Статья «Воспитание и развитие талантливых читателей: традиции и современноcть»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ануфриева Кристина Александровна ПНК-31

«Воспитание и развитие талантливых читателей: традиции и современноcть»

Воспитание талантливых читателей - это задача не из легких. Сейчас для привития детям интереса к книге приходится и родителям и педагогам.

Ценность книги актуальна во все времена. Книга изначально имеет непреходящую ценность, так как в ней заложена основа мировоззренческого и воспитательного характера. Но сегодня в России падает статус «Человека читающего». К сожалению, в современное время намечается тенденция актуализации использования электронных устройств для получения информации. Идет процесс снижения уровня читательской культуры у детей и подростков.

Многие известные педагоги занимались разработкой методов приобщения детей к чтению, например, Анатолий Васильевич Луначарский посвятил сборник данной теме «О детской литературе, детском и юношеском чтении». Ш. А. Амонашвили говорил: «Воспитание у детей любви к чтению - дело педагогической чести».

Основные взаимозависимые слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, интерес к литературному процессу - всё это воспитывает школа, в частности уроки литературы.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

На мой взгляд, Анатолий Васильевич Луначарский наиболее оптимально суммировал методы, из которых для нашего эксперимента мы позволим себе выделить следующие:

В настоящее время книга с большим трудом отстаивает свои позиции в отношении электронных носителей информации. И, к сожалению, дети часто избирают второе. И актуальная задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Опыт известных педагогов, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к воспитанию и обучению позволил нам создать некую систему в области подготовки юного читателя

Статья «Воспитание и развитие талантливых читателей: традиции и современноcть»

Рис. 1 Направления деятельности по приобщению детей к чтению

Задача воспитательной работы: вдохновить каждого воспитанника радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли. В.А.Сухомлинский

Мы считаем, что в семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности в чтении, в познании нового через книгу, в школе - актуализация, востребованность уже имеющихся знаний по чтению художественной литературы, а так же желание самого маленького читателя открывать для себя мир слова, образов, событий.

1 этап. Для того чтобы выявить как проходит свободное время в семьях сегодняшних младших школьников, в Тулиновской школе, в 4 классе, был проведен эксперимент, в котором принимали участие 15 учащихся. Формой проведения был выбран тест-рисунок «Вечер в моей семье». Прежде всего, нас интересовала частотность изображения на рисунках книг, газет, журналов, телевизора, компьютера как средств проведения досуга детей и их родителей. В таблице представлены эти данные в процентном соотношении.

Средства досуга

Дети, %

Взрослые, %

Телевизор

45

60

Компьютер

25

6

Книга

6

8

Газета, журнал

0

10

Игры, игрушки

21

91

Другое

3

4

Как следует из результатов теста, 70 процентов детей отдают предпочтение техническим средствам массовой коммуникации для проведения досуга и только 6 процентов - книгам, газетам и журналам. Соответственно, среди взрослых эти цифры составляют 66 и 18 процентов. Это говорит о том, что «чтение» как форма проведения досуга у современных детей и взрослых занимает весьма скромное место. Вызывают также интерес некоторые другие факты данного эксперимента, например, совместная деятельность ребенка и взрослого:

- 39 процентов детей вместе с родителями смотрят телевизор;

- 5 процентов - играют в компьютерные игры;

- 2 процента - читают книги.

Этот факт не может не настораживать. Ребенок практически не вовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой. Часто причиной того, что младший школьник не имеет охоты и практики чтения, является отсутствие читательских традиций в семье. Ведь известно, насколько значительно влияние личного примера взрослых на детей этого возраста. Подобное влияние примера родителей на выбор вида деятельности ребенка прослеживается на многих изучаемых рисунках: если на рисунке мы видим взрослого, смотрящего телевизор, то в большинстве случаев ребенок также изображен перед телевизором; если же дети изображают родителей, читающих книги, то и себя они чаще рисуют с книгой. Сейчас в задачу современной школы должна войти необходимость компенсации отсутствия в семье книжного окружения, читательских традиций и интересов. Таким образом роль школы на современном этапе в формировании ребенка-читателя возрастает. Но нельзя забывать о том, что привить интерес к чтению можно лишь тогда, когда не только в школе, но и дома ребенок вовлекается в деятельность с книгами.

Работа с детьми по приобщению к чтению стоится следующим образом:

  1. Создание предметно-развивающей среды:

  • книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т.п.);

  • уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.),

  • уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, репродукции известных картин художников, иллюстраторов;

  • выставка книжек - самоделок, касса букв, плакаты по грамоте и т.п.

  1. Проведение занятий:

  • по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи, на которых идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами и песенками, рассказами и сказками. Именно эти занятия способствуют приобщению детей к чтению, способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к познанию.

  • Чтение - это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Но, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться звуковому анализу слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят.

  • Занятия по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению.

  1. В свободной деятельности дети закрепляют знания, полученные на занятиях:

  • Театрализованные игры;

  • режиссерские игры - драматизации сказок И.Истомина, русских народных сказок;

  • конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку»;

  • проектная деятельность;

  • акции;

  • самостоятельное чтение в книжном уголке;

  • свободная изобразительная деятельность.

2 этапом нашего эксперимента было выявление уровня восприятия художественной литературы младшими школьниками. Для этого мы разработали план с использованием методов приобщения детей к чтению.

  1. Провести анкетирование учеников 4 класса на выявление уровня восприятия художественной литературы.

  2. Дать характеристику классу.

  3. На основе результатов анкетирования провести ряд мероприятий с учениками.

В филиале МБОУ Новолядиской СОШ с. Тулиновка, в 4 классе с 20 сентября по 18 ноября было проведено анкетирование, где принимали участие 15 обучающихся, из них 8 девочек и 7 мальчиков. В основном семьи полные. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу.

Были поставлены задачи, с целью привития любви к чтению, книге. Проведенное анкетирование наглядно отразило уровень восприятия художественной литературы учениками в табл.

№ вопроса

Ответы детей в количественном соотношении. Всего опрошенных 15 учеников

1.

9 обучающихся ответили мама

2 обучающихся

ответили бабушка

3 обучающихся

ответили учитель

1 обучающийся

крестная

2.

12 обучающихся выбирают электронные книги

3 обучающихся выбирают печатные книги

3.

11 обучающихся любят, когда им рассказывают

4 обучающихся любят читать сами

4.

5 обучающихся рассказы о природе

5 обучающихся сказки

3 обучающихся о животных

2 обучающихся фантастика

5.

На данном вопросе дети называли большей частью авторов и рассказы, которые изучали на уроках. Только 2 ученика назвали не изученные произведения.

6.

Дети называли положительных героев произведений и с легкостью смогли описать личностные качества любимых героев.

7.

У 7 обучающихся домашняя библиотека есть

У 8 обучающихся нет домашней библиотеки

8.

На данный вопрос дети ответили о домашнем питомце или о дуге (подруге)

9.

Только 2 и 27 учеников читают внеклассную литературу

10.

Большинство учеников не смогли дать совет другому. Только несколько назвали произведения, ранее изученные на уроках

11.

Все ученики относятся к книгам бережно

28 сентября была произведена экскурсия на природу оправдал, которая оправдала все ожидания. Детям представилась возможность увидеть своими глазами природный мир и сравнить с художественным его изображением, описанным писателем. Дети к экскурсии готовились усердно: читали заданные произведения рассказы, стихи о природе в окруженными самой природой и свежим воздухом. Такой поход помогает научиться видеть красоту в простых, обыденных вещах, окружающих нас. Возможно, выявить контраст между обыденным взглядом и поэтическим, увидеть разнообразие мира природы, которая окружает нас повсюду, прививать любовь к природе; вспомнить, повторить, какие изменение происходят с приходом осени; развивать внимательность, воображение.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов. Поэтому крайне важно проводить работу с родителями учеников.

В завершении эксперимента наблюдается возникновение интереса к содержанию книги.

№ вопроса

Ответы детей в количественном соотношении. Всего опрошенных 15 учеников

1.Кто познакомил с книгой?

9 обучающихся ответили мама

2 обучающихся

ответили бабушка

3 обучающихся

ответили учитель

1 обучающийся

крестная

2.Какую книгу больше предпочитаете?

Ребята единогласно выбрали печатную книгу

3.Любите больше читать или слушать?

12 обучающихся ответили любят читать сами

3 обучающихся ответили любят слушать

4.Какие темы и жанры предпочитаете?

5 обучающихся рассказы о природе

5 обучающихся сказки

3 обучающихся о животных

2 обучающихся фантастика

5.Назовите авторов и названия любимых произведений

На данном вопросе дети называли большей частью авторов и рассказы, которые изучали на уроках. Но сумели написать других авторов, которых им хотелось бы почитать.

6.Любимые герои

Дети называли положительных героев произведений и с легкостью смогли описать личностные качества любимых героев.

7.Есть ли дома книги?

У 7 обучающихся домашняя библиотека есть

У 8 обучающихся нет домашней библиотеки

8.Свободное время как проводите

На данный вопрос дети ответили о домашнем питомце или о дуге (подруге)

9.Читаете ли внеклассную литературу?

Только 2 из 15 обучающихся читают внеклассную литературу

10.Какое произведение порекомендовали бы другу?

Большинство учеников не смогли дать совет другому. Только несколько назвали произведения, ранее изученные на уроках

11.Бережно ли Вы относитесь к книгам?

Все ученики относятся к книгам бережно



1

© 2010-2022