• Преподавателю
  • Другое
  • Нравственное воздействие этических бесед на обучающихся в процессе обучения и воспитания

Нравственное воздействие этических бесед на обучающихся в процессе обучения и воспитания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ РО - школа-интернат VIII вида № 1

г. Новочеркасска






Выступление на методическом объединении школы:

«Нравственное воздействие этических бесед на обучающихся в процессе обучения и воспитания»





Учитель русского языка высшей квалификационной категории Лавриненко Г.И.




2011-2012 г.

Нравственное воздействие этических бесед на обучающихся в процессе обучения и воспитания.


Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является формирование у обучающихся морально-этических норм поведения. Огромная ответственность падает на нашу школу в плане воспитания духовного мира школьника, нравственного сознания, правильного поведения. Развитие нравственных понятий носит, как правило, стихийный характер и осуществляется в процессе усвоения знаний.

Уровень сформированности нравственных представлений и понятий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья недостаточен. Они не могут полноценно анализировать поступки людей, давать правильную оценку. Наиболее затруднительным является проникновение в сущность мотива поступка, соотнесение мотива с лежащим в его основе намерением. В большинстве случаев обучающиеся оценивают поступки не по мотиву, а по результату, т.е. неправильно соотносят мотив поступка с его результатом. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в педагогической помощи - в постановке специально подобранных вопросов, требующих отбора воспроизведения нужных в данный момент сведений. Эффективным в этом смысле является перенос усвоенных знаний на жизненные ситуации. В процессе такой работы, актуализирующей знания, проверяется степень осознанности усвоенных понятий. С учётом сформированности у обучающихся понятий о нравственно-этических нормах, с целью привлечения имеющихся знаний необходимо использовать эвристический путь в обучении, подводя обучающихся при помощи специально подобранных вопросов и заданий, к самостоятельному установлению причинно-следственных связей.

Учитывая известное в психологии положение о том, что постановка вопросов, выделение проблемы является толчком для процесса мышления, целесообразно использовать вопросы такого характера: «Что такое вежливость, доброта, отзывчивость и т.д.? Кого из твоих товарищей можно назвать добрым, отзывчивым и т.д.? Почему? Можешь ли ты назвать себя таким? Почему?»

Вопросы должны повысить интеллектуальную активность обучающихся, оживить их личный опыт, мобилизовать их представления о нравственных поступках человека.

Приведу в качестве примера работу над содержанием рассказа «Русский характер» А.Н. Толстого (8 класс). Тема подвига, воинского и человеческого, красота внешняя и внутренняя, «человеческая красота» русского характера - всё это содействует воспитанию лучших нравственных качеств у обучающихся с нарушением интеллекта.

В кратком вступительном слове я говорю о деятельности писателя в годы Великой Отечественной войны, о создании цикла «Рассказы Ивана Сударева», затем следует чтение и выявление идейного смысла рассказа. Я использовала следующие вопросы:

  1. Какие сцены, картины произвели на вас самое сильное впечатление и почему?

  2. Кого из героев вы представляете наиболее живо? Нарисуйте их портреты.

  3. Прав ли был Егор Дрёмов, что скрывал своё настоящее имя?

  4. Почему Дрёмов не открылся матери, невесте?

Как показывает опыт, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в основном понимают характер и поступки героев, но осознание сложных нравственных переживаний, внутренней борьбы, душевной боли, через которые проходит герой произведения, пока поверхностно.

В качестве вопросов, которые требуют размышления, привожу следующие.

  1. Как могла мать не узнать сына?

  2. Как мог сам Егор выдержать, ничем не выдать себя в родном доме, где всё так памятно?

Осознавая рассказ, большинство обучающихся постигает только верхний пласт, связанный с характером и поступками главного героя, не понимают обобщающего смысла произведения, не видят «русский характер» других героев. Они часто забывают не только о водителе Чувилёве, но и об Иване Судареве, не понимая его функций в рассказе.

Чтобы подвести обучающихся к пониманию обобщающего смысла рассказа, я обращаю их внимание на то, что в начале рассказа автор пишет: «Русский характер», а в конце использует множественное число: «Да, вот они, русские характеры». Эта деталь заставляет обучающихся обобщить сделанные в процессе анализа произведения наблюдения над человеческой красотой всех героев рассказа: Егора, его родителей, Кати Малышевой, Ивана Сударева, Чувилёва.

Делаем вывод, что мужество, благородство, величайшая доброта и чуткость при внешней простоте и скромности - вот что объединяет этих героев рассказа. Я обязательно подчёркиваю, что именно эти черты характера нашего народа помогли выстоять и победить в Великой Отечественной войне.

Таким образом, осуществляя разбор текстов и анализ, сопоставление поступков действующих лиц, обучающиеся подводились сначала к элементарным, а затем всё более высоким обобщениям. Понятия о нравственных нормах закреплялись на основе осознания смысла поступков, их значимости и необходимости в поведении человека. Внимание обучающихся обращалось на осознание ситуации, в которой совершался поступок и от которой он зависит, на позицию героев в данной ситуации, на осознание целей и мотива поступка.

© 2010-2022