Проект Работаем по ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Новоуральского городского округа

МАУ ДО

«Центр внешкольной работы»





МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС

«Работаем по ФГОС на примере муниципальной модели фестиваля «Праздник вокруг нас»

Новоуральского городского округа».

в номинации «Методическая разработка внеурочного занятия»



Составитель:

Гафурова Елена Александровна

Должность: методист



г. Новоуральск

2014 г.

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………3 стр.

  2. «Работаем по ФГОС на примере муниципальной модели фестиваля «Праздник вокруг нас» Новоуральского городского округа»……..5 стр.

  3. Заключение…………………………………………………………...12 стр.

  4. Список использованной литературы……………………………….13 стр.

  5. Приложения………………………………………………………….14 стр.







1. Введение.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждённой Президентом РФ ещё Медведевым в 2010 году, провозглашается идея о «развитии творческой среды для выявления особо одарённых детей в каждой образовательной школе».

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт направлен на обеспечение:…. условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Дмитрий Викторович Ливанов - Министр образования и науки просто и убедительно акцентирует внимание на особенностях реализации дошкольного и дополнительного образования. По его словам, дошкольное образование должно быть уровневым, по ФГОС ребенок «ничего и никому не должен», т.е. основное внимание должно быть направлено на общее и личностное развитие и социализацию дошкольника. А дополнительное образование в старших классах обязано развивать дальше школьника в личностном плане, вносить вклад в его общее развитие. Также Д. В. Ливанов в своем выступлении коротко и достаточно четко подчеркнул успехи российских школьников по математическому и естественно-научному образованию на международных олимпиадах, измерениях, которые проводятся раз в 4 года, значение в определении качества, обучения которого очень велико и значимо. Далее в этом направлении, подчеркнул министр, большое внимание будет уделено работе с одаренными детьми, образованию сети специализированных школ для одаренных детей, внесены изменения в школьную программу (обновление, модернизация, оснащение новыми методическими материалам. Впервые новые стандарты ФГОС предусматривают внеурочную деятельность и создание условий для её реализации. Причем эти направления создаются и в области культуры, и в области спорта, и в области научно-технического творчества. Образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В выступлении на церемонии открытия Года учителя (2010 г.) Президент подчеркнул, что суть и смысл национально образовательной инициативы «Наша новая школа» - в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить детей к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.

2. «Работаем по ФГОС на примере муниципальной модели фестиваля «Праздник вокруг нас»

Новоуральского городского округа».

И всё выше сказанное напрямую переносит нас в МАУ ДО Центр внешкольной работы, где мы работаем по ФГОС на примере муниципальной модели фестиваля «Праздник вокруг нас» Новоуральского городского округа».

В Свердловской области осуществляется системная деятельность государственной поддержки одарённых детей. С этого времени реализуется крупнейший образовательный проект - ежегодный областной фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала». В соответствии с Положением о фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала», проведение фестиваля обеспечивает укрепление потенциала Свердловской области через раннее выявление особо одарённых детей и подростков и создание им условий для реализации своих способностей на всех уровнях образования.

Целью фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» являются:

По отношению к юным участникам: Создание благоприятных условий для проявления детской инициативы, последовательной реализации детьми и подростками их интеллектуальных способностей и интересов;

По отношению к педагогам: Мотивация специалистов системы образования Свердловской области на организацию интеллектуально-творческой, исследовательской и практической деятельности детей и подростков.

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» представляет собой педагогическую систему, которая создаёт условия для постоянного обновления и приращения содержания образования, новых форм и методов работы. Это усиливает возможности достижения общей образованности ребёнка. Система фестивальных мероприятий является одним из каналов социализации подрастающего поколения и одним из путей формирования ценностных ориентиров. Основная идея фестивального движения - внимание к каждому ребёнку, создание условий, которые позволяют всем участникам, независимо от возраста и способностей, проявить свою индивидуальность. Системно - деятельностный подход изменяет «педагогические» стереотипы, требует переосмысления отношений «педагог - учащийся». Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, - это всегда целеустремлённая система, или, иначе, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Кроме того, системно-деятельностный подход предполагает, что результат, может быть, достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Обратная связь позволяет увидеть все процедуры образовательного и творческого процесса не изолированно, а в целостном системно-деятельностном анализе.

В пространстве фестиваля происходит не воздействие на субъекта, а взаимодействия субъекта с образовательной средой. Ребёнок проявляет соответствующую активность для того, чтобы использовать возможности среды, которые соответствуют его потребностям и таким образом мотивируют его деятельность. Ребёнок становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остаётся объектом влияния условий и факторов образовательной среды. В развивающей среде фестиваля педагог и учащийся образуют друг с другом развивающую систему субъект - субъектных отношений. В этой системе и ребёнок и взрослый взаимодействуют в логике сотрудничества и содействия, при этом каждый из них становится условием и средством развития другого. Мероприятия фестиваля проводятся от уровня образовательного учреждения до областного и объединяют все виды творческой деятельности детей. В графике мероприятий фестиваля - олимпиады школьников, защита исследовательских проектов, турниры математиков, изобретателей, экологов, конкурсы; интеллектуально - творческие игры, проекты для младших школьников, социально - значимые командные проекты, а также мероприятия художественно - эстетического направления. Развитие областной модели фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» побудила нас к созданию муниципальной модели фестиваля «Праздник вокруг нас» (см. приложение № 1).

Модель фестиваля это форма организующей внеурочной занятости учащихся основана на самоуправлении и служит для развития единого образовательного пространства Новоуральского городского округа, создаёт условия для развития и реализации способностей обучающихся на всех уровнях образования, активизирует деятельность по развитию ученического самоуправления на территории Новоуральского городского округа. Согласно Концепции модернизации российской системы образования, необходимо расширять субъективность участников образовательного процесса, поэтому в модели фестиваля ученическое самоуправление рассматривается как составная часть государственно-общественного управления образовательным учреждением. Учащиеся прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, имеют возможность формирования гражданской позиции.

В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Самоуправленческая жизнедеятельность совета фестиваля должна способствовать формированию у каждого учащегося опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе. Основные принципы жизнедеятельности совета: сами планируем дела, сами организуем, сами проводим, сами подводим итоги. В состав совета входят специалисты управления образования, учебно - методического центра развития образования, представители образовательных учреждений, учащиеся, родители, представители учреждений культуры, спорта, городских организаций сотрудничающих с образовательными учреждениями, представители общественности, избранные в Совет во время проведения деловой игры «Модель фестиваля». Во всех сферах социальной жизни происходят серьёзные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. Основу этих отношений составляют сотрудничество и равноправное партнёрство. Поэтому не случайно вопросы воспитания, социального становления современной молодёжи, развития системы самоуправления относятся к числу приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Ведь если школьник участвует в управлении своим «родным» фестивалем, пытается улучшать жизнь своего класса, школы, то это является для него колоссальным опытом.

Реализация идей Совета фестиваля как органа самоуправления происходит постепенно - от зарождения, возникновения общей увлеченности соответствующими идеями и установками, их принятием, до их освоения в процессе деловой игры организаторской компетентности, что позволяет им впоследствии осуществлять полномочия в управлении жизненно важными делами на уровне достижения запланированного результата.

Городской фестиваль творчества учащихся «Праздник вокруг нас» служит для развития единого образовательного пространства Новоуральского городского округа, создает условия развития и реализации способностей обучающихся на всех уровнях образования, включает их в социально-значимую для Новоуральского городского округа деятельность, позволяет легко внедриться ФГОС и работать на социализацию ребёнка. Для анализа результатов участия использовался анализ результатов мониторинга образовательных учреждений (см. приложение № 2).

Степень актуальности каждого проекта растёт. Фестиваль набирает обороты. В 2010 - 2013 году мониторинг результативности был составлен по сведениям образовательных учреждений. Городской фестиваль детского творчества «Праздник вокруг» включает в себя более 100 мероприятий разного направления. В фестивальном городском движении приняло участие около 35 000 участников, наиболее активные участники (см. приложение № 3).

В фестивале принимают участие все участники образовательного пространства (дети, педагог, родители). Организационными ресурсами фестиваля являются: Совет фестиваля, организационный комитет фестиваля, организационные комитеты проектов, рабочие группы по проведению проектов фестиваля. Приоритетным направлением городского фестиваля «Праздник вокруг нас» считается - развитие ученического самоуправления и патриотическое воспитание юных новоуральцев. Самоуправление в коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно взрослые выступают как консультанты. В данном проекте учащиеся самостоятельно выбирают мероприятия, оценивают свои возможности и поддерживают друг друга. Фестиваль работает по пяти форумам: «Я-гражданин», «Наука, культура, искусство», «Спортивный», «Сегодня ученик-завтра мастер», «Новоуральску-нашу любовь и заботу», форумы состоят из 15 проектов (см. приложение № 4,5,6,7,8,9).

Муниципальная модель городского фестиваля «Праздник вокруг нас» очень динамична, модель учитывает изменяющиеся внешние условия. Динамикой данной модели и результат эффективного взаимодействия является ежегодная деловая игра «Модель фестиваля». В игре принимают участие все образовательные учреждения г. Новоуральска, все учреждения дополнительно образования (организаторы, гости, игротехники, представители культуры, пожарной части, избирательной комиссии, государственной автоинспекции, общественной организации «Молодая гвардия»).

По результатам игры проводится круглый стол (см. приложение № 14). Ежегодно в каждом форуме происходят изменения, на смену одним конкурсам планируются другие. В результате анализа проведённых мероприятий можно выявить тенденции: увеличение целевой аудитории, расширение разновозрастных участников (начальная школа, среднее звено, старшая школа). «Наша новая школа» по всем заявленным направлениям требует качественного и непрерывного методического сопровождения и эффективного взаимодействия. Поэтому для осуществления ФГОС методист должен:

  • оказывать методическую помощь в совершенствовании фестивального движения на базе образовательных учреждений.

  • координировать работу городского совета фестивального движения.

  • оказывать методическую помощь в реализации проектов фестиваля.

  • анализировать эффективность деятельности образовательных учреждений в городском фестивальном движении.

  • осуществлять работу по повышению квалификации педагогических кадров:

  • готовить и проводить лекции, семинары - практикумы, консультации по проблемам реализации проектов фестиваля;

  • осуществлять методическое руководство городским фестивальным движением;

  • знакомить педагогов с нормативно - правовыми документами;

  • обеспечивать необходимыми инструктивно - методическими материалами.

  • готовить анализ работы и предложения по её совершенствованию.

  • повышать свой профессиональный уровень.

  • участвовать в подготовке ежегодного статистического отчёта о развитии фестивального движения в образовательных учреждениях.

  • организовывать и проводить деловую игру по формированию модели фестиваля «Праздник вокруг нас».

  • участвовать в организации и проведении мероприятий в рамках текущей деятельности учреждения.

  • владеть информационными технологиями, готовить проекты документов, аналитические материалы на электронных и бумажных носителях.

Для социализации ребёнка и обратной связи (системно-деятельностный подход) был создан альманах «Праздник вокруг нас. В данном альманахе дети всех образовательных учреждений пишут о фестивале, о новых победах, достижениях. Альманах - ещё одна очень интересная и многообещающая "площадка", которая позволит интенсивнее и плодотворнее обсуждать кардинальные вопросы прошлого, служить распространению идей и проявление эффективного взаимодействия. Нет сейчас задачи более важной, чем реализация ФГОС и ознакомление городской общественности с нашими наработками о фестивальном движении, прежде всего - учащиеся, родители, которые стоят ещё в стороне от нас. Широкое распространение альманаха позволит успешнее и быстрее вовлечь неорганизованных учащихся и привлечь внимание городских сообществ. На сегодняшний день в существующей системе взаимодействия фестивального движения в Новоуральском городском округе присутствуют все основные компоненты фестивального движения (цели, задачи, технология проведения деловой игры, мониторинг) построены на принципах самоуправления. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, учащихся составляет новую задачу совершенствования системы образования. Развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала социалистического общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.







3. Заключение.

Материалы на конкурс представлены в форме аналитического отчёта, мне кажется, в такой форме очень чётко видна работа как ФГОС внедряется в наш фестиваль и в жизнь.

Сегодня наш фестиваль - это уже не просто турнир или конкурс, он становится серьёзным, масштабным движением, ибо охватывает детей, начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами. Итоги увеличения количества юных участников фестиваля. Фестиваль «Праздник вокруг нас» - это своего рода образец тех подходов, которые должны найти место в реальном образовательном процессе. Главная его цель - поставить ребёнка в такие условия, когда он должен не просто усваивать знания, предлагаемые педагогом, но и проявить себя во всём многообразии тех возможностей, которые заложены в него природой, в соответствии со способностями, навыками и тем развитием, которое он получает. Фестиваль как эффективная педагогическая система взаимодействия является благоприятной средой для личностного развития всех участников - детей, родителей, педагогов.





  1. Список использованной литературы.

  1. fgosvo.ru/

  2. rpp.nashaucheba.ru/docs/index-139541.html

  3. nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/prezentatsiya-po-fgos

  4. myshared.ru/slide/191413/

  5. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 140-142.

  6. uraledu.ru/node/3701





© 2010-2022