- Преподавателю
- Другое
- Нравственное воздействие этических бесед на обучающихся в процессе обучения и воспитания
Нравственное воздействие этических бесед на обучающихся в процессе обучения и воспитания
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лавриненко Г.И. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГКОУ РО - школа-интернат VIII вида № 1
г. Новочеркасска
Выступление на методическом объединении школы:
«Нравственное воздействие этических бесед на обучающихся в процессе обучения и воспитания»
Учитель русского языка высшей квалификационной категории Лавриненко Г.И.
2011-2012 г.
Нравственное воздействие этических бесед на обучающихся в процессе обучения и воспитания.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является формирование у обучающихся морально-этических норм поведения. Огромная ответственность падает на нашу школу в плане воспитания духовного мира школьника, нравственного сознания, правильного поведения. Развитие нравственных понятий носит, как правило, стихийный характер и осуществляется в процессе усвоения знаний.
Уровень сформированности нравственных представлений и понятий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья недостаточен. Они не могут полноценно анализировать поступки людей, давать правильную оценку. Наиболее затруднительным является проникновение в сущность мотива поступка, соотнесение мотива с лежащим в его основе намерением. В большинстве случаев обучающиеся оценивают поступки не по мотиву, а по результату, т.е. неправильно соотносят мотив поступка с его результатом. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в педагогической помощи - в постановке специально подобранных вопросов, требующих отбора воспроизведения нужных в данный момент сведений. Эффективным в этом смысле является перенос усвоенных знаний на жизненные ситуации. В процессе такой работы, актуализирующей знания, проверяется степень осознанности усвоенных понятий. С учётом сформированности у обучающихся понятий о нравственно-этических нормах, с целью привлечения имеющихся знаний необходимо использовать эвристический путь в обучении, подводя обучающихся при помощи специально подобранных вопросов и заданий, к самостоятельному установлению причинно-следственных связей.
Учитывая известное в психологии положение о том, что постановка вопросов, выделение проблемы является толчком для процесса мышления, целесообразно использовать вопросы такого характера: «Что такое вежливость, доброта, отзывчивость и т.д.? Кого из твоих товарищей можно назвать добрым, отзывчивым и т.д.? Почему? Можешь ли ты назвать себя таким? Почему?»
Вопросы должны повысить интеллектуальную активность обучающихся, оживить их личный опыт, мобилизовать их представления о нравственных поступках человека.
Приведу в качестве примера работу над содержанием рассказа «Русский характер» А.Н. Толстого (8 класс). Тема подвига, воинского и человеческого, красота внешняя и внутренняя, «человеческая красота» русского характера - всё это содействует воспитанию лучших нравственных качеств у обучающихся с нарушением интеллекта.
В кратком вступительном слове я говорю о деятельности писателя в годы Великой Отечественной войны, о создании цикла «Рассказы Ивана Сударева», затем следует чтение и выявление идейного смысла рассказа. Я использовала следующие вопросы:
-
Какие сцены, картины произвели на вас самое сильное впечатление и почему?
-
Кого из героев вы представляете наиболее живо? Нарисуйте их портреты.
-
Прав ли был Егор Дрёмов, что скрывал своё настоящее имя?
-
Почему Дрёмов не открылся матери, невесте?
Как показывает опыт, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в основном понимают характер и поступки героев, но осознание сложных нравственных переживаний, внутренней борьбы, душевной боли, через которые проходит герой произведения, пока поверхностно.
В качестве вопросов, которые требуют размышления, привожу следующие.
-
Как могла мать не узнать сына?
-
Как мог сам Егор выдержать, ничем не выдать себя в родном доме, где всё так памятно?
Осознавая рассказ, большинство обучающихся постигает только верхний пласт, связанный с характером и поступками главного героя, не понимают обобщающего смысла произведения, не видят «русский характер» других героев. Они часто забывают не только о водителе Чувилёве, но и об Иване Судареве, не понимая его функций в рассказе.
Чтобы подвести обучающихся к пониманию обобщающего смысла рассказа, я обращаю их внимание на то, что в начале рассказа автор пишет: «Русский характер», а в конце использует множественное число: «Да, вот они, русские характеры». Эта деталь заставляет обучающихся обобщить сделанные в процессе анализа произведения наблюдения над человеческой красотой всех героев рассказа: Егора, его родителей, Кати Малышевой, Ивана Сударева, Чувилёва.
Делаем вывод, что мужество, благородство, величайшая доброта и чуткость при внешней простоте и скромности - вот что объединяет этих героев рассказа. Я обязательно подчёркиваю, что именно эти черты характера нашего народа помогли выстоять и победить в Великой Отечественной войне.
Таким образом, осуществляя разбор текстов и анализ, сопоставление поступков действующих лиц, обучающиеся подводились сначала к элементарным, а затем всё более высоким обобщениям. Понятия о нравственных нормах закреплялись на основе осознания смысла поступков, их значимости и необходимости в поведении человека. Внимание обучающихся обращалось на осознание ситуации, в которой совершался поступок и от которой он зависит, на позицию героев в данной ситуации, на осознание целей и мотива поступка.