- Преподавателю
- Другое
- Сценарий мероприятия по предпрофильной подготовке Мой выбор (9 класс)
Сценарий мероприятия по предпрофильной подготовке Мой выбор (9 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисова Е.Л. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сценарий мероприятия
по предпрофильной подготовке «Мой выбор»
Пояснительная записка.
Данное мероприятие традиционно для нашей школы. Оно проводится ежегодно в сентябре для обучающихся 9 классов в виде игры по станциям. Так как наша школа является ресурсным центром для школ левобережья по предпрофильной подготовке на занятия к нам приезжают девятиклассники из 7 сельских школ. Цель Ресурсного центра на базе школы - создание условий для оптимизации предпрофильной подготовки обучающихся сельских школ Левобережья.
Целью данного мероприятия является расширение и актуализация информационного поля девятиклассников, выявление интересов обучающихся, проверка возможностей ученика на основе широкого выбора небольших курсов, охватывающих основные области знаний, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.
Задачи:
-
познакомить учащихся с направлениями профессиональной деятельности и основными типами профессий;
-
рассказать об основных ошибках в выборе профессии
Это мероприятие - игра «Мой выбор» позволяет ребятам ближе познакомиться друг с другом, с руководителями курсов, подробнее узнать о предлагаемых курсах, сделать выбор занятий, которые девятиклассники будут посещать в течение учебного года.
К мероприятию привлекаются руководители курсов - педагоги и узкие специалисты (психолог, социальный педагог) школы, работники дополнительного образования, педагоги РГАТА, заинтересованные люди города.
Организаторами мероприятия выступают директор и администратор ресурсного центра школы.
Участниками являются команды обучающихся 9-х классов школ левобережья.
Продолжительность мероприятия 45-50 минут.
Подготовительная работа:
-
подготовка презентации «Четыре ошибки в выборе профессии»
-
подготовка пяти кабинетов - станций, по которым будут проходить группы для ознакомления с курсами по выбору.
Названия станций:
-
«Человек-человек»,
-
«Человек - художественный образ»,
-
«Человек - знаковая система»,
-
«Человек - природа»,
-
«Человек - техника»
-
подготовка листов с названиями курсов по выбору по триместрам
Оформление: мультимедийная система
Ход работы
-
Организационный момент
1 мин.
Информационное сообщение
о возможных ошибках при выборе профессии
4-5 мин
Ознакомление с предложенными курсами по выбору (прохождение станций)
37-42
Заключение. Подведение итогов мероприятия.
1-2 мин
Перед началом игры все собираются в зале, где проходит небольшая лекция «Четыре ошибки в выборе профессий» (Приложение №1), затем - жеребьевка по командам. Ведущий предлагает выбрать жетон определенного цвета всем участникам (жетоны разного цвета по количеству команд) - так создаются команды по 10-12 человек.
Всем обучающимся выдаются листы с названием предлагаемых курсов по выбору на весь учебный год (приложение №2).Курсы распределены по триместрам. Ребят знакомят с учебным планом (приложение №3) и предлагают выбрать понравившиеся курсы после прохождения станций.
Организаторы знакомят ребят с правилами прохождения станций, выдают маршрутные листы.
В соответствии с маршрутными листами группы проходят станции, где подробно узнают о предлагаемых курсах.
Станция «Человек - человек»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
-
Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).
-
Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.
-
Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
-
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.
-
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.
-
Вопрос:
-
Как вы думаете какие профессии относятся к этому направлению?
-
Ответы учащихся (приблизительные):
-
Учитель, воспитатель, врач, медсестра, юрист, менеджер, официант, продавец, проводник, библиотекарь.
-
Ведущий:
-
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: тренер, экскурсовод, следователь, психолог, стюардесса.
Далее руководители курсов знакомят ребят со своими курсами. Педагоги применяют мультимедийные презентации, наглядные пособия, проекты ребят прошлых выпусков.
Предлагаемые курсы:
-
«Деловой этикет» Панова Л.А.
-
«Искусство спора» Панова Л.А.
-
«Говори правильно» Панова Л.А.
-
«Хозяйка в доме» Сарафанова С.В.
-
«Основы предпринимательства» Сарафанова С.В.
-
«Домашняя медсестра» Хохлова О.В.
-
«Химия и красота» Хохлова О.В.
-
«Учитель, воспитай ученика» Ярцева Л.В.
-
«Делу время, потехе час» Ярцева Л.В.
-
«Экскурсоведение» Варгасова Н.В.
-
«Библиотека - источник информации» Варгасова Н.В.
-
«Знакомство с профессией юриста» Варгасова Н.В.
-
«Награды России» Варгасова Н.В.
Станция «Человек - знаковая система»
Цель: обучить учащихся способности планировать и организовывать себя, легко освоиться на просторах Интернет, поскольку всемирная сеть - это как раз то место, где все целиком и полностью состоит из знаков и символов программного кода.
-
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
-
Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.
-
Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
-
Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.
-
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.
-
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
-
Ответы учащихся (приблизительные):
Редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, экономист, кассир, конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист
-
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: корректор, программист, штурман, лингвист, радист.
Далее руководители курсов знакомят ребят со своими курсами. Педагоги применяют мультимедийные презентации, наглядные пособия, проекты ребят прошлых выпусков.
Предлагаемые курсы:
-
«Решение заданий по математике повышенной сложности» Борисова Е.Л.
-
«Решение тестовых заданий мо математике» Борисова Е.Л.
-
«Самые простые способы решения непростых неравенств» Борисова Е.Л.
-
«Решение уравнений различными способами» Борисова Е.Л.
-
«Решение текстовых задач на составление уравнений» Борисова Е.Л.
-
«Решение текстовых задач на движение» Борисова Е.Л.
-
«Компьютерные презентации» Сулоева М.С.
Станция «Человек - художественный образ»
Цель: воспитание интереса и любви к искусству.
Задачи:
-
Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
-
Развивать у детей интерес к живописи известных русских художников.
-
Познакомить детей с различными видами искусства.
-
Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
-
Познакомить с народными ремёслами России.
-
Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
-
Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.
-
Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.
-
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.
-
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.
-
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
-
Ответы учащихся (приблизительные):
Художник, скульптор, журналист, писатель, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, актер.
-
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: художник, скульптор, модельер, ювелир, актер.
Далее руководители курсов знакомят ребят со своими курсами. Педагоги применяют мультимедийные презентации, наглядные пособия, проекты ребят прошлых выпусков.
Предлагаемые курсы:
-
«Золотое перо» Панова Л.А.
-
«Музыкальные традиции Ярославского края» Ярцева Л.В.
-
«Мой уютный дом» (основы дизайна) Сарафанова С.В.
-
«Народные промыслы» Сарафанова С.В.
-
«Пробы пера» Панова Л.А.
-
«Современные музыкальные жанры» Ярцева Л.В.
-
«Прикладное искусство» Алаев В.Р.
Станция «Человек - техника»
-
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.
-
Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
-
Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.
-
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
-
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.
-
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
-
Ответы учащихся (приблизительные):
Автослесарь, водитель, инженер-конструктор, швея-мотористка.
-
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: радиомонтажник, наладчик, токарь, автослесарь, инженер - конструктор.
Далее руководители курсов знакомят ребят со своими курсами. Педагоги применяют мультимедийные презентации, наглядные пособия, проекты ребят прошлых выпусков.
Предлагаемые курсы:
-
«Вода удивительная и удивляющая» Хохлова О.В.
-
«Металлы и сплавы в современной технике» Хохлова О.В.
-
«Металлы и ювелирное искусство» Хохлова О.В.
-
«Химические вещества в повседневной жизни человека» Хохлова О.В.
-
«Качественный и количественный анализ в химии» Хохлова О.В.
-
«Химия в сельском хозяйстве» Хохлова О.В.
-
«Химические вещества - строительные материалы» Хохлова О.В.
-
«Искусство фотографии и химия» Хохлова О.В.
-
«Разрушение металлов и сплавов под воздействием окружающей среды» Хохлова О.В.
-
«Химия и окружающая среда» Хохлова О.В.
-
«Решение задач по химии повышенной сложности» Хохлова О.В.
-
«Открой для себя мир оптики» Сулоева М.С.
-
«Решение задач по физике повышенной сложности» Сулоева М.С.
-
«Думаем на физическом языке» Сулоева М.С.
-
«Мы и дорога» Хохлова О.В.
Станция «Человек - природа»
Цель направления: воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её обитателям.
Задачи:
-
Развивать творческие способности.
-
Развивать интерес к окружающему миру.
-
Способствовать расширению кругозора детей.
-
Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.
-
Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.
-
Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.
-
Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.
-
Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.
-
Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.
-
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
-
Ответы учащихся (приблизительные):
Зоотехник, цветовод, садовод, биолог, эколог, ветеринар, овощевод, птицевод.
-
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: агроном, агрохимик, ветеринар, микробиолог, садовод.
-
«Хозяин сельского дома» Сарафанова С.В.
-
«Химия жизни» Хохлова О.В.
-
«Мир географии» Фомина В.В.
-
«Географическое положение России» Фомина В.В.
-
«Население Ярославского края и его культура» Фомина В.В.
-
«Ландшафтный дизайн» Трындина Т.С.
-
«Юный лесовод» Упадышев И.А.
-
«Растения для красоты» Трындина Т.С.
Приложение №1
Ошибка 1: НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
На сегодняшний день насчитывается более 40 тысяч профессий, и где-то там, среди этого моря, затерялась ваша. Но вы об этом даже не подозреваете и выбираете привычную, традиционную, находящуюся на виду. Как же найти ту область деятельности, в которой вы себя сможете реализовать наиболее полно? Читайте специальные журналы, ходите на дни открытых дверей, - и вы определите свое место под солнцем. Я как, психолог, со своей стороны постараюсь осветить как можно больше интересующих вас вопросов.
Ошибка 2: ВЫБОР ПОД ВЛИЯНИЕМ
Вместе весело шагать? Конечно, хорошо, если в институт вы пойдете дружной компанией, и если есть в компании сильный и уверенный лидер, он ведет всю группу, а вам одному неуютно и страшно. Помните что это ваша судьба и ваша жизнь.
Так что, выбирая свое будущее, прислушивайтесь к своей интуиции, ведь ваша будущая профессия - это, прежде всего, ваш собственный выбор, а не выбор ваших друзей или родителей.
Ошибка 3: НЕПРАВИЛЬНАЯ САМООЦЕНКА
Как это не обидно, но часть старшеклассников, не надеясь пройти по конкурсу, бояться подавать документы на престижные факультеты. И наоборот. Многие молодые люди представляют себя на фоне выбранной профессии, а не на фоне нее. «Я хочу» - главный аргумент. «Смогу ли я»? приходит гораздо позже.
Не поленитесь, еще до подачи документов в вуз пройти тестирование у психолога или классного руководителя. А уровень знаний заранее можно определить, пройдя контрольную диагностику, пробную контрольную и т.д., которые предлагают многие колледжи и вузы. Тогда вступительные испытания не станут для вас временем неприятных открытий.
Ошибка 4: ПОГОНЯ ЗА ПРЕСТИЖНОСТЬЮ И ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТОЙ
Если на вопрос, чего вы ждете от будущей профессии, вы без промедления отвечаете: «Славы и денег», - тогда вам нужны самые престижные направления. Но и здесь есть свои подводные камни. Не только для вас это главные критерии. Чтобы пробиться хотя бы в «золотую середину», придержаться выдержать немалую конкуренцию. Классический пример с юристами: в наши дни редкий вуз не имеет юридического факультета. Сколько, по вашему мнению, нужно специалистов стране? Предложения давно превысили спрос. А машина подготовки все работает и работает. И многие продолжают выбирать эту профессию, забывая, что востребованным юристом может стать только одаренный человек.
Ошибка многих абитуриентов заключается в непонимании сути многих профессий. Будущие студенты смотрят на них поверхностным взглядом. Если финансист, то обязательно директор банка и т.д. а ведь практическая деятельность в любой сфере начинается с «Отнеси эту бумажку шефу, да смотри, не потеряй по дороге». То есть с азов и элементарной практики.
Вы готовы 2-3 года перекладывать документы из одной папки в другую, потом 5-6 лет дежурить в нотариальной конторе, ждать, когда освободиться место попрестижней?
А знаете, в каком направлении бум только начинается? Где зарплаты растут как на дрожжах? На строительные специальности медленно, но верно конкурс увеличивается уже который год… Но не каждого инженера с дипломом престижного вуза возьмут на должность прораба крупной стройки.
Приложение№2
Курсы, предлагаемые для изучения в 9 классе
1 триместр (по 14 часов)
-
«Вода удивительная и удивляющая»
Хохлова О.В.
-
«Металлы и сплавы в современной технике» Хохлова О.В.
«Металлы и ювелирное искусство» Хохлова О.В.
-
«Качественный и количественный анализ в химии» Хохлова ОВ.
-
«Решение задач по химии» Хохлова О.В.
-
«Фармокология» Хохлова О.В.
-
«Ландшафтный дизайн» Трындина Т.С.
-
«Растения для красоты» Трындина Т.С.
-
«Комнатные растения» Трындина Т.С.
-
«Решение заданий по математике повышенной сложности» Борисова Е.Л.
-
«Решение тестовых заданий мо математике» Борисова Е.Л.
-
«Золотое перо» Панова Л.А.
-
«Основы предпринимательства» Сарафанова С.В.
-
«Знакомство с профессией юриста» Варгасова Н.В.
-
«На земле Тутаквской » Варгасова Н.В.
-
«Компьютерные презентации» Сулоева М.С.
-
«Музыкальные традиции Ярославского края» Ярцева Л.В.
-
«Открой для себя мир оптики» Сулоева М.С.
-
«Решение задач по физике повышенной сложности» Сулоева М.С.
-
«Думаем на физическом языке» Сулоева М.С.
2 триместр (по 10 часов)
-
«Химия в сельском хозяйстве» Хохлова О.В.
-
«Химические вещества - строительные материалы» Хохлова О.В.
-
«Искусство фотографии и химия» Хохлова О.В.
-
«Разрушение металлов и сплавов под воздействием окружающей среды» Хохлова О.В.
-
«Химия и окружающая среда» Хохлова О.В.
-
«Хозяин сельского дома» Сарафанова С.В.
-
«Химия жизни» Хохлова О.В.
-
«Химия и красота» Хохлова О.В.
-
«Мир географии» Фомина В.В.
-
«Географическое положение России»
-
«Население Ярославского края и его культура» Фомина В.В.
-
«Юный лесовод» Упадышев И.А.
-
«Решение текстовых задач на составление уравнений» Борисова Е.Л.
-
«Говори правильно» Панова Л.А.
-
«Награды России» Варгасова Н.В.
-
«Библиотека - источник информации» Варгасова Н.В.
-
«Искусство спора» Панова Л.А.
-
«Традиции русской кухни» Сарафанова С.В.
3 триместр (по 10 часов)
-
«Химические вещества в повседневной жизни» Хохлова О.В.
-
«Лаборант химического анализа» Хохлова О.В.
-
«Мы и дорога» Хохлова О.В.
-
«Говори правильно» Панова Л.А.
-
«Библиотека - источник информации» Варгасова Н.В
-
«Домашняя медсестра» Хохлова О.В.
-
«Мой уютный дом» (основы дизайна) Сарафанова С.В
-
«Прикладное искусство» Алаев В.Р.
-
«Делу время, потехе час» Ярцева Л.В.
-
«Учитель, воспитай ученика» Ярцева Л.В.
-
«Решение систем алгебраических уравнений» Борисова Е.Л.
-
«Экскурсоведение» Варгасова Н.В.
-
«Основы визажа и парикмахерское искусство» Сарафанова С.В.
Приложение №3
Библиографический список:
-
festival.1september.ru/articles/503713/
-
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/12/09/napravlenie-vospitatelnoy-raboty
-
liderlic22.ho.ua/html/Psih_prof_chel_teh.html