Методические рекомендации по организации туристского слета

Добрый день! Вашему вниманию представляется методическая разработка "Организация туристского слета". Цель данной работы: основные вопросы организации туристского слета, рекомендации по его проведению.     Работа предназначена для методистов домов детского творчества, педагогов школьных отделений дополнительного образования детей, а также всех сотрудников образовательных учреждений, желающих развивать туризм в своих школах.  Общая идея данной работы видится в обеспечении безопасности школьников и...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цель данной работы: основные вопросы организации туристского слета, рекомендации по его проведению.

Работа предназначена для методистов домов детского творчества, педагогов школьных ОДОД и т.д. Общая цель данной работы видится в обеспечении безопасности как одной из важнейших составляющих туризма.

  1. Положение о мероприятии

Основным документом, регламентирующим проведение слета или соревнований, является положение. Очень важно, чтобы положение было готово заблаговременно, так как команды, готовящиеся к участию в соревнованиях, должны знать, что их ожидает. При разработке положения и программы надо исходить из конкретных целей, задач и возможностей проводящей организации и уровня подготовки участников. Нельзя слепо переносить программу и условия областных соревнований на школьные, ведь организационные, судейские, материальные возможности различны, тем более, несопоставим опыт их участников.

Положение об областном, городском слете или соревнованиях должно быть направлено в организации не позднее, чем за два месяца до их начала, и должно освещать следующие вопросы:

  1. Цели и задачи соревнований

Очень часто этот раздел переписывается из года в год без изменений, хотя вся программа должна быть подчинена целям и задачам, которые ставятся перед конкретными соревнованиями. На самом массовом уровне - это, прежде всего, пропаганда туризма и обучение, обмен опытом, а на высшем уровне - проверка подготовленности и выявление сильнейших команд. Если в целях и задачах указаны вопросы воспитательной работы, значит, в программе должны быть предусмотрены виды или конкурсы, обеспечивающие их выполнение.

  1. Время и место

В этом разделе разъясняется следующее: дата проведения, время прибытия команд, место проведения, способы подъезда, дата и место проведения совещания представителей.

1.3 Организаторы

В разделе объясняется, кто отвечает за вопросы организационной подготовки соревнований, на кого непосредственно возлагается проведение соревнований, сообщается состав главной судейской коллегии (гл. судья и гл. секретарь).

1.4 Участники

В этом разделе определяются команды, их возрастной и количественный состав, уровень туристской подготовки. При участии в соревнованиях нескольких возрастных групп необходимо указать, что переход в старшую возрастную группу возможен только при наличии специального допуска врача и тренера. На школьных и районных соревнованиях возрастные группы чаще всего комплектуются по классам - учащиеся 5-6, 7-8 классов и т.д. На соревнованиях более высокого ранга группы комплектуются из участников определенных годов рождения, т. е. в группе МЖ-15 между собой могут соревноваться учащиеся, которым на момент соревнований еще 15 или уже 16 лет.

1.5 Программа

Уточняются соревновательная и конкурсная программы, даются характеристики дистанций, количественный состав команды для участия в каждом виде. Желательно конкретно указать распределение видов по дням.

1

1.7 Условия приема участников

В разделе следует объяснить условия размещения участников, приготовления пищи, а также перечень снаряжения или оборудования, необходимого для участия в конкурсах и соревнованиях. В случае предоставления судейского снаряжения это должно быть оговорено в положении.

Так как в положении трудно осветить подробно порядок проведения и особенности видов соревнований, к положению рекомендуется добавить условия проведения каждого вида соревнования, в которых оговаривается порядок организации, количество этапов, длина дистанции, действия участников, необходимое снаряжение, система судейства, подведение итогов. Можно сообщить, что перечень этапов примерный, возможны изменения.

Подробно разработанные условия помогут командам в подготовке к соревнованиям, облегчат работу судьям. Условия лучше высылать вместе с положением.

Мероприятие пройдет без срывов, если его готовить заблаговременно, по определенному плану, выполнение которого должна четко контролировать проводящая организация. Рекомендуется следующий примерный план подготовки районного туристского слета или соревнования:

  1. Судейская коллегия

Главная судейская коллегия соревнований комплектуется заранее, принимает участие в выборе места соревнований, разработке условий, планировании дистанции, а главное - в комплектовании судейских бригад.

На туристских соревнованиях школьников чаще всего главными и старшими судьями назначаются люди, имеющие педагогический и туристский опыт, а рядовыми судьями - школьники, занимающиеся в туристских кружках и имеющие опыт участия в туристских соревнованиях.

Для того чтобы судейство прошло на высоком уровне, необходимо перед началом соревнований провести установочный семинар, ан котором подробно осветить все вопросы проведения соревнований, сформировать бригады судей, отработать систему взаимодействия между ними. Во время многодневных соревнований рекомендуется вывешивать в судейском лагере список всех судей и график их работы с указанием конкретных обязанностей на различных видах и этапах. Это позволит судьям знать четко свое место, а главному судье - при необходимости оперативно переводить судей с одного участка на другой.

  1. Место проведения

Правильный выбор места соревнований играет большую роль в их успешном проведении. Обычно здесь приходиться выбирать: место может устраивать организаторов, но быть не очень удобным для постановки дистанций, или, наоборот, - идеальные условия для постановки дистанций, но сложности с подъездом и решением других организационных вопросов. При проведении соревнований школьников надо останавливаться на первом варианте, так как интереснейшая дистанция может быть поставлена хорошим начальником - мастером своего дела - на любой местности, а вот отсутствие хороших подъездных путей на случай эвакуации лагеря или заболевшего участника может стать серьезной проблемой для организаторов. При выборе места соревнования необходимо наличие следующих факторов: поляны ил редкого леса для постановки лагеря, торжественных церемоний, проведения различных спортивных мероприятий; реки ил ручья, других источников воды для приготовления пищи, мытья посуды, умывания участников; дороги для завоза на поляну продуктов и дров, заезда машины «скорой помощи» и другого транспорта; близкого расположения пионерского лагеря, профилактория или базы, имеющих телефонную связь, от которых можно провести электричество и в помещении которых можно провести ряд мероприятий в случае плохой погоды; картографического материала для подготовки и проведения соревнований. Если такое место есть на примете, организаторы с представителями главной судейской коллегии должны выехать в район соревнований, уточнить все организационные моменты, сделать предварительную планировку поляны, узнать, кто является землепользователем данного участка, встретиться с лесниками. После того как место предварительно выбрано, необходимо получить согласие местных органов власти на проведение в данном районе соревнований. На соревнованиях школьников районного масштаба и выше - это обязательное условие, так как к их проведению привлекаются многие организации: органы здравоохранения, внутренних дел, культуры, лесного хозяйства, торговли и другие, для которых обязательным является решение администрации.

Необходимо решить вопрос с лесничеством о выделении дров и завозе их в лагерь. Традиционный общий костре на соревнованиях должен располагаться не ближе 50 метров от кромки леса, площадка под костер должна быть оборудована следующим образом: в центре снят дерн, на расстоянии 1-1,5 метра от огня делается полоса земли шириной60-80 см, чтобы не загорелась трава вокруг. При постановке дистанции соревнований судейская коллегия также должна помнить об охране природы - снимать после соревнований маркировку, разумнее планировать нагрузку троп, не допускать порубки зеленых насаждений, использовать сухостой и поваленные деревья.

  1. Материально-техническое обеспечение

Успешное проведение соревнований невозможно без наличия качественного инвентаря и снаряжения, как для работы судейских бригад, так и для обеспечения жизнедеятельности лагеря и различных служб. Задолго до начала соревнований все службы и главные судьи должны сделать заявку на необходимое снаряжение в организацию, проводящую соревнования. На основании заявок делается сводный список. Комендант должен решить вопрос обоснованности и необходимости заявленного снаряжения. После этого выясняют, что есть в наличии, недостающее закупают. Часть снаряжения можно заготовить силами кружковцев, предоставив необходимые материалы. Это, например, различные колышки, таблички, ограждения и др. протоколы, карточки участников надо заказывать заблаговременно. Комендант должен предусмотреть материалы для сооружения временных туалетов, мостков для мытья посуды, навеса и стола для питания и работы судей на случай дождя, а также позаботиться о приобретении термосов, лопат, топоров и другого оборудования. Кроме палаток для проживания судей, надо иметь еще и большие палатки для работы судей, для медпункта, торговли, проживания представителей различных служб.

время соревнований, когда судьи не могут покинуть свой пост, необходимо организовать доставку питания в термосах прямо на этапы.

  1. Медицинское обслуживание

Охрана здоровья участников является одной из важнейших задач организаторов, судейской коллегии. Контроль за ее выполнением осуществляет заместитель главного судьи по медицине или врач соревнований. На соревнованиях районного масштаба и выше обязательно наличие машины «скорой помощи». При подаче заявки на обслуживание соревнований в органы здравоохранения необходимо указать количество участников, место проведения и пути подъезда, время подачи, программу соревнований, обязательно указать специфику видов, с тем, чтобы врач при комплектовании аптечки сумел подобрать нужные медикаменты.

Медицинское обслуживание соревнований начинается с проверки заявок. Врач должен проверить наличие у каждого участника разрешения врача на участие в конкретных соревнованиях, а в случае несоответствия возраста - наличие специального разрешения врача и тренера. Врач соревнований совместно с начальниками дистанций организует пункты медицинской помощи на дистанциях, обеспечивает контролеров необходимыми медикаментами. Так как при проведении туристских соревнований каждая команда обязана иметь медицинскую аптечку, врач совместно с судейской коллегией обязан проверить наличие медикаментов, а в случае нехватки каких-либо препаратов помочь в доукомплектовании. При проверке навыков оказания первой доврачебной помощи врач принимает самое активное участие в подготовке и судействе данного этапа. Местонахождение врача должно быть известно всем судьям, представителям и участникам; сам он должен иметь отличительный знак, а медицинская палатка - отмечена знаком «красный крест». В палатке должны быть предусмотрены кровати-раскладушки, носилки для транспортировки заболевших или травмированных участников. В случае необходимости транспортировки заболевшего или травмированного участника врач сам или с привлечением другого медицинского работника обеспечивает его доставку в ближайшее медицинское учреждение. С пострадавшим обязательно должен поехать представитель или тренер. После окончания соревнования врач должен осветить в отчете главного судьи вопросы организации медицинского обслуживания, указать все случаи травм и заболеваний участников, принятые меры.

  1. Подготовка участников

Для того чтобы соревнования прошли успешно, достигли своей цели, необходимо провести большую работу по подготовке участников, тренеров и представителей. Мало разработать подробные условия, надо провести еще и ряд консультаций и занятий с ребятами. Разрабатывается план проведения групповых консультаций, на которых идет обучение ребят, и в то же время, судьи могут представить, с какой категорией участников им придется работать, что обязательно отразиться на постановке дистанций. Также можно рекомендовать проведение занятий на местности, когда сначала демонстрируется выполнение различных заданий, а потом дается время на самостоятельное выполнение этих упражнений, и проводятся минисоревнования.

На самих соревнованиях обязательно надо проводить консультации с капитанами, так как чаще всего взрослые руководители, участвуя в совещаниях, мало задают уточняющих вопросов, боясь показаться некомпетентными и, соответственно, не доводят всю информацию до участников. Необходимо перед полосой препятствий провести капитанов по дистанции, объясняя порядок препятствий, систему штрафов, порядок действия участников.

  1. Обеспечение безопасности

В состав судейской коллегии должен входить заместитель главного судьи по безопасности - хороший организатор из числа опытных туристов. Его слово должно быть решающим в вопросах безопасности при постановке дистанций, планировании мероприятий, допуске отдельных участников. Заместитель главного судьи по безопасности комплектует временный контрольно-спасательный отряд из числа начальников дистанций, судей, медицинских работников, которые в случае необходимости быстро подключаются к проведению спасательных мероприятий. Заранее, до начала соревнований, готовится план проведения поисково-спасательных работ, определяются люди, транспорт, соответствующее снаряжение.

Заместитель главного судьи по безопасности участвует в приеме дистанции соревнований, подписывает акты приемки. При подготовке технических этапов производится очистка склонов от свободно лежащих камней, закрепление мест крепления веревок, ставятся ограждения опасных мест, предупреждающие об опасности знаки, надписи. При планировании этапов необходимо предусмотреть возможность эвакуации пострадавшего участника, если возникнет такая необходимость. На этапах должны находиться средства оказания первой доврачебной помощи.

Большинство несчастных случаев в туризме происходит на воде, поэтому вопросам организации купания на соревнованиях следует уделить особое внимание. Для купания выбирается неглубокое место, проверяется дно, ограждается участок, вешаются спасательные круги. Участники должны знать, что купаться можно только в присутствии руководителя команды.

Для обеспечения безопасности лагеря в ночное время обычно организуется дежурство сотрудников милиции, а при их отсутствии - дежурство руководителей команд по скользящему графику. В соответствии с правилами соревнований в случае возникновения условий, ставящих под угрозу безопасность участников, соревнования должны быть отложены, а уже начавшиеся прерваны. Необходимо помнить, что к соревнованиям допускаются участники, которые имеют разрешение врача на участие, причем участник должен вступать только в своей возрастной группе. Сами соревнования ни в коем случае нельзя проводить без присутствия врача, а на крупных соревнованиях - машины «скорой помощи». Обеспечение картографическим материалом

.

Для проведения соревнований, как правило, используют спортивные карты масштаба 1:10000, 1:15000 или 1:20000, отражающие практически все элементы местности, проходимость различных участков леса, что важно при выборе путей движения по дистанции.

Если карта выпущена давно и на местности произошли изменения, необходимо провести корректировку. На выполнение этой работы, а также на подготовку новой карты можно заключить договор с начальником дистанции или опытным ориентировщиком. Также можно заключить договор со студентами геодезических ВУЗов. Корректировку лучше проводить ранней весной или осенью, когда нет листвы и видны все мельчайшие детали местности.

  1. Организация информации

Большой недостаток туристских соревнований - отсутствие в большинстве видов зрелищности, ведь основные события происходят в лесу и за действиями команд зрители наблюдать не могут. Поэтому особое значение имеет организация информации о ходе соревнований, а также предстартовое информирование участников, которое знакомит их с порядком прохождения этапов, действиями на дистанции. Для решения этих вопросов в составе судейской коллегии создают службу информации, на которую возлагают всю работу по организации как наглядной, так и радио информации.

Большая часть работы службы информации должна быть проделана до начала соревнований: подготовлены стенды для вывешивания информации, протоколы. Стенды должны быть установлены в таких местах, чтобы участники могли беспрепятственно ознакомиться с информацией, не мешая работе судейской коллегии. Стенды должны быть оборудованы защитными козырьками от дождя. На общих информационных стендах должны размещаться следующие материалы: положение о соревнованиях, условия проведения отдельных видов, программа мероприятия, желательно иметь памятку по безопасности и правилам поведения на природе.



© 2010-2022