• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект доклад на тему Моделирование как форма работы с детьми старшего возраста

Конспект доклад на тему Моделирование как форма работы с детьми старшего возраста

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель Маликова Татьяна Николаевна

Важнейшей задачей дошкольного воспитания в настоящее время является формирование экологического сознания. Началом формирования экологического сознания личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. (2слайд)

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников.

Актуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного формирования личности. На этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

В основу моделирования положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, предполагая:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в основном строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование и имитация. Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Цели моделирования: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде. (3слайд)

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы, дать первоначальные знания о жизни растений, насекомых, птиц, животных; Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

  2. Формировать основы экологического мировоззрения и культуры, бережное отношение к природе, понимать её уникальность, неповторимость. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

  3. На примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов (например: насекомые - птицы - деревья, бабочки - цветы) подвести детей к пониманию, осознанию неразрывной взаимосвязи в природе; научить детей конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;

  4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста модель используется как наглядно-практическое средство познания выполняя свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: (4слайд)

  1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

  2. простота и доступность для создания и действия с ней;

  3. ярко и отчётливо передавать свойства и отношения, которые должны быть освоены;

  4. облегчать познание

Моделирование в детском саду - это совместная деятельность воспитателя и дошкольника. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами. Для успешного усвоения знаний об особенностях объектов природы детям предлагались разные виды моделей (Предметные, предметно-схематические и графические)

Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. (5 слайд)

Например, наблюдения за моделью (птицы, рыбы, деревья, цветы и т. д.) дети сравнивали модель по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие.

Предметно-схематические модели, в которых представлены существенные признаки в виде предметов- макетов. (6 слайд)

Наиболее приемлемым и доступные является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о закономерностях происходящих явлений. Старшие дошкольники изображают небольшие детские рисунки-символы: веточка с листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.

Изобразительная деятельность детей широко используется при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. (7 слайд)

Графический тип модели передаёт обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений (Графики, схемы, планы). (8 слайд) Пример такой модели - календарь наблюдений, специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе, таблица фиксации продолжительности и т.п. . Можно отметить, что данные модели применяются в дошкольном учреждении и отражают те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

Моделирование проводится поэтапно: (9слайд)

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача

На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В работе с детьми используются следующие форма работы: (10слайд)

Проблемные ситуации беседа и обсуждение;

Экологические экскурсии;

Экологические сказки, игры-путешествия;

Природоохранные акции;

Экологические викторины, конкурсы, КВН,«Поле чудес»;

Коллективные работы листовки, плакаты, буклеты;

Кружки «Юный эколог», «Юный исследователь»;

Практическая деятельность в природе;

Экологическое творчество (выставки и экспозиции);

Ведение экологических карт, календари природы.

Методы и приемы, использованные по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. (11слайд)

  • словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),

  • метод наблюдения с подключением различных анализаторов, экскурсии.

  • проблемные ситуации, эксперименты проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»)

  • практическая деятельность и поисковая деятельность (экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),

  • игровые методы и игра.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому стараемся ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. Учитывая, что детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, при формировании основ естественных и экологических представлений моделирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают игры-путешествия, театр, сказки, викторины, дидактические игры, и т.д. (12слайд)

Например, экологические сказки дают детям представление о научном видении в занимательной форме, а музыкально-театрализованные постановки помогают раскрыть сложные явления в природе. Читая волшебные сказки старшие дошкольники сами сочиняют эпизоды при этом учатся составлять модель сказки.(13слайд)

Праздники и развлечения экологического содержания - одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.(14слайд)

Организовывая игры-путешествия у детей формируются экологические представления, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление через модель игровой и доступной для детей форме.(15слайд)

В нашей группе вместе с детьми создан уголок моделирования с помощью которого решаются задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизация познавательного опыта. В уголке находятся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей), изобразительные средства.

Практическая деятельность в природе проводится через обучение детей осознавать бережное и заботливое отношение к растениям, животным и желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Дети прослеживают и начинают понимать зависимость жизни и состояния растений, животных от труда человека. (16слайд)

Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Организация календарного наблюдения за птицами и зимней подкормки, а также правильная организация детей старшего дошкольного возраста и их деятельность оказывает реальную помощь в сохранении видового разнообразия птиц. (17слайд)

Индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности является показатель сформированности у него экологических представлений.

Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.

Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе отведено опытам и экспериментам и пониманию природных закономерностей, безопасного поведения в окружающей среде. Для этого в группе оборудован уголок моделирования в котором проводятся эксперименты и опыты, решая задачи овладения средствами познавательной деятельности. (18 слайд)

Содержание уголка моделирования можно использовать, например: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твёрдые, жидкие и пр.); оборудование для экспериментов (воронки, ёмкости и др.); приборы (лупы, весы, часы и др.); элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо свойств, явлений).

На территории дошкольного учреждения для детей создана экологические зона в виде модулей: экологический лес; наша клумба; искусственное озеро. (19 слайд)

Дети старшего дошкольного возраста, играя в дидактические игры экологического содержания научились вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети применяют имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, развивая способность умения играть вместе. (20 слайд)

Организуемые ежегодно в ДОУ совместно с детьми и родителями природоохранные акции направлены на сохранение объектов природы.

Например:(20слайд)

  • «Чтобы деревья росли рядом с нами» (посадка деревьев осенью)

  • «Цветник» (создание цветочных клумб)

  • «Берегите природу» (Первоцветы)

  • «Поможем птицам» (изготовление кормушек и сбор корма для птиц в зимнее время)

  • «День чистоты» (порядок и уют на территории)

  • «Аптека для книжки» (уход и обновление) и т.д.

Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов.

Сотрудничество с семьями детей через моделирование по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Результаты показывают, что применение моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно: положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; формирует цельное представление об экосистемах и временах года.Дети научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада и города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр.(22слайд)

На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Таким образом, видно, что моделирование, как форма экологического воспитания детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. А самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.



5


© 2010-2022