Доклад на педсовете на тему Аспекты урока

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ИРМО «Малоголоустненская СОШ»

Аспекты урока

Выступление на педагогическом совете

Чупикова Н.Е.

[Выберите дату]

«...обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая"

К. Д. Ушинский.


Учителям начальных классов приходится начинать с нуля, когда первого сентября на него смотрят 20 пар детских глаз, еще не объединенных в коллектив, порой незнакомых друг с другом. И наряду с выполнением программного материала, мы должны сформировать новый детский коллектив, создать все условия для всестороннего развития ребенка. Каждый учитель добивается это своими методами, у каждого есть свои наработки. Первое с чего начинается любовь к школе, это когда ребенок чувствует, что его там любят, уважают и ему там интересно. То есть нужно создать такие благоприятные психологические условия, при которых ребенок будет желать учиться и развиваться, станет благодатным материалом для учителя.

По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Воспитательная работа на уроке должна планироваться заранее, при составлении планов уроков.

Исходя из содержания УУД (метапредметных и особенно личностных), и планируемых результатов можно определить основные стадии воспитательного воздействия. Это:

- вызвать заинтересованность у детей;

- пробудить их любознательность;

- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;

- побудить учащихся к активности;

- закрепить уверенность обучающихся в важности и нужности материала.

В чем же состоит воспитательный потенциал урока? Согласно исследованиям РАН, он включает в себя:

1.Постановку четкой достижимой воспитательной цели и задач урока(ов)

2. Содержание

3. Стиль образовательного общения

4. Культуру управления образовательной деятельностью

5. Дидактическую структуру

6. Методические приемы

Рассмотрим каждый из аспектов более подробно.

- цель и задачи должны быть конкретные и достижимые (не «воспитывать уважение к людям», а «воспитать умение выслушать чужое мнение и выразить спокойное согласие или аргументированное несогласие с ним»... - личностные УУД, коммуникативные (метапредметные);

- они должны быть сформулированы для нескольких уроков (невозможно за урок воспитать ни уважение, ни любовь, ни самостоятельность). Так, например, по литературе при изучении темы «Из детских журналов» личностные УУД - формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу ставятся на 4 уроках из 9 по теме.

- отслеживать работу над воспитательными задачами также необходимо постоянно.

Следующим воспитательным аспектом урока является стиль образовательного общения педагога с детьми, культура управления образовательной деятельностью.

Трудно предположить, что из ребенка, которому вечно давали командные указания и наказывали за инициативу, может вырасти современный взрослый, открытый новым знаниям. А потому, авторитарно-командный и нормативно-оценивающий стиль общения неприемлемы в современной школе.

Известно, что инициативность, ответственность, смелость и независимость, стремление помочь другому, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства легче всего формируются у детей при демократически-требовательном или поддерживающе-сотрудническом стиле общения учителя с обучающимися.

Важный психологический аспект урока - структура урока. Исследования, проводимые группой ученых Швеции и других стран, показали, что учащиеся, которые обучались в системах, где структура урока вариативная, отличается подвижностью, имели более оригинальные, неожиданные решения, более гибко подходили к проблемам, успешнее находили ответы на вопросы, сомнения. Так, например, урок математики во 2 классе начали с проблемы решения примера нового вида: сложение с переходом через десяток (37 + 28 =). А продолжился урок решением примеров этого вида, и изученного: 37 + 22 =. На уроке русского языка, проведя проверочную работу по теме «Безударные гласные», предложила на уроке задания в парах по теме, а потом обобщили данное правило.

Дети, каждый урок которых начинается, продолжается и заканчивается одинаково, конечно, более спокойны, более уверены в себе, но при этом редко проявляют инициативу, предпочитают работать по образцу, а в ситуации, требующей неординарного мышления, многие из них теряются. Из них вышли бы хорошие исполнители, но не творческие работники со своими идеями и предложениями.

Не стоит забывать и о таком аспекте современного урока, как применяемые учителем методические приемы обучения. Достаточно сказать, что при их многообразии в арсенале учителя у ребенка проявляются такие качества личности как подвижность интеллекта, вариативность мышления, взаимопонимание, взаимосочувствие, принятие другого

мнения, толерантность.
Выбор работы на уроке разнообразен (фронтальная, групповая, индивидуальная работа, в парах). Методы не менее разнообразны. Учитель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

На своих уроках я применяю следующие методы и формы, способствующие воспитанию детей:

1. Мотивация к учебной деятельности

- начинаем урок с улыбок (новому дню, друг другу, учителю, гостям), обращаем внимание на то, что за окном прекрасная погода или идёт дождь, и как красиво падают капли на стекло или послушаем шум дождя, тишину в коридоре и т.п. Это успокаивает детей, настраивает на работу, располагает их друг к другу. Дети становятся внимательнее, взаимоотношения - «мягче», забываются старые обиды.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Часто использую героев из сказок, «участников» обучения: (Мудрая Черепаха, Муравей Вопросик, Надя, Серёжа - окружающий мир; Мастер Постройки, Изображения, Украшения - ИЗО). Для того, чтобы заинтриговать и заинтересовать детей. Они с удовольствием помогают героям преодолевать трудности, при этом активно помогают друг другу, осуществляют взаимопомощь и взаимопроверку.

3. Реализация планируемых действий. Первичное закрепление.

На этих этапах урока применяю групповую, индивидуальную или работу в парах. Очень часто даю детям такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу, к словарю в конце учебника, к тексту в учебнике. Иногда сами дети выступают в роли учителя (проводят проверку выполнение работ у товарищей). Я в это время работаю со слабыми или с учащимися по программе СКО.
Во время такой работы воспитывается уважение друг к другу, умение слушать товарища, считаться с мнением других.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке

На данном этапе урока ребёнок формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Использую «Лесенку успешности» (смалики), «Светофорчики». Применяется и такой метод, как поощрение (в словесной форме, ставлю отметку). Это стимулирует детей к дальнейшей работе, воспитывает в них положительное отношение к предмету, к труду (дети видят результат своей деятельности).

Недостаточная чёткость нравственных представлений в связи с воспитанием (невоспитанием) до школы

- к 9-10 годам, а это возраст ребёнка начальных классов, необходимо, чтобы он учитывал состояние окружающих людей, чтобы его присутствие не только не мешало им, а было бы приятным. К сожалению, бывает так, что к моменту поступления в школу, некоторые дети не обучены элементарному поведению. Может существовать противоречие между знанием, как нужно себя вести, и практическим применением. Это касается этикета, правил хорошего тона, общения. Например: беседуя с детьми о правилах поведения в общественных местах, выясняю, что знают, как надо вести себя во время экскурсии, прогулки и т. п.. Однако, когда идём, или едим на экскурсию (2 поездки в город за полтора года обучения), то вижу, что некоторые дети забывают об этих правилах.
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребёнка. Чаще всего это происходит тогда, когда не совпадают этические нормы и личные желания детей. Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками в быту и дома, в школе и на улице.

Большую роль в воспитании нравственных качеств играют уроки литературы. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. После прочтения текстов, детям ставлю в доступной форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности, патриотизме.

Во время любого урока, большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе.

Не важно, какой предмет ведёт учитель, главное, какие психологические условия создает учитель на своих уроках для воспитания и развития личности.



© 2010-2022