение тем или иным навыком должно носить художественно - творческий характер.

Основой программы является репертуар, который рекомендуется для разучивания и исполнения на школьных праздниках и мероприятиях. В репертуар входят танцы исторического наследия, современные бальныеи отечественные танцы, построенные на национальном материале и современных ритмах. Танцевальный материал даётся в упражнениях, движениях, включающих элементы историко-бытового, народного и современного танца.

Разделы программы в процентном отношении распределяются примерно следующим образом: 40% отводится на музыкально-ритмические и тренировочные упражнения и разучивания элементов танцев репертуара; 60% занимает разучивание композиций репертуара бальных танцев и тренировочная работа.

Возраст 15-17 лет в физиологическом отношении-период интенсивного развития

3

мускулатуры, юноши и девушки готовы к физической нагрузке. Учащиеся 9 - 11 классов проявляют более осознанный интерес к бальным танцам поэтому надо особенно внимательно относиться к выбору репертуара и манере исполнения и активно влиять на развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

По окончанию обучения обучающийся должен:

-знать: правила грамотного исполнения бальных танцев указанных в программе групп, происхождение исполняемых танцев; позиции парных танцев, разучиваемых на занятии, правила исполняемых элементов танцев;

- уметь: ориентироваться в движении по залу, иметь навыки движения в паре; различать музыкальные размеры; понимать танец не как отдельные движения ног, а как гармоничное сочетание движений ног, рук, корпуса и головы.

Содержание

Занятие№1

Вводное занятие. Беседа «Красиво танцевать, двигаться-это не роскошь, а необходимость. Что дают человеку занятия бальными танцами?». «Правила поведения в танце и в обществе-этикет». Техника безопасности на занятии. Знакомство с позициями ног (используются полувыворотные и невыворотные позиции ног) 1, 2, 3, 4, 5, 6. Позиции рук 1,2,3, исходное положение. Изучение поклона, реверанса. Построения обучающихся в зале.

Занятие№2

Элементы музыкальной грамоты: характер и темп музыки, музыкальный размер , прослушивание музыки, умение передать ритмический рисунок хлопками.Умение двигаться в характере и темпе музыки. Передача в движении характера музыки и её ритмического рисунка.

Занятие№3

Танцевальные шаги : шаг с носка, шаг на полупальцах. Изучение построений и перестроений (в колонны, шеренги, по одному, в паре, в кругу, сужение и расширение круга.

Занятие№4

Отработка построений и перестроений из одного круга в два. Движение в колонне по одному с разных сторон по диагонали.

Занятие№5

Характеристика историко-бытовых танцев. Манера исполнения и этикет в танцах 17 века. Изучение: поклоны и реверансы. Положение и постановка рук, корпуса.

Занятие№6

Па дегаже- перенос корпуса с одной ноги на другую; из 3-й во 2-ю позицию с последующей подставкой

Занятие№7

Правила исполнение движений по 3-й позиции ног. Уровень рук (сниженная 2-я позиция), маленькая позиция. Исполнение одинарного скользящего шага па глиссе.

Занятие№8

Изучение основного движения танца «Падеграс» лицом друг к другу, кружение в паре, вынос ноги в сторону на носок. Манера исполнения танца.

4

Занятие№9

Изучение и отработка основного шага в сторону и вперёд. Изучение композиции и рисунка танца «Падеграс».

Занятие№10

Отработка исполнения движений Историко-бытового танца «Падеграс». Отработка исполнения движений танца в паре. Исполнение композиции танца.

Занятие№11

Изучение движений вальса по 3-й позиции : дорожка, балансе. Отработка движений по одному и в паре.

Занятие№12

Изучение правого и левого вальсового поворота по одному и в паре. Отработка точности смены мест в паре при исполнении поворота.

Занятие№13

Подбор музыкального материала. Знакомство с рисунком и композицией танца Особенность исполнения вальса по 6 позиции. Изучение правого вальсового поворота по 6 позиции.

Занятие№14

Изучение движений вальса по 6 позиции: зигзаг, перемена. Манера исполнения вальса по 6 позиции. Чёткое и синхронное исполнение движений .

Занятие№15

Изучение левого вальсового поворота. Отработка движений по одному и в паре. Повторение изученных движений и танцевальных композиций.

Занятие№16

Сочетание изученных движений в различном порядке. Построения и перестроения в танце.

Изучение композиции вальса по 6 позиции. Отработка изученных движений и композиций танцев.

Занятие№17

Изучение композиции вальса по 6 позиции. Отработка изученных танцевальных композиций.

Занятие№18

Изучение основного шага танца «Полонез» вперёд и назад . До-за-до, па глиссе-одинарный скользящий шаг.

Занятие№19

Изучение движений танца «Полонез»: окошко, шеен по линиям и кругу. Отработка пройденного материала. Подбор и прослушивание музыкального материала. Разучивание композиции и рисунка танца.

Занятие№20

Изучение движения танца «Полонез»: дорожка. Отработка движения танца «шеен». Работа над пройденным материалом.

Занятие№21

.Изучение построений и перестроений танца «Полонез». Отработка переходов танца. Постановочная работа, разучивание композиции и рисунка танца.

Занятие № 22

Изучение композиции танца «Полонез». Отработка движений и композиции танца. Работа

5

над изученными танцевальными композициями.

Занятие№23

Работа над правильностью исполнения ритмичного и плавного шага. Манера исполнения движений танца «Полонез». Отработка движений и композиций танцев.

Занятие № 24

Отработка положения в паре, положения рук и постановка корпуса в танце «Полонез». Работа над композициями изученных танцев.

Занятие№25

Работа над изучением композиции танца «Полонез». Репетиционная работа над изученными танцевальными композициями. Повторение.

Занятие 26

Отработка выхода, переходов, построений и перестроений танца «Полонез» по одному и в паре. Отработка изученных танцевальных композиций.

Занятие № 27

Отработка выхода, переходов, построений и перестроений танца «Полонез» по одному и в паре. Отработка изученных танцевальных композиций.

Занятие№28

Работа над изучением композиции танца «Полонез». Репетиционная работа над изученными танцевальными композициями. Повторение.

Занятие № 29

Повторение изученных движений, работа над танцевальной композицией танца «Полонез». Повторение и отработка изученных танцевальных композиций.

Занятие№30

Понятие о такте и затакте. Музыкальный размер произведений. Знакомство с музыкальными размерами 2/4, 3/4, 4/4. Тактовые и затактовые вступления в танце. Умение выполнять движения в различных темпах.

Занятие№31

Изучение и отработка построений и перестроений. Умение строиться в колонны, шеренги, по одному, в паре, в круге и т.д. Перестроения в парах, обход одним партнёром другого, смена мест с поворотом лицом друг к другу.

Занятие№32

Изучение и отработка шагов с акцентом на «раз» по три и четыре шага. Умение слышать и двигаться под музыку.

Занятие№33

Координация движений рук, корпуса, ног и головы от простых к более сложным. Упражнения для разогревания мышц .

Занятие№34

Отработка эмоционального исполнения танца, передача музыкального образа. Чёткое, синхронное выполнение движений. Текущий контроль освоения содержания программы за 1 полугодие.

Занятие№35

Упражнения для рук, шеи, плеч, корпуса, ног. Умение подготовить мышцы для физических нагрузок.

Занятие № 36

Упражнения для рук, шеи, плеч, корпуса, ног. Умение подготовить мышцы для физических

6

нагрузок.

Занятие№37

Упражнения для рук, шеи, плеч, корпуса, ног. Умение подготовить мышцы для физических нагрузок.

Занятие№38

Знакомство с разными видами танцев. Позиции в современных бальных танцах: закрытая, открытая, променада, обратного променада, контрпроменада, теневая, боковая (правая и левая).

Занятие№39

Позиции встречающиеся в отечественных современных бальных танцах: закрытая, открытая, променада, обратного променада, контрпроменада, теневая, боковая (правая и левая).

Занятие№40

Подбор музыкального материала. Изучение движения танца «Фигурный вальс»- «окошко», положение в паре «Променад».

Занятие№41

Изучение движений: балансе в сторону, вальсовый поворот в разные стороны. Отработка изученных движений.

Занятие№42

Изучение второй фигуры танца «Фигурный вальс». Изучение движений: балансе вперёд и назад, смена мест партнёров.

Занятие № 43

Изучение третьей фигуры танца «Фигурный вальс». Изучение движений: соло поворот девочек, дорожка по линии танца для мальчиков.

Занятие№44

Изучение четвёртой фигуры танца «Фигурный вальс» : вальсовый поворот вправо в паре, закрытая позиция с замкнутым соединением рук. Отработка композиции танца.

Занятие№45

Прослушивание и разбор музыкального материала к танцу «Сударушка». Характер и манера исполнения русских танцев. Изучение основного шага по линии танца по одному. Движения и работа рук.

Занятие№46

Приглашение к танцу. Изучение движений танца «Сударушка»: скользящий шаг с выносом ноги, кружение. Повторение изученного материала.

Занятие № 47

Изучение движений танца «Сударушка»: кружение с переменой мест, поворот девочек на 180*, кружение по часовой стрелке.

Занятие№48

Повторение и отработка изученных движений танца «Сударушка». Отработка исполнения движений в паре.

Занятие № 49

Изучение композиции танца «Сударушка». Отработка синхронного исполнения движений, манера исполнения.

Занятие № 50

7

Изучение позиций современных бальных танцев: закрытая, открытая, променада, обратного променада, контрпроменада, теневая, боковая (правая и левая).

Занятие№51

Разбор музыкального материала к танцу «Французский вальс». Умение пригласить и поблагодарить партнёра . Изучение движений: правый поворот по одному и в паре.

Занятие№52

Работа над техникой исполнения правого поворота танца «Французский вальс». Отработка изученных движений в паре.

Занятие № 53

Работа над техникой исполнения движений танца «Французский вальс». Подготовка и отработка ранее изученного танцевального материала.

Занятие № 54

Работа над изучением композиции танца «Французский вальс». Отработка изученных танцевальных композиций.

Занятие№55

Работа над исполнением танца «Французский вальс». Повторение и отработка изученного танцевального материала.

Занятие№56

Знакомство с разнообразием видов танца на примере «Блюз». Позиции современных бальных танцев: закрытая, променада, фоллэвей позиция.

Занятие № 57

Отработка позиций современных бальных танцев: закрытая, променада, фоллэвей позиция.

Занятие№58

Беседа-рассказ о современных бальных танцах. Подбор и прослушивание музыкального материала. Изучение основного шага танца «Блюз».

Занятие№59

Изучение поворота в паре и по одному, дорожка с поворотом и без. Отработка точности исполнения основного шага танца «Блюз».

Занятие№60

Изучение дорожки из круга, в круг, основной шаг с поворотом по одному и в паре.

Занятие№61

Изучение и отработка раскрывания в паре и по одному. Повторение изученных движений танца «Блюз».

Занятие№62

Отработка изученных движений танца «Блюз» по одному и в паре, положение корпуса, рук в танце.

Занятие№63

Изучение композиции танца «Блюз». Отработка изученных танцевальных композиций.

Занятие№64

Целостное исполнение танца «Блюз». Повторение и отработка изученных движений и композиций танцев.

Занятие№65

Беседа о истории танца «Марш-парад». Особенности исполнения движений танца. Подбор музыкального материала. Отработка маршевого шага.

Занятие№66

8

Изучение движений танца «Марш-парад»: обход, окошко, поклон. Отработка движений и композиций танцев.

Занятие№67

Изучение и отработка композиции танца «Марш-парад». Отработка движений и композиций танцев.

Занятие№68

Прослушивание и разбор музыкального материала. Изучение дорожки с поворотом по одному и в паре танец «Большой вальс».

Занятие№69

Изучение положений в паре, положение рук, постановка корпуса. Изучение броска ноги на 45* с дорожкой. Повторение пройденного материала.

Занятие№70

Изучение «соло» для девочек и мальчиков. Отработка работы в паре. Репетиционная работа. Повторение движений и композиций танцев.

Занятие№71

Работа над перестроениями танца «Большой вальс». Эмоциональность исполнения движений танца. Точность и синхронность исполнения движений.

Занятие№72

Работа над исполнением композиции танца «Большой вальс». Повторение и отработка изученных танцевальных композиций. Итоговая аттестация учащихся за период обучения.

Средства контроля

Текущий контроль.

Теоретические вопросы тестов:

1.Назовите группы танцев:

-Падеграс , Полонез, Марш-парад.

- Фигурный вальс, Большой вальс, Французский вальс.

2. Назовите основные Направление Ориентировки по отношению к залу.

3. Назовите основные направления шагов по отношению к корпусу.

4. Какой танец построен на шагах в сторону и вперед с выведением ноги на носок.

5. Основной шаг,шаг глиссад, балансе менуэт, построения, перестроения, «окошко», дорожка, повороты. Композиция какого танца ?

6.Правый и левый поворот, перемены с правой и левой ноги, зигзаг, вальсовая дорожка. Как называется вальс?

7.Хореография «Фигурного вальса» является произвольной или авторской?

8. Сколько основных фигур в Фигурном вальсе ?.

9.Назовите музыкальный размер вальса ?

Практическое задание: Исполнить заданную танцевальную композицию.

Промежуточная аттестация.

Теоретические вопросы тестов:

1. В каком темпе танцуют вальс Бостон?

2. Есть ли рисунок у вальса по 6 -й позиции.

3. Какая страна является родиной польки?

4. По какой позиции танцуют вальс. Назовите основные движения вальса.

9

5. Авторская или произвольная композиция у танца «Па де грас»?

6. «Сударушка», «Русский лирический», «Барыня» - к какой группе относятся эти танцы?

7. «Виск», поступательные шассе из позиции променада, открытые перемены назад, наружная перемена, левое кортэ. В каком танце используются эти движения?

8. Выворотные, полувыворотные, невыворотные. К какому понятию относятся термины?

9. Исходное положение, 1 позиция,2 позиция,3 позиция. Что означают термины?

Практическое задание: Исполнить заданную танцевальную композицию.

Учебно-методические средства обучения

Аудио и видео материалы:

  1. Аудиокассета - «Бальные танцы»

  2. Аудиокассета - «Современные бальные танцы» ( Вальс-Бостон, Падеграс, Полонез, Фигурный вальс, Медленный вальс, Кадриль, Барыня, Краковяк, Сударушка, Казачёк, Полька - знакомств, Финская полька, Квикстеп).

  3. Аудиокассета - «В ритме вальса».

  4. Аудиокассета - «Латиноамериканские танцы » - (самба, ча-ча-ча, медленная румба, румба, пасадобль, мамбо).

  5. Аудиокассета - «Бальные танцы» - (фанфары, полька, фигурный вальс, падеграс, вальс - гавот, менуэт, вальс-бостон, краковяк, русский-лирический, кадриль, вальс-мазурка, медленный вальс, ча-ча-ча, полонез, квик - степ, большой вальс, фигурный вальс, вальс бостон, сударушка) .

  6. DVD диск «Бальные танцы» №1, №2.

  7. Аудиокассета «Бальные танцы» - (квикстеп, лирическая румба, калинка, мамбо, румба, самба, пасадобль, вальс-бостон, в ритме диско, уанстеп, фокстрот, тустеп, марш-фокстрот, марш, медленный вальс).

  8. Аудиокассета «Бальные танцы - (Европейская программа) Медленный вальс. Венский вальс. Танго. Квикстеп. Медленный фокстрот

  9. Аудиокассета «Бальные танцы - (Латиноамериканская программа)
    Самба, Ча-Ча-Ча, Румба, Джайв, Пасодобль

Используемая литература

  1. Дмитриева Е. Краткая история искусств, т. 1,2. Изд. Искусство, 1990г.

  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Структурные схемы. Изд. ЮНИТИ М., 2004г. 367 с.

  3. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: практическое пособие для школьной администрации, руководителей метод, объединений, методистов, учителей, студентов пед. уч. заведений. - Ростов -н/Д: Изд. Учитель, 2003 г. - 288с.

  4. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

  5. Максименко С. Д. Общая психология. - СПб.: Рефл-бук, 2004. - 528 с.

  6. Мошкова, Е.И. Программы. Ритмика и бальные танцы / Е.И. Мошкова  М.: «Просвещение», 1997. - 74с.

10


  1. Никитина А.Б. Ребенок на сцене//Научно-методическое пособие. - №12. - 2003.

  2. Подласый И. П. Педагогика. 1,2 том. - М.: Владос, 1999.

  3. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

  4. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

  5. Ротерс, Т.Т Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т.Т. Ротерс  М.: « Просвещение», 1989. - 174с

  6. Руднева, С. Ритмика. Музыкальные движения / С. Руднева, Э. Фиш  М.: «Просвещение», 1972. - 334с.

  7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.

  8. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - Спб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.

  9. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ

дополнительного образования

  1. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.

  2. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

  3. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. С ил.

26.Школа танцев для детей.-Спб.:«Ленинградское издательство»,2009.- 224 с.

27. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.

28. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа 2000. №2.






11





© 2010-2022