Урок по окружающему миру на тему Лес -природное сообщество 4 класс

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе

«Развитие творческого мышления в процессе выполнения эксперимента на уроках окружающего мира»

Тема: Лес - природное сообщество

Цели: совершенствовать знания о природном сообществе;

выработать умение проводить эксперимент на основе

наблюдений;

прививать бережное отношение к природе.

Задачи: 1. Образовательная: формирование у учащихся умений

проектной деятельности.

2. Развивающая: развитие логического мышления, внимания,

умения анализировать, делать выводы.

3. Воспитательные: формирование любознательности,

заинтересованности в процессе обучения.

4. Самообразовательные: формировать у учащихся умение

использовать методы поиска ответов на поставленные вопрос,

расширить кругозор, развивать желание к самостоятельному

изучению дополнительной литературы.

5. Стимулирующие: повысить интерес к изучаемому предмету,

дать ребенку возможность раскрыть себя, утвердиться в

собственных глазах и в среде окружающих.

Оборудование: DVD, телевизор, диск с видеофрагментами, проекты,

раздаточный материал по теме: «Почва», картинки

животных, таблица «Лес - природное сообщество».

Ход урока

I. Оргмомент

Ребята, для вас не секрет, что в давние времена люди не могли получить знания из книг, как мы с вами, поэтому те знания, которые были приобретены в процессе жизни, они передавали из уст в уста. Слагали былины, а рассказывали их сказители, которые назывались баянами. Они ходили по городам и селам и передавали из уст в уста накопленные знания.

Сегодня и я хочу побыть для вас в роли сказителя - баяна.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Перво-наперво, вы, ребятушки,

Расскажите мне тему прошлую,

Что на том уроке изучали мы.

- Кто напомнит нам,

О чем речь-то шла?

Дети (Называют тему урока)

Учитель: Правильно, о земле - кормилице.

Кто же скажет нам,

Кто поделится:

Что же нового вы смогли узнать?

Дети: (Виды почв - предполагаемый ответ)

Учитель: Соберитесь группой дружною,

Откройте конверты свои,

Прочитайте задание внимательно.

Посоветуйтесь, вместе подумайте

Да ответ подготовьте правильный.

Учитель: А скажите -ка, дети милые,

Не найдется ли смельчака средь вас:

Кто отважится к доске выйти

Да ответ держать?

Подготовилась группа (…)

Выходи (имя), рассказывай.

Дети: (на доске таблица «Срез слоев почвы». Представитель каждой группы выходит к доске и рассказывает об одном из видов почв)

Учитель: Может, хочет, кто вопрос задать?

Не стесняйтесь, спрашивайте.

- Молодец! Все ответила правильно!

Получаешь сегодня … ты!

А скажите-ка мне, ребятушки,

Что же делать нам надо с вами-то,

Чтоб земля - кормилица сохранилась-то,

Урожай хороший уродился-то?

Посоветуйтесь в группе и выберите человека,

Который ответ нам даст, на вопрос всех интересующий

Учитель: Вот спасибо вам, дети милые,

За ответы ваши правильные и правдивые.

Возвращайтесь-ка на места свои,

Будем дальше мы изучать природу - матушку.

III. Введение в тему урока

1. Понятие «природное сообщество»

Учитель: Вы послушайте меня, ребятушки,

Речь у нас пойдет о старейшинах,

Мудрецах великих и ученых,

Что наш лес величают сообществом,

Не простым сообществом, а природным.

И хочу я вас воспрошати-то,

Почему они лес кликать стали так?

Дети: сообщество - когда живут сообща. Природное сообщество - когда животные обитают в одной среде.

Учитель: Спасибо вам, дети милые,

За ответы ваши правильные и правдивые.

Учитель: А теперь давайте обратимся

К книге умной, что ученым Ожеговым составлена,

А зовется она «словарем »,

Обращаюсь я с просьбой к Антону!

Будь любезен, прочти нам, пожалуйста,

Как трактуется слово «сообщество».

Сообщество- группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

Спасибо, Антон!

А теперь жду ответа вашего!

Кто догадался: какова же тема урока нашего?

- Молодцы! Отгадали все верно вы!

IV. Изучение нового материала

1. Работа с гербарием.

А сейчас вам вновь работать в группах предстоит

Учитель: Рассмотрите-ка вы внимательно

Те растения, что пред вами разложены

И ответьте мне, где растут они?

Да как называются?

Дети: (определяют названия растений, среду их произрастания)

На столах у вас есть помощница:

Это книга. Называется «Атласом»

Учитель: А теперь откройте тетради свои

И запишем в них все названия,

Что сейчас нами были отгаданы.

Называть вы их будете по очереди.

- В печатной тетради стр. 56

2. Лесные этажи

А теперь, ребята, внимание!

Учитель: Еще старцы мудрые мне поведали

О чудном явлении, что в лесу встречается:

Будто есть в лесу чудо - ярусы

В них растения по-особому расположены.

Может, сможете рассказать вы нам:

В чем особенность этих ярусов?

Дети: (высказывают свои предположения о расположении деревьев по ярусам)

3. Работа в парах

Учитель: Ну, спасибо вам за разъяснения,

Стало мне все намного понятнее.

Может, справитесь вы с задачей нелегкой,

Что для вас я заготовила.

Вы послушайте внимательно

Ведь задача эта непростая-то,

А с экологией связана.

Экологическая задача: В лесу вырубили дерево. Постепенно засохли кустарники, пожухла трава. Почему, как вы думаете?

Учитель: Повернитесь друг к другу, посоветуйтесь

И ответ нам дайте правильный.

Дети: (решают задачу и доказывают свои ответы)

Учитель: Благодарю вас, добры молодцы и красны девицы,

Что с заданьями легко так справляетесь!

А сейчас, ребята, предлагаю вам

Для просмотра фильм,

Чтобы все еще раз проверить нам:

Может, в чем наши взгляды ошибочны,

Иль неточности были допущены?

Или правильно все толковали мы.

(Просмотр видеофрагмента о расположении деревьев в лесу)

Учитель: Ну, что скажите после увиденного?

Спасибо вам, дети милые,

За ответы ваши красноречивые.

V. Физминутка

Учитель: А теперь, ребята, уж пришла пора

Нам немного с вами поразмяться,

Отдохнуть, здоровья набраться,

А уж потом за дело браться.

- Сядьте поудобнее и повторяйте за мной.

Мимическая гимнастика: брови свести и развести;

глаза сильно прищурить и широко открыть;

губы максимально растянуть в улыбке, а

затем поджать их;

шею максимально вытянуть, а затем опустить;

плечи максимально свести и развести;

руками обнять себя, погладить, пожелать себе

успехов и улыбнуться.

VI. Продолжение работы по теме

Учитель: А теперь, ребята, послушайте,

Что еще мне старцы сказывали.

Говорили они мудрые

Будто лес наш Курский давно занят весь:

И живут там звери дикие,

Песни дивные поют птицы там,

И жучки - паучки снуют в травушке

- Может, сможете рассказать вы нам,

Что за чудо - обитатели в том лесу живут?

Вам было предложено: поработать с книгами мудрыми

И составить проекты разные.

1. Защита проектов по темам:

а) животные и птицы, которые живут на дереве;

б) животные, которые ведут наземный образ жизни;

в) кто обитает в почве?

Учитель: Все готовы? Что ж тогда начнем.

Приглашаю группу 1.

(на доске изображение леса, задача детей, защищающих проект в конце своего выступления расселить обитателей леса согласно их месту в природе)

Учитель: Но прежде, обратите внимание,

Что товарищи ваши рассказывают,

Вы в тетради все четко фиксируйте (с.58 №6)

Учитель: Что ж спасибо вам, дети милые,

За ответы ваши красноречивые!

Как оцените работу группы этой?

Я согласна с мнением вашим,

Так что ставлю всем по (5)

2. Составление цепей питания

Учитель: Обращаюсь к вам с просьбой следующей.

Еще старцы те говаривали,

Будто все в лесу взаимосвязано,

Словно цепью все животные скованы

И названье у этих «оков» необычное.

Может, кто отгадает его?

Дети: (Называются эти цепи - цепи питания).

Учитель: Помогите, ребята, пожалуйста,

Разобраться в цепях-то питания.

- Вы откройте тетрадь сейчас на странице 58

Посоветуйтесь в группе, подумайте,

И составьте цепи питания.

Кто ж быстрее всех с этим справится,

Тот пойдет к доске и покажет нам,

Что же в вашей группе получилося.

Дети: (выходит к доске представитель группы и составляет цепь питания)

Учитель: Спасибо, все верно составлено!

3. Проблемная ситуация

Учитель: А теперь прошу вас, подумайте и ответьте нам,

Как считаете, нужны ли лесу грибы?

Если да, то зачем они?

Дети: (высказывают свои предположения)

Учитель: Спасибо вам за ваши высказывания.
А теперь послушайте и попробуйте

Вновь решить задачу экологическую:

Экологическая задача: В одном из районов сажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И ученые заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Как вы это объясните?

Для решения дам время немного вам

Поработайте в паре, пожалуйста.

Дети: (высказывают гипотезы)

4. Защита проекта: «Нужны ли лесу грибы?»

Учитель: Спасибо за ваши высказывания

А теперь, ребята, послушайте,

Что хочет поведать вам (имя ребенка) сейчас,

Подготовив проект интересный для нас

Дети: (защита проекта «Нужны ли лесу грибы?» - с просмотром видеофрагмента)

Как оцените творчество (имя ребенка)?

Я согласна. (имя ребенка), ты умница!

VII.Домашнее задание

Учитель: Вы пометьте задание домашнее,

Что находится на странице 57.

Дома наклейте только те грибы,

Что встречали в лесу нашем

Во время прогулки вы.

А еще составьте книгу «Красную»

Занесите туда обитателей лесов Курских,

Что на грани исчезновения (с.59 №9)

VIII. Итог урока

Учитель: Ну а чтоб проверить, как усвоили

Материал вы новый, увлекательный,

Я задам вам вопрос такой:

Что же нового вы расскажете,

Придя домой своей матушке,

Что поведаете родному батюшке?

Дети: (отвечают кратко на вопрос)

Учитель: Вам спасибо за все, дети милые,

И гостям - за то, что послушали!

Мы надеемся, что всем вы поведаете,

О том, что увидели и услышали,

Будучи в гостях у нас!

Понесете ростки мудрости

Своим детушкам в школы разные!



© 2010-2022