Организация работы по экологическому воспитанию и образованию школьников

Данное методическое пособие поможет педагогам дополнительного образования, учителям биологии, экологии, классным руководителям, учителям начальных классов правильно организовать работу по экологическому воспитанию и образованию школьников в образовательном учреждении. Представленные в качестве примеров разработки занятий помогут решать конкретные цели и задачи, главная из которых – формирование экологической культуры детей, бережного отношения к окружающему миру. Так же в процессе данных занятий...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района










Организация работы по экологическому воспитанию и образованию школьников

(духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание в УДОД эколого-биологической направленности)


Организация работы по экологическому воспитанию и образованию школьников





Бирюч 2013


Печатается по решению

педагогического совета муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области


Ответственный за выпуск:


Литвинова Н.Н.


директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района

Составители:

Толстенко С.Н.

методиста муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района


Данное методическое пособие поможет педагогам дополнительного образования, учителям биологии, экологии правильно организовать работу по экологическому воспитанию и образованию школьников. Представленные в качестве примеров разработки занятий помогают решать конкретные цели и задачи, главная из которых - формирование экологической культуры детей, бережного отношения к окружающему миру.





Содержание



  1. Объяснительная записка.

  2. Организация работы по экологическому воспитанию и образованию школьников.

  3. Основные направления работы по экологическому воспитанию и образованию школьников.

  4. Экологическая тропа «Стань природе другом!»

  5. Примерные тематические блоки занятий «Уроки нравственности с элементами экологии».

  6. Приложение: экологическая газета, экологические знаки.



Название разработки: учебное занятие.

Название и форма проведения: «Растения Красной Книги», интегрированное занятие.


Пояснительная записка

Цель: повышение уровня знаний обучающихся о флоре родного края.

Задачи: углублять знания о растениях занесённых в Красную Книгу.

Развивать экологическое сознание.

Воспитывать нравственное отношение к природе.

Форма проведения: интегрированное занятие.

Метод проведения: словесный, наглядный.

Возраст детей: 11-12 лет.

Условия для проведения: кабинет экологии.

Оборудование: панно-орнамент, кисточки, клей, карандаши, ножницы, салфетки, розетки под клей, соломка, фотографии и иллюстрации с изображением растений Красной Книги.

Методические советы на подготовительный период: провести предварительное занятие-ознакомление по теме «Флора Красной Книги Белгородской области».

План занятия

I. Организационный момент.

II. Этапы занятия.

  1. Беседа с детьми о растениях Красной Книги.

  2. Виды орнамента.

  3. Поэтапное выполнение аппликации.

  4. Обсуждение темы.

III. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог:

Растение - посредник между небом и Землёй. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта» - так образно писал академик К. А. Тимирязев.

В последнее время многие виды растений стали исчезать. Такие растения попали в Красную Книгу.

II. Этапы занятия.

Красная Книга - это книга тревоги, предупреждения. В неё включены все дикорастущие растения, которые находятся под угрозой исчезновения, и редкие растения. Вот некоторые из них: башмачок крупноцветный, прострел раскрытый (сон-трава), медуница лекарственная, первоцвет весенний и многие другие - около 600 видов, нуждающихся в особом внимании. Некоторые из них вы знаете, видели в лесу, других местах. Так, башмачок крупноцветный - многолетнее травянистое растение. Это самое редкое и одно из самых прекрасных растений. Башмачок крупноцветный имеет цветок красивой формы: вздутая мешковидная губа фиолетово-красного цвета, окруженная четырьмя прекрасными лепестками. Цветёт в июне-июле; встречается на лесных лужайках в лиственных, реже в сосновых лесах. Уничтожается это растение при сборе цветков.

Дети рассматривают фотографии и иллюстрации с изображением редких растений.

Педагог:

Занесён в Красную Книгу прострел раскрытый (сон-трава). Его так называют потому, что когда смотришь на поникшие цветки, кажется, что они спят. Цветёт он в апреле - в начале мая. Цветки имеют фиолетовый мохнатый венчик. Растёт сон-трава в просохших сосновых борах, на склоне гор. Это растение стало большой редкостью. Красота его цветка привлекает человека, он делает букеты, забывая о том, что размножается сон-трава в основном семенами.

Очень редким стал ландыш майский, потому что способность его к самовосстановлению низка: от прорастания семени, до цветения проходит шесть лет. А венерин башмачок (башмачок крупноцветный) - сиреневая нарядная «туфелька» с нежным запахом - зацветает лишь на восемнадцатом году жизни.

И сегодня мы с вами ребята изготовим чудесное панно-орнамент, и его сюжетом станут наши замечательные цветы из Красной Книги, о которых я вам только что рассказала. Назовите мне их. Так почему же нельзя срывать растения, занесённые в Красную Книгу?

Дети называют названия цветов, отвечают на вопросы.

Педагог:

Прежде чем приступить к выполнению работы, выбираем эскиз орнамента. Орнаментальное искусство занимает особое место в духовной жизни русского народа. Особенности его стиля тесно переплетаются с культурой восприятия народом мира красоты и национального самовыражения. Орнамент можно разделить на такие группы:

- растительный орнамент (листья, бутон, цветок и т. д.)

- зооморфозный орнамент (бараний рог, след животного, горб верблюда и т. д.)

- геометрический орнамент (квадрат, круг, звездочка, треугольник и т. д.)

- космогонический орнамент (крестовина, луч солнца, спираль и т. д.)

На сегодняшний день искусствоведы определили около 200 видов орнаментального образца и дали им научные определения.

И так, эскиз разбиваем на детали, каждую из которых переводим на кальку. На деталях определяем направление расположения соломки и ее тон.

Приклеиваем соломку встык без зазоров и накладок. После сушки детали вырезаем по контуру. Сушку необходимо производить под грузом.

После этого приступаем к сборке орнамента. В качестве основы для аппликации могут использоваться пиломатериалы, фанера, картон, бархатная бумага, ткань. Мы будем использовать фанеру. На основу накладываем кальку с эскизом и сквозь нее карандашом помечаем центральные точки месторасположения деталей. В соответствии с этими точками собираем орнамент (наклеиваем детали на основу).

Дети выполняют поэтапно аппликацию панно- орнамент «Растения Красной Книги».

III. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу. Я хочу, чтобы вы ответили мне на следующие вопросы:

Вопросы воспитанникам:

Какой материал необходим для выполнения аппликации?

Какие виды орнамента вы узнали?

Какие растения из Красной книги вы можете перечислить?

Дети отвечают.

Педагог:

Молодцы ребята. Посмотрите, какое замечательное панно у нас получилось. Я надеюсь, ребята, что все вы запомнили, что нужно беречь растения, не срывать их понапрасну. И тогда их не придется заносить в Красную Книгу.

Звучит стихотворение В. Берестова:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Методические советы организаторам и постановщикам: заранее подготовить красочные фотографии и иллюстрации к занятию, которые будут реалистичны, и помогут детям хорошо понять тему.

Методические советы на период ближайшего последействия: предложить детям нарисовать растения Красной Книги для иллюстрации альбома объединения «Соломинка».


Список литературы

  1. Пакулова, В. М. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: учебн. Для общеобразоват. Учреждений / В. М. Пакулова, Н. В. Иванова. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 207, (1) с.

Автор разработки: Лисавцова Лариса Григорьевна.

Должность: педагог дополнительного образования.

Место работы: МОУ ДОД Станция юных натуралистов.

Название разработки: учебное занятие.

Название и форма проведения: «Слово о Тихой Сосне», интегрированное занятие.

Пояснительная записка

Цель: Воспитание экологической культуры и экологического сознания посредством изучения истории экологического объекта Красногвардейского района реки Тихая Сосна.

Задачи: углублять знания о географическом расположении реки Тихая Сосна её истории;

учить целостно высказывать свою мысль, строить умозаключения, опираясь на собственный опыт;

Развивать экологическое мышление

Воспитывать способность к сопереживанию, участие в будущем родного края, в частности реки Тихая Сосна.

Форма проведения: урок-обсуждение

Метод проведения: словесный, наглядный.

Возраст детей: 11-13 лет.

Условия для проведения: кабинет

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, информационный носитель.

Методические советы на подготовительный период: Проведение викторины «Тихая Сосна - река Красногвардейского края», экскурсия на Тихую Сосну.

Сценарный план

I. Организационный момент

II. Этапы урока

  1. Слайд-презентация видами реки, Тихая Сосна, иллюстрациями и фотографиями из книг и газет на протяжении всего урока

  2. Чтение стихов о реке Тихая Сосна

  3. Чтение цитат и отрывков из очерка В.Калуцкого и А.Гирявенко

  4. История реки Тихая Сосна, её географическое расположение

  5. Чтение стихов и отрывков детьми

  6. Вопросы к обсуждению темы

  7. Обсуждение темы

III. Итог урока


Ход мероприятия


Педагог

Дорогие ребята, недавно по всей стране прошли конференции, семинары, диспуты, уроки под девизом: «Урок мира и согласия между природой и человеком». Мне также предложили провести с вами такой урок. И я долго думала, в каком русле он будет протекать. Столько интересного и познавательного можно рассказать о природе, о людях, которые воспевали её в живописи, литературе, музыке. Вы и сами прекрасно знаете этих людей и сможете мне назвать их. Кто может вспомнить этих гениальных авторов и их труды?

(Дети называют писателей Бианки, Бажова, Киплинга, Паустовского, Тургенева, Джека Лондона, поэтов Фета, Тютчева, Есенина, Пушкина, Цветаеву, Живописцев Левитан, Шишкин, композиторов Чайковского, Яна Сибелиуса и других, а также их произведения, картины. Цитируют стихотворения)

Педагог

Да, вы совершенно правы. Но не эту тему мы будем сегодня обсуждать. И так, я выбрала простую, на первый взгляд тему. Я хочу сегодня рассказать вам о нашей замечательной реке, Тихая Сосна. Какой-нибудь чужак спросит, что же особенного в нашей реке? Да и не река, а так себе, речушка. Еле заметно струится она по равнинам нашего края. Не то, что громадины и титаны Волга, Обь, Лена, Енисей. Однако, все мы и все те кто родился в нашем замечательном крае, знаем и любим нашу Тихую Сосну.

Вот слова из книги известного белгородского писателя, Александра Гирявенко «Слово о Тихой Сосне»:

(На протяжении всего занятия демонстрируем слайды с видами реки, Тихая Сосна, иллюстрациями и фотографиями из книг и газет)

Воспитанник 1

В чистой воде Тихой Сосны родители купали меня, когда я только родился. Сначала научился нырять, а потом уже - плавать. Воду из нее тогда можно было безбоязненно пить и летом. Отец поручал мне, малышу, носить в ведре пойманную рыбу, следить за поплавками. Матери я помогал поливать помидорную рассаду на огороде - он подходил вплотную к реке.

Тихая Сосна кормила меня - с тех еще пор. Кажется, что я и родился с удочкой и бидончиком в руках. Рыбы в реке было столько, что обыкновенной занавеской из тюля налавливал ее за несколько минут на сковородку. Крупные голавли, окуни ходили в глубине и поверху, их можно было поймать на голый крючок. Рыб, их повадки я научился распознавать еще в начальной школе.

Конечно же, вы не раз так же с удовольствием купались в жаркий день в водах Тихой Сосны, удили рыбу, отдыхали на её берегах.

(Дети делятся своими впечатлениями об отдыхе на Тихой Сосне.)

Педагог

Согласитесь, зная с детства нашу реку, не каждый знает её историю.

Река берёт начало близ села Покровка Волоконовского района Белгородской области. Далее течёт через земли Красногвардейского и Алексеевского районов Белгородской и Острогожского - Воронежской областей. Берега изрезаны оврагами и балками. Местами, высоко над низменной поймой реки, возвышаются меловые горы, с вершин которых открывается превосходная перспектива. Берега реки ныне преимущественно заняты под сельскохозяйственные угодья. Тем не менее, в некоторых местах сохранились дубравы и широколиственно-плодовые леса (дикая яблоня, дикая груша, липа, дуб). В низовьях - степные и лесостепные ландшафты.

На всём своём протяжении Тихая Сосна подпитывается родниками, ручьями, небольшими речками. Длина реки около 160 километров. Так что не такая уж и маленькая эта речушка. «А ведь в старину, - вспоминала старожил Новой слободки Ярута Елена Андреевна, - берега её разливались до самого села Хуторцы. И чтобы возможно было перебраться на ту сторону реки, приходилось плавать на лодках».

А вот как вспоминает Александр Гирявенко половодье на Тихой Сосне:

Воспитанник 2

«А однажды кто-то из односельчан - то ли Степан Константинович Демьянов, то ли его брат Кузьма, - решил по весне прокатиться в ледоход на льдине до соседнего Острогожска - вместо электрички. Взял топор, шест. Это снаряжение и спасло путешественника. Доплыл аж до соседней Зосимовки и там попал в затор, из которого чудом выбрался. Толстые льдины шли по широко разлившейся реке мощно - с гулом и треском, шорохом. Они наползали на берега, несли на себе вырванные водоросли и кустарники, а иногда и сельскохозяйственный инвентарь, домашних и диких животных. Тихая Сосна заливала заречный островной луг, размывала и сносила деревянные переходы и мосты, доходила до ольховых и сосновых лесов. Величественное и незабываемое зрелище! Подивиться на ледоход выходило все село»…

Педагог

Протекает Тихая Сосна по хорошо разработанной широкой долине с необычным крутым левым берегом и пологим правым -есть предположения, что раньше это было русло Дона.

Леса, преимущественно из дуба, сохранились по поймам, верховьям балок, кое-где по водоразделам. По левому берегу Тихой Сосны значительную площадь занимают плодовые леса, где дикая яблоня и груша перемежаются с дубом, липой и другими широколиственными лесными породами. Наиболее крупные дубравы - у Бирюча, Алексеевки и Острогожска. Это остатки дубрав Белгородской оборонительной черты. У Тихой Сосны расположены города Бирюч, Алексеевка, Острогожск.

Ребята, как вы думаете, почему нашу реку называют Тихая Сосна.

(Дети дают ответы: тихая, значит медленная, сосна - много было раньше сосен по берегам)

Педагог
Откуда река взяла своё название - до сих пор точно не известно. Существует несколько предположений. Первое слово «тихая» скорее всего, происходит от характера её течения, оно действительно тихое. Откуда появилось второе слово - не ясно. Вероятно, что не от сосен, растущих по её берегам. Возможно, что несколько столетий назад на берегах реки и росли сосны, но потом по каким-то причинам исчезли. Название реки могло остаться в память о проходивших здесь завоевателях. Тихая Сосна роднится названием и с Быстрой Сосной- притоком Дона в Липецкой области. В Красногвардейском районе за рекой есть поселения Засосна, Верхососенск, в Острогожском - хутор Засосна, село Верхососна - раньше сторожевой город Ольшанск. Но вряд ли от них идет название реки. Скорее, наоборот. А вот в Семилукском районе Воронежской области есть село Голосновка. Оно расположено на реке Голой Снове, оттуда и название. В первой его части все ясно: «голая», значит, «безлесная». Вторая - иранского происхождения. Название восходит к древнеиндийскому «снаути» - «сочиться», «течь», то есть «текучая вода». А у нас - «тихая течением». Вот тебе и Снова или река Снов. Писатель Владимир Моложавенко, автор одиннадцати книг о Доне, писал о Тихой Сосне: "Когда текла она в соснах, называли ее Сосной. А теперь, когда леса не стало, название толкуют иначе: "Тихая Сосна - тихая после сна. Поэтично, но грустно".

Вот какие стихи о Тихой Сосне написал Александр Гирявенко:

Воспитанник 3

Взблескивая волнами в тумане сна,
Словно рыбьей серебристой чешуею,
Льется речка Тихая Сосна
Тихой песенкой под меловой горою.

...На холмах, что поднялись высоко,
Над спокойной Тихою Сосною,
По лугам из дальнего далека
Бьющейся, прохладно-голубою,
Что несет сквозь годы свои воды
От истоков к Дону убегая;
Во владениях родной природы
Целый месяц нынче пребываю.


Педагог

А вот что я узнала из исторического очерка о Тихой сосне нашего земляка-бирюченца Владимира Калуцкого, который является членом Союза писателей России:
На южную окраину России в Дикое поле, тогда еще половецкую степь с ковылями и парящими над ними орлами, бежали от польских и своих панов украинцы, а также невольные и вольные русские люди, оседали на берегах Тихой Сосны. Перекрестно прозывая друг друга хохлами или кацапами-москалями, сходясь и женясь при этом, несмотря на некоторую разницу в языке и обычаях.

Годы 1620-30-е. Из Воронежа на реку Тихую Сосну для описания бродов, через реку и составления «чертежа» (карты) были посланы служилые люди Фома Фролов и Иван Орефьев. Им была придана внушительная охрана - сотня конных казаков. Карту Тихой Сосны, составленную Ф. Фроловым и И. Орефьевым, воронежский воевода в июне отослал в Москву.

О реке в «Книге Большому Чертежу», 1627 года - «…с Крымской стороны, пала в Дон река Тихая Сосна; а на реке на Сосне, от Дону верст с 30, Каменной брод, а в тот брод лежит дорога Калмиюская; а выше Каменного броду, на Сосне Терновая поляна.»
В 17 на Тихой Сосне были воздвигнуты крепости Верхососенск, Бирюч, Ольшанск, Острогожск. Прибрежная земля становилась все более русской, ограждалась от захватчиков валами, заторами, надолбами, засеками - непроходимыми лесными завалами-западнями из подрубленных деревьев - кронами в сторону нашествия. Славяне постепенно укоренялись на обживаемой земле и стояли за нее не на жизнь, а на смерть.

Существует легенда о том, как однажды татары, преследуемые славянами, не смогли переправиться через Тихую Сосну и утопили в глубоком месте награбленные сокровища, зашитые в воловьи шкуры. За ними потом ныряли местные жители, но не вытащили - такая глубокая была река. В шестидесятые годы ходили слухи, будто Тихую Сосну желают почистить американцы, - с условием, что возьмут себе за труды ценности, найденные на ее дне.

По глубокой и широкой Тихой Сосне проходили в древности торговые ладьи, струги, сторожевые челны. Было отмечено, что «по всему волжскому пути с его важнейшими ответвлениями, в частности, по Северскому Донцу, Осколу, Сейму встречаются многочисленные клады арабских монет - следы древней торговли с Востоком». В краеведческом музее Острогожска хранится старинный якорь в рост человека, от старинного корабля.
Плавал по реке и царь Пётр 1.

После Великой Отечественной войны местные жители бросали в Тихую Сосну оставшиеся мины, гранаты. До сих пор в реке находят затонувшие боеприпасы и даже орудия. То есть она стала еще и кладбищем оружия.

О том, какая рыба водилась в Тихой Сосне и сколько ее было раньше, привел пример в очерке "Тихая Сосна" И. В. Овчаренко: «В 1699 году воронежский епископ Митрофаний писал острогожскому полковнику Ф. И. Кукалю: «Пожалуй, Федор Иванович, прикажи промыслить свеженькова осетрика да белужины свежей. Сим твоим жалованьем за то плательщики. А у нас на Воронеже взять и сомины негде».

Промыслить осетринки в Тихой Сосне не было проблемой. О рыбе, водившейся раньше в водах нашей реки, было написано в газете «Сельская жизнь» за 17 августа 1991 года под рубрикой «Самая, самая…» Там говорилось о том, что в реке Тихой Сосне была поймана самая крупная осетровая рыба. Одной икры в ней было 245 килограммов! А весила она в целом 1227 килограммов! Поймана была не так уж давно - в 1924 году, за сорок лет до начала мелиорации и строительства на берегах Тихой Сосны заводов и животноводческих комплексов со всеми вытекающими оттуда последствиями. Запись о той рыбине есть даже в книге рекордов Гинеса. В Дону и составляющих его малых реках водились в прежние времена, точнее, заходили туда на нерест, белуги и покрупнее.
Многие писатели и поэты воспевали в своих произведениях Тихую Сосну:
Монах Игнатий в сочинении «Хождение Пименово в Царьград» (1389 г.) писал: «Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светли зело, над рекою Сосною».
Автор слов ставшей народной песни «Ермак» поэт Кондратий Рылеев, повешенный за участие в восстании декабристов 1825 года, так написал про город («Петр Великий в Острогожске»):

Воспитанник 4
Там, где волны Острогощи
В Сосну Тихую влились,
Где дубов тенистых рощи
Над потоком разрослись,
Где в лугах необозримых
При журчании волны
Кобылиц неукротимых
Гордо бродят табуны;
Где в стране благословенной
Потонул в глуши садов
Городок уединенный
Острогожских казаков…

Педагог

Философ Н. В. Станкевич: «Альпы едва ли так понравятся мне, как меловые горы над рекою Сосною» (на них и похоронен Николай Владимирович, как и завещал). Или из письма родным: "…сельская жизнь имеет для меня прелесть только в Удеревке… Особенно хотелось бы полюбоваться на замерзшую речку, на дым, столбом поднимающийся с деревни».

Автор трехтомного «Дневника» - мемуаров о жизни в России начала ХIХ века, академик, уроженец Удеревки А. В. Никитенко писал в «Повести о самом себе»: «Они жили на берегу Сосны в небольшой крытой соломой побеленной хате, за которой к самой реке спускался огород с грядками капусты, гороха, свеклы, кукурузы и разного рода цветами. Тут красовались пышные гвоздики и огромные подсолнечники, пестрели разные маки и другие цветы».

Да, красивые воспоминания о нашей реке. Только не та уж она сейчас.

Почему так происходит, и что мы сами лично можем сделать для нашей реки?

(Идёт обсуждение).

Предлагаемые вопросы:


  1. Каким образом мы можем помочь нашей реке? (Не мусорить, расчищать родники, убирать мусор по берегам)

  2. Какая деятельность человека вредит нашей реке? (Вспашка земель на расстоянии менее 200 метров, сток канализационных вод, сброс мусора вблизи берегов)

  3. Какие рыбы обитали в водах нашей реки, но исчезли или стали редкими в результате деятельности человека? (Щиповка обыкновенная, черноморский рыбец или сырть, подуст обыкновенный)

  4. Какие животные являются индикатором чистоты воды? (Раки, пиявки)

  5. Что является индикатором загрязнения вод? (Бурное развитие водорослей)

  6. Какой вылов рыбы разрешается в нашей речке? (Лов удочкой)

  7. Какой вылов рыбы наносит ей непоправимый урон? (Сети, электроудочки)

  8. В какое время запрещён вылов рыбы? (Во время нереста, развитие малька)

Педагог

Да, хочется мечтать о благоустроенных вокруг Тихой Сосны территориях - с лесонасаждениями. О том, чтобы каждый рыболов вытащил бы на своей приваде и близ нее из реки тину, почистил дно, закопал валяющийся мусор; купающийся - принес бы песку на место своей лежки, выдернул не дающие ему покоя сорняки, воткнул в берег ветку вербы - выросло бы дерево с тенью. Известно, что историческая память народа - огромная духовная ценность. С нею можно восстановить в былой красоте церковь, школу, аллею, лес, редкие цветы, травы, даже породы рыб и животных. Но для этого нужно вернуть былое поклонение природе.

Методические советы организаторам и постановщикам

Занятие проводить в кабинете, оборудованном компьютером и интерактивной доской.

Методические советы на период ближайшего последействия

Домашнее задание: подготовить к следующему занятию рисунки, сочинения, рассказы или стихи о реке Тихая сосна

Список литературы

  1. Песни Тихой Сосны: Сборник стихов. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография» 2007, -- 176 с.

  2. Петин А.Н. Малые водные объекты и их экологическое состояние: учеб. - метод. пособие / А.Н.Петин, Н.С. Сердюкова, В.Н. Шевченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 240 с.: ил.

Автор разработки: Лисавцова Лариса Григорьевна

Должность: педагог дополнительного образования

Место работы: МОУ ДОД Станция юных натуралистов

Название разработки: занятие.

Название и форма проведения: «Сохраним этот мир», диспут.


Пояснительная записка

Цель: воспитание бережного отношения к воде и водным ресурсам, стремление беречь родную природу.

Задачи: углублять знания о воде и её охране. Учить выделять главное, анализировать услышанное, целостно высказывать своё мнение по теме. Развивать интерес к экологическим проблемам родного края и желание решать их. Воспитывать любовь к природе.

Форма проведения: занятие-диспут.

Метод проведения: словесный, наглядный.

Возраст детей: 11-13 лет.

Условия для проведения: кабинет экологии.

Оборудование: схемы, карта водных ресурсов планеты.

Методические советы на подготовительный период: проведение занятия по теме «Вода и водные экосистемы».

План мероприятия

I. Организационный момент.

II. Этапы мероприятия.

  1. Вступительное слово.

  2. Обсуждение темы.

  3. Работа с карточками.

  4. Практическая часть.

  5. Чтение стихотворений собственного сочинения.

III. Итог мероприятия.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте, ребята, сегодня наш диспут на тему «Сохраним этот мир» и он посвящён воде. Я хочу начать с высказывания известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое».

II. Этапы мероприятия.

Вода - одно из начал существования всего живого на Земле. Роль её удивительна и, как ни странно, раскрыта ещё не до конца.

Реки, болота, озёра, ледники, моря, океаны - всё это вода. Всё живое и неживое: любые почвы и горные породы на нашей планете, все предметы, тела, организмы - содержат её. Для многих живых организмов вода служит средой обитания. Моря и океаны накапливают тепло, поглощая энергию солнечного света. Вода - это сама жизнь.

Ни один процесс в живых организмах не проходит без участия воды. В живых организмах она обеспечивает их нормальное развитие. На долю воды приходится 60-80% массы человеческого тела. Растениям она необходима для поглощения питательных веществ их почвы, их продвижения в виде растворов. Вода необходима и для прорастания семян растений. В ней обитают многие живые организмы, которых не встретишь на суше.

Исключительна роль в оды в жизни человеческого общества. Водоёмы превратились в транспортные пути, речные потоки в источник дешевой электроэнергии. Водные ресурсы - национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения: строгого учёта, охраны от загрязнения, экономного использования. В процессе хозяйственной деятельности человек портит огромное количество чистой воды. Ежегодно промышленные стоки загрязняют 12% мирового речного стока. В загрязнённой различными сбросами речной воде исчезают рыбы. От загнившей воды отравляется и воздух, который становится источником различных заболеваний.

Другая грозная опасность - загрязнение воды нефтепродук­тами. Образуемая ими маслянистая мономолекулярная пленка на поверхности воды препятствует газообмену между водой и атмосферой и, прежде всего, поступлению в воду кислорода и углекислого газа. Эта опасность угрожает не только пресновод­ным, но и морским акваториям. Достаточно заметить, что раз­литие одной тонны нефтепродуктов приводит к 100%-ному за­грязнению нескольких квадратных километров водной поверх­ности. Отсюда ясно, почему аварии крупных нефтеналивных танкеров, перевозящих до 100 тысяч тонн нефти, ведут к тяжёлым экологическим катастрофам. Не меньшую опасность представляет собой массовое рутинное загрязнение водоёмов от сброса отработанных масел, промывки нефтеналивных ёмкостей и тому подобных действий, которые, безусловно, должны рас­сматриваться как серьёзное правонарушение.

Вопросы для диспута:

Какую роль в жизни нашей планеты играет вода?

Какие экологические водные катастрофы вы можете назвать?

Что вы подразумеваете под «рациональным использованием водных ресурсов»?

Какая ваша роль в охране местных водоёмов?

Педагог:

Ребята, сейчас я раздам вам карточки, в которых отображены основные проблемы нашей реки Тихая Сосна. Какие проблемы являются самыми главными, какие второстепенными. Расставьте цифры по возрастанию.

Проблемы:

  1. Загрязнение сточными водами.

  2. Нерациональное использование речной воды.

  3. Выпас скота в прибрежной зоне.

  4. Замусоривание прибрежной зоны отдыхающими.

  5. Нерациональный вылов рыбы.

  6. Цветение воды.

  7. Глобальное исчезновение видов флоры и фауны реки Тихая Сосна.

  8. Вспашка земель вблизи прибрежной зоны.

  9. Вырубка деревьев в полосе прибрежной зоны.

  10. Замуливание родников, питающих реку.

  11. Замуливание дна реки, в связи с неправильным использованием прибрежной зоны.

  12. Свои варианты ответов.

Педагог: Перед вами лежат конверты, в которых находятся составные части прибрежной зоны реки Тихая Сосна. Предлагаем вам благоустроить или создать экологическую зону, реализовать весь свой творческий потенциал. Займемся работой. На выполнение за­дания отводится 20 минут. Каждую созданную работу нужно защитить в виде стихов, по­словиц, сценок, изречений. Приступаем к выполнению заданий.

Педагог:

Ребята, я просила к нашему диспуту подготовить стихотворения собственного сочинения. Сейчас вы их нам прочитаете. Кто готов?

Дети читают свои стихотворения: «Родники», «Планета Земля», «Речка Тихая Сосна».

Педагог. Подведем итог мероприятия. Наступило время защиты.

Право первыми защитить свою работу предоставляется группе № 1, потом готовится группа № 2 и так далее, по порядку.

Защита работ.

III. Итог мероприятия.

Педагог:

Наша природа многоликая и разнообразная. Её нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Все живые организмы тесно связаны между собой и со средой, в которой они живут, и являются единым целым. Неразумная деятельность человека в природе может привести к очень серьёзным последствиям.

Решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Многое в природе изучено, но ещё больше тайн осталось нераскрытыми. Каждому из вас тоже предстоит познавать и раскрывать закономерности развития природы.

Методические советы организаторам и постановщикам: занятие лучше проводить в кабинете экологии или прямо на экологической тропе, разбив детей в подгруппы по 4 человека. Заранее подготовить карточки с вопросами.

Методические советы на период ближайшего последействия: предложить детям подготовить к следующему занятию рефераты по вопросам, обсуждаемым на диспуте, социальный проект «Тихая Сосна - территория чистоты».


Список литературы


  1. Петин А.Н. Малые водные объекты и их экологическое состояние: учеб. - метод. пособие / А.Н.Петин, Н.С. Сердюкова, В.Н. Шевченко.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 240 с.: ил.

  2. Ермаков Д.С., Зверев и. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса, 2002.-112 с.-(Библиотека журнала «Биология в школе», вып. 10.)

  3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 139с.

  4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с.: ил.

Автор разработки: Лисавцова Лариса Григорьевна.

Должность: педагог дополнительного образования.

Место работы: МОУ ДОД Станция юных натуралистов.




© 2010-2022