• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине Аудит

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине Аудит

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине Аудит

УДК 373

Печатается по решению методического совета ОБОУ СПО «ДСХТ» КО

ББК 74

И 45

Автор - составитель: Н.В. Ильвутченкова, зав. отделением, преподаватель специальных дисциплин ОБОУ СПО «ДСХТ» КО

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Аудит» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) /сост.; Н.В. Ильвутченкова. Дмитриев, 2014. 30с.

Методические рекомендации составлены для студентов и преподавателей ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» с целью сопровождения процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) для среднего профессионального образования (далее СПО) и создания в образовательном учреждении учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в техникуме, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.


Ильвутченкова Н.В., 2014 г.

ОБОУ СПО «ДСХТ» КО, 2014 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

Пояснительная записка



  1. Виды формы и уровни самостоятельной работы студентов



  1. Организация внеаудиторной самостоятельной работы.

Что нужно знать студенту?


  1. Разновидности самостоятельной работы обучающихся



  1. Контроль самостоятельной работы обучающихся преподавателем



  1. Критерии оценки результатов самостоятельной работы



  1. Карта самостоятельной работы студента



  1. Порядок выполнения самостоятельной работы студентом











ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа - планируемая учебная работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой учащихся и студентов).

Самостоятельная работа обучающихся играет важную решающую роль в ходе всего учебного процесса. Очень важно, чтобы обучающиеся не просто приобретали знания, но и овладевали самостоятельно, добывая знания из различных источников, систематизировали полученную информацию и применяли на практике.

Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Обучение в техникуме включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части - процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа должна стать эффективной и целенаправленной работой обучающихся.

Задачами самостоятельной работы являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо обучить учащихся и студентов:

- основам самостоятельной работы с книгой, журналом;

- конспектированию;

- приёмам запоминания;

- подготовке сообщений, докладов, рефератов; приемам саморегуляции и т.д.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Аудит» изучается студентами очного отделения специальности 080114 на 3 курсе (6 семестр). Учебная дисциплина «Аудит» является специальной, устанавливающей базовые знания, необходимые для получения профессиональных навыков. Дисциплина «Аудит» базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении ПМ. 01, ПМ.02, ПМ.03, ПМ.04, ПМ.05 дисциплин «Налоги и налогообложение», «Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Цель курса «Аудит» - дать студентам теоретические знания по основам организации аудиторской деятельности, привить навыки проведения проверок различных участков бухгалтерского учета.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные принципы аудиторской деятельности;

- нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ;

- основные процедуры аудиторской проверки;

- порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.

В результате изучения дисциплины «Аудит» студент должен уметь:

- ориентироваться в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в РФ;

- выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

- выполнять работы по составлению аудиторских заключений.


1. Виды, формы и уровни самостоятельной работы.

В образовательном процессе среднего профессионального образования выделяются два вида самостоятельной работы:

- аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

- внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.1.Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателя являются:

- самостоятельная работа по образцу;

- написание рефератов;

- частично-поисковые самостоятельные работы;

- исследовательские самостоятельные работы;

- подготовка к лабораторным и практически работам, их оформление

1.2.По форме организации самостоятельной работы:

1.2.1.Фронтальная самостоятельная работа. Основными особенностями такой формы организации самостоятельной работы являются:

- общее для всех задание;

- общий инструктаж преподавателя по выполнению задания;

- использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Фронтальная форма организации самостоятельной работы наиболее целесообразна тогда, когда обучающиеся приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда обучающиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу.

1.2.2.Индивидуальная самостоятельная работа. Особенности выполнения данной формы самостоятельной работы:

- возрастает роль обучающихся в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения;

- появляется возможность сотрудничества обучающихся с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий.

Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

1.2.3. Групповая самостоятельная работа.

1.3.Уровни самостоятельной работы:

1.3.1.Репродуктивный (тренировочный) уровень

Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу. Познавательная деятельность обучающихся проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании.

Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование конкретных умений, навыков. Самостоятельная работа по образцу готовит обучающихся к планированию и управлению своей деятельностью, вооружая их базовыми умениями. Кроме того, работы репродуктивного характера обеспечивают более глубокое понимание изучаемого материала, овладение наиболее распространенными способами познавательной деятельности как инструментарием последующей творческой деятельности.

1.3.2.Реконструктивный уровень.

В результате выполнения реконструктивных самостоятельных работ у обучающихся начинает формироваться первый опыт творческой самостоятельности.

В процессе таких работ происходит перестройка принимаемых решений, моделирование содержания информации на основе разработанного плана и заготавливаемых тезисов

1.3.3.Творческий (поисковый) уровень

Творческая самостоятельная работа требует от обучающихся самостоятельного критического анализа проблемной ситуации, в результате которого он получает новую исходную информацию.

Обучающимся уже необходимо не просто преобразовывать и совершать перенос имеющихся знаний и способов деятельности, а самостоятельно определять цели, предмет своей исследовательской деятельности, разрабатывать план решения познавательной задачи и прогнозировать конечный результат

2. Организация внеаудиторной самостоятельной работы.

Что нужно знать студенту?

Учебный процесс в техникуме существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь.

Во время учебы в техникуме закладывается лишь фундамент знаний по избранной специальности (направлению подготовки).

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент должен ознакомиться у преподавателя дисциплины.

Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.

Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы обучающихся включает в себя:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

  • учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий;

  • компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

  • учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;

  • аудитории (классы) для консультационной деятельности;

  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, и иные материалы.

2.1.При разработке рабочего учебного плана ОПОП учитываются предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин и профессиональных модулей, при необходимости вносятся коррективы.

2.2.Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине (междисциплинарному курсу профессионального модуля) в целом должен составлять 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине (междисциплинарному курсу профессионального модуля).

2.3.Объем времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.

2.4.Планирование и содержание форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо вести с учетом часов общей трудоемкости учебной дисциплины (междисциплинарного курса), не превышая в учебном плане установленной нормы.

2.5.Разрабатывая программу учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), включить самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определить формы и методы контроля результатов.

2.6.Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля). Преподавателем учебной дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля эмпирически определяется затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.

2.7.Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности данной дисциплины междисциплинарного курса профессионального модуля, индивидуальные особенности студента.

2.8.Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

2.9.Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

23.10.Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Методист ОУ:

  • осуществляет контроль самостоятельной работы в рабочих программах учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей;

  • отслеживает обеспеченность учебной и учебно-методической литературой для самостоятельной работы обучающихся техникума;

  • осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы обучающихся.

Преподаватель:

  • разрабатывает самостоятельную работу обучающихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы обучающихся в рабочей программе по дисциплине, междисциплинарному курсу профессионального модуля;

  • определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;

  • готовит пакет четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;

  • определяет систему индивидуальной работы со студентами;

  • своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до обучающихся.

При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:

  • отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;

  • ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;

  • максимально учитывать уровень подготовленности и возможности обучающихся;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

  • использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

  • обоснованно выбирать объем работы;

  • определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности обучающихся;

  • разнообразить задания по содержанию;

  • подбирать рациональные способы проверки работ;

  • правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;

  • проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.

3.Разновидности самостоятельной работы обучающихся:

  1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

  2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

  3. Работа со словарем, справочником.

  4. Поиск необходимой информации через Интернет.

  5. Конспектирование источников.

  6. Реферирование источников.

  7. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.

  8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

  9. Составление обзора публикаций по теме.

  10. Составление и разработка словаря (глоссария).

  11. Составление хронологической таблицы.

  12. Составление библиографии (библиографической картотеки)

  13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

  14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

  15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

  16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену).

  17. Выполнение домашних контрольных работ.

  18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

  19. Выполнение творческих заданий.

  20. Проведение опыта и составление отчета по нему.

  21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

  22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.

  23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

  24. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

  25. Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.

  26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

  27. Написание курсовой работы. Подготовка к выступлению на конференции (к защите курсовой работы).

  28. Выполнение расчетов по проекту технического изделия.

  29. Выполнение чертежа и эскиза изделия.

  30. Изучение аналогов технического изделия.

  31. Изучение инструкционной и технологической карты;

  32. Самостоятельная разработка технологической карты изделия;

  33. Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

4. Контроль самостоятельной работы обучающихся преподавателями.

Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:

- соотнесение содержания контроля с целями обучения;

- объективность контроля;

- валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

- дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Формы контроля преподаватель выбирает самостоятельно:

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

  2. Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.

  3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

  4. Тестирование.

  5. Письменный опрос.

  6. Устный опрос.

  7. Индивидуальное собеседование.

  8. Собеседование с группой.

  9. Отчет о проделанной работе.

  10. Защита рефератов или курсовой работы.

  11. Творческий конкурс.

  12. Интернет-конференции.

  13. Олимпиада.

  14. Зачет.

  15. Экзамен.

5. Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

- уровень освоения обучающимся учебного материала;

- умения обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- умения обучающихся активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

-умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Критерии оценки преподаватель определяет самостоятельно исходя из содержания задания и его целей.

Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся:

Отметка «5» ставится тогда, когда:

  • Обучающийся свободно применяет знания на практике;

  • Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;

  • Обучающийся выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

  • Обучающийся усваивает весь объем программного материала;

  • Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;

Отметка «4» ставится тогда, когда:

  • Обучающийся знает весь изученный материал;

  • Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

  • Обучающийся умеет применять полученные знания на практике;

  • В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

  • Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;

Отметка «3» ставится тогда, когда:

  • Обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

  • Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;

  • Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;

Отметка «2» ставится тогда, когда:

  • У обучающегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;

  • Материал оформлен не в соответствии с требованиями;










6. Карта самостоятельной работы студента


п/п

Тема лекционного занятия

Количество

часов

Вид работы

Способ оценки

самостоятельной

работы

1

Тема 1.1. Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы.

1


Оформление рефератов и подготовка их к защите

защита рефератов

2

Тема 1.2. Виды аудита

1


Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа: классификация видов аудита по признакам

Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.

3

Тема 1.3. Законодательная и нормативная база аудита

1


Работа с нормативной литературой: изучение ФЗ «Об аудиторской деятельности;

- классификация общероссийских стандартов аудита

Зачет




4

Тема 1.4. Права, обязанности и ответственность аудитора

2


Подготовка зачетной работы по теме «Права, обязанности и ответственность аудитора»

Зачет


5

Тема 2.1. Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности

1


Работа с нормативной литературой: изучение правил стандартов аудиторской деятельности

Тестирование


6

Тема 2.2. Технологические основы аудита

2


Тестирование по теме «Технологические основы аудита»

Тестирование


7

Тема 2.3. Аудиторское заключение

1

Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа: оформление аудиторского заключения

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем

8

Тема 3.1. Аудит учета денежных средств и операций в валюте

2


Решение ситуационных задач

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем

9

Тема 3.2. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

2


Работа с налоговым законодательством, решение ситуационных задач

Зачет


10

Тема 3.3. Аудиторская проверка учета расчетных и кредитных операций

1

Решение ситуационных задач по теме

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем

11

Тема 3.4. Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами

2


Разработка программы аудита по теме

Зачет


12

Тема 3.5. Аудиторская проверка операций с производственными запасами

2


решение ситуационных задач по теме

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем

13

Тема 3.6. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда

-

Консультации по теме


14

Тема 3.7. Аудит готовой продукции и её продажи

2

решение ситуационных задач по теме

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем

15

Тема 3.8. Аудиторская проверка собственных средств организации

2


решение ситуационных задач по теме

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем

16

3.9. Аудиторская проверка финансовых результатов

2

решение ситуационных задач по теме

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем

17

Тема 4.1. Планирование аудита финансовой (бухгалтерской отчетности)

3

Тестирование

Зачет

18

Тема 4.2. Методика аудита показателей бухгалтерской отчетности

1


Тестирование

Зачет


19

Тема 4.3. Обзорная проверка бухгалтерской отчетности

1




Тестирование

Зачет

Итого

30



7. Порядок выполнения самостоятельной работы

1. Законодательная и нормативная база аудита

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует по Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» повторить определение правил (стандартов) аудиторской деятельности, усвоить назначение федеральных правил, внутренних стандартов, действующих в профессиональных аудиторских объединениях, и стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Далее студентам следует ответить на контрольные вопросы темы.

Затем студентам выдаются индивидуальные задания: ознакомиться с определенным аудиторским стандартом, составить его план, законспектировать содержание стандарта, выступить с докладом перед другими студентами. Для докладов можно отводить часть времени на лекционных или практических занятиях. По результатам выступления и ответов на контрольные вопросы выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные документы по правовому регулированию аудиторской деятельности.

2. Какие документы регулируют общие вопросы аудиторской деятельности?

3. Как организована система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации?

4. Приведите основной нормативный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, и дайте его краткую характеристику.

5. Сформулируйте определение правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Раскройте значение разработки и применения правил (стандартов) аудиторской деятельности.

7. Какие группы правил (стандартов) аудиторской деятельности определены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности».

8. Укажите область применения:

федеральных ПСАД - правил, стандартов аудиторской деятельности;

ВСПАО - внутренних стандартов профессиональных аудиторских объединений;

ВСАО - внутренних стандартов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

9. Кем разрабатываются и утверждаются федеральные правил (стандарты) аудиторской деятельности?

10. Дайте формулировку внутренних стандартов аудиторских организаций.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности

1. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»

2. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита»

3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита»

4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите»

5. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства»

6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №7 «Внутрифирменный контроль качества аудита»

7. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»

8. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №9 «Аффилированные лица»

9. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №10 «События после отчетной даты»

10. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»

11. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №12 «Согласование условий проведения аудита»

12. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»

13. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 14 «Учет требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита»

14. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица»

15. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №16 «Аудиторская выборка»

16. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»

17. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»

18. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»

19. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №20 «Аналитические процедуры»

20. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №21 «Особенности аудита оценочных значений»

21. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

22. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 23 «Заявления и разъяснения руководству аудируемого лица»

2. Регулирование аудиторской деятельности в РФ

Методические рекомендации

Для понимания темы рекомендуется ознакомиться с теоретическим материалом, ответить на контрольные вопросы. За выполнение задания преподавателем выставляется зачет.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные требования для прохождения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности?

2. В каких случаях аннулируется квалификационный аттестат?

3. Каковы функции уполномоченного федерального органа.


3. Права, обязанности, этика аудитора. Оценка стоимости аудиторских услуг

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует изучить соответствующий теоретический материал. Необходимо ответить на контрольные вопросы. За выполненный конспект преподавателем выставляется зачет.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные права аудитора?

2. В чем заключаются обязанности аудиторских фирм?

3. Основное назначение кодекса этики аудиторской деятельности?

4. Каковы особенности оплаты труда аудиторов в России.

Задания

№1

Исходные данные: Предприятию предстоит крупная торговая сделка. Руководство компании обращается в аудиторскую фирму с просьбой разработать схему налогообложения для данной сделки и соответствующие тексты договоров с контрагентами.

Задание: Сформулировать предмет договора.

№2

Исходные данные: Руководство таксопарка собирается внедрять новую форму расчета арендной платы за использование автомашин и обращается в аудиторскую фирму с просьбой определить окупаемость таксопарка в условиях внедрения новой арендной платы.

Задание: Сформулировать предмет договора.

№3

Исходные данные: Руководство холдинговой компании обращается в аудиторскую фирму г. Москвы с просьбой проверить деятельность филиалов г. Твери. Официальная справка: первичные бухгалтерские документы находятся в филиалах г. Твери; балансы, приложения к ним и прочие документы, касающиеся начисления налогов и расчетов с внебюджетными фондами, находятся в головном предприятии в г. Москве.

Задание: Сформулировать предмет договора.

№4

Исходные данные: Руководство торговой компании приняло на работу начинающего бухгалтера и обращается в аудиторскую фирму с просьбой провести проверку его деятельности за первое полугодие отчетного года и проконтролировать его работу в течение второго полугодия.

Задание: Сформулировать предмет договора. Разработать схему возможных взаимоотношений бухгалтерии торговой компании и аудиторской фирмы в течение второго полугодия отчетного года.

4. Аудит учета расчетных операций

Методические рекомендации

Для понимания темы следует ознакомиться с теоретическим материалом, ответить на контрольные вопросы. Далее следует решить задачи, выполнить задания (по указанию преподавателя). По результатам выполненных заданий выставляется зачет.

Контрольные вопросы

1. Каковы цель проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками и основные источники информации?

2. Назовите основные процедуры, применяемые аудитором при проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками?

3. Приведите типичные ошибки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

4. Назовите основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Задачи

№1

Исходные данные: По условиям импортного контракта российская организация должна перечислить в пользу иностранного поставщика 10 000 долл. США 16 ноября. Организация купила иностранную валюту на сумму 10 000 долл. США по курсу 41,53 руб. при курсе ЦБ РФ 41,93 руб. за 1 долл. США. Банк выполнил заявление организации на покупку валюты в тот же день.

Задание: Сделайте бухгалтерские записи по покупке иностранной валюты.

№2

Исходные данные: На транзитный валютный счет организации зачислена экспортная валютная выручка 3000 долл. США (курс ЦБ РФ на дату зачисления 43,50 руб., биржевой курс на дату зачисления 43,83 руб.). В этот же день организация направила в банк поручение на обязательную продажу 10% валютной выручки. Валюта была продана на следующий день, а выручка в рублях от продажи валюты зачислена на расчетный счет организации (курс ЦБ РФ на дату продажи 43,63 руб.; курс продажи 43,93 руб. за 1 долл. США).

Задание: Отразить данные хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета. Определить и отразить финансовый результат от продажи части валютной выручки (в данной ситуации для упрощения расчетов проценты банку не учитываются).

№3

Исходные данные: В счет ранее выданного аванса, поставщик поставил предприятию сырье на сумму 120 000 руб., в том числе НДС - 18305 руб. Служба контроля качества предприятия выявила несоответствие качества 30% сырья уровню, установленному в договоре. В результате чего некачественное сырье было возвращено поставщику и выставлена претензия на сумму 36 000 руб. с НДС.

Задание: Какие бухгалтерские записи были сделаны в учете предприятия - покупателя по данной поставке и выставленной претензии?

№4

Исходные данные: В ходе аудиторской проверки предприятия «Астра» за 2014 г. было выявлено, что в сентябре 2014 г. имела место неотфактурованная поставка товарно-материальных ценностей на сумму 60 000 руб. (с учетом НДС - 18%). При этом в результате проверки декларации по НДС за этот месяц выявлено, что НДС по данной поставке был предъявлен к возмещению на основании накладной поставщика.

Задание: В чем заключалась ошибка бухгалтерии организации, и какие действия она должна предпринять для ее исправления?

№5

Исходные данные: В ходе проведения аудиторской проверки предприятия «Астория» было выявлено, что по состоянию на 1 августа 2014 г. у него числилась кредиторская задолженность перед фирмой «Бригантина» по поставленным ТМЦ в размере 66 000 руб. (с учетом НДС 10%) и дебиторская задолженность фирмы «Вояж» на сумму 80 000 руб. (по ранее выданным авансам). За август каких-либо операций с данными контрагентами предприятие не производило, вместе с тем по состоянию на 1 сентября 2014 г. в учете числилась только дебиторская задолженность фирмы «Вояж» на сумму 14 000 руб.

Задание: Какое было допущено нарушение, какие записи могли иметь место в учете предприятия «Астория» и какие исправления необходимо ему сделать?

№6

Исходные данные: Организация «Альфа» приобрела 1 июля 2014 г. товары у фирмы «Борт». В соответствии с договором организация «Альфа» должна была оплатить указанный товар до 15 июля 2014 г. включительно. Обязательство организация «Альфа» не выполнила. Фирма «Борт» в свою очередь не истребовала указанную задолженность.

Задание: Укажите дату, когда организация «Альфа» имеет право списать задолженность в связи с истечением срока давности и какие бухгалтерские записи при этом следует сделать?

№7

Получение какой информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками должно обеспечивать построение аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (назовите не менее пяти позиций).

№8

Назовите основные источники информации (не менее пяти позиций), подлежащие проверке в ходе аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

№9

Организация «Ромашка» заключила письменный договор с консалтинговой фирмой «Контракт» на оказание консультационных услуг. Услуги были оказаны и должны быть отнесены на затраты текущего периода. Какие документы должна предоставить фирма «Контракт» организации «Ромашка» по мере выполнения работ?

5. Аудит учета нематериальных активов

Методические рекомендации

Для выполнения заданий по этой теме необходимо предварительно изучить теоретические материалы учебника, а также ознакомиться с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Затем ответить на контрольные вопросы, решить одну из приведенных задач. По результатам выполненной задачи и ответов на контрольные вопросы выставляется зачет.

Контрольные вопросы

1. Какими нормативными документами следует руководствоваться при учете нематериальных активов?

2. Назовите основные задачи аудита учета нематериальных активов.

3. Как проверяется правильность оценки нематериальных активов?

4. Какие документы и счета бухгалтерского учета являются источниками информации при проверке операций с нематериальными активами?

5. Перечислите положения общего плана аудиторской проверки учета нематериальных активов.

6. На что необходимо обратить внимание при аудиторской проверке операций по движению нематериальных активов?

7. Перечислите действия аудитора при обнаружении ошибок по учету нематериальных активов.

8. Укажите типичные ошибки, которые могут встретиться при проверке учета нематериальных активов?

Задачи

№1

Исходные данные: Организация приобрела необходимые для ее деятельности лицензии на три года. Указанные виды лицензий включены в состав нематериальных активов и учитываются на счете 04 «Нематериальные активы» с ежемесячным списанием по 1\36 стоимости на счет 05 «Амортизация нематериальных активов».

Задание: Оцените ситуацию. Дайте рекомендации.

№2

Исходные данные: Предприятие приобрело у предпринимателя без образования юридического лица (ПБЮЛ) исключительное право на программный продукт. Данное приобретение было поставлено на учет как нематериальный актив на счет 04 «Нематериальные активы». За услуги по оформлению данной сделки нотариусу уплачено 1000 рублей наличными. Расчет с ПБЮЛ был произведен безналичным перечислением 500 000 рублей с расчетного счета организации на лицевой счет ПБЮЛ в Сбербанке России. За эту операцию Сбербанку России уплачено 1500 руб. Суммы, уплаченные нотариусу и Сбербанку России, списаны организацией на затраты как оплата услуг.

Операция оформлена следующим образом:

Д 20 К 50 - 1000 руб. - оплачены услуги нотариуса;

Д 04 К 51 - 500 000 руб. - цена приобретения;

Д 20 К 51 - 1500 руб. - оплачено Сбербанку России.

Задание: Оцените ситуацию. Дайте рекомендации.

№3

Исходные данные: Предприятие приобрело программный продукт стоимостью 6000 руб., включая НДС. Затраты за услуги, связанные с консультированием по его использованию, составляют 600 руб., включая НДС. В учете предприятия эта сделка отражена следующим образом:

Д 60 К51 - 6000 руб. - оплачено с расчетного счета;

Д 08 К60 - 5000 руб. - приобретен программный продукт;

Д 19 К 60 - 1000 руб. - отражен НДС;

Д 04 К 08 - 5000 руб. - оприходован программный продукт;

Д 60 К 51 - 600 руб. - оплата за консультации;

Д 19 К 60 - 100 руб. - отражен НДС;

Д 26 К 60 - 500 руб. - списаны затраты за консультирование.

Задание: Оцените ситуацию. Дайте рекомендации.

№4

Исходные данные: Предприятие создает товарный знак. Стоимость услуг агентства по разработке товарного знака - 300 000 руб., НДС - 54 000 руб., сбор за регистрацию товарного знака - 50 000 руб. В учетных регистрах сделаны записи:

Д 60 К 51 - 300 000 руб. - оплачен счет поставщика;

Д 08 К 60 - 300 000 руб. - акцептован счет поставщика;

Д 19 К 60 - 54 000 руб. - отражен НДС, выделенный в счете поставщика;

Д 76 К 51 - 50 000 руб. - оплачены услуги рекламного агентства;

Д 26 К 76 - 50 000 руб. - списана стоимость услуг рекламного агентства;

Д 04 К 08 - 300 000 руб. - объект нематериальных активов введен в эксплуатацию;

Д 68 К 19 - 54 000 руб. - предъявлен к возмещению НДС.

Задание: Оцените ситуацию. Дайте рекомендации.

№5

Исходные данные: По договору купли-продажи предприятие приобрело право пользования базой данных. Сумма оплаты составила 12 000 руб. Право пользования базой данных оформлено как нематериальные активы.

В бухгалтерском учете данная операция отражена следующим образом:

Д 60 К 51 - 10 000 руб. - оплачено с расчетного счета;

Д 08 К 60 - 10 000 руб. - приобретена база данных;

Д 04 К 08 - 5 000 руб. - приняты к учету права на использование базы данных;

Д 19 К 76 - 1 800 руб. - отражен НДС.

Задание: Оцените ситуацию. Дайте рекомендации.

6. Аудит уставного капитала и расчетов с учредителями

Методические рекомендации

Для выполнения заданий по теме необходимо предварительно изучить теоретический материал учебника, ответить на контрольные вопросы. Затем следует решить одну из приведенных задач. По результатам выполненной задачи и ответов на контрольные вопросы выставляется зачет.

Контрольные вопросы

1. Какие первичные документы являются источниками информации при проверке операций по учету уставного капитала?

2. В чем заключаются основные направления проверки формирования уставного капитала?

3. Какие счета бухгалтерского учета служат источниками информации при проверке операций по учету уставного капитала?

4. Перечислите особенности проверки расчетов с учредителями.

5. Приведите варианты бухгалтерских записей по расчетам с учредителями.

Задачи

№1

Исходные данные: Согласно учредительному договору уставный капитал организации должен быть сформирован путем взноса доли российского участника в сумме 300 000 руб. и иностранного участника в размере 10 000 долл. США. Учредительные документы подписаны 4 января 2014 г. Курс доллара на дату подписания учредительных документов 35,86 руб. Свидетельство о государственной регистрации подписано 29 января 2014 г., курс доллара на эту дату 38,00 руб. В учетных регистрах имеются записи:

Д 75/1 К 80 - 558 600 руб. - отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал: 300 000 +10 000*35,86.

Задание: Оцените ситуацию. Рассчитайте существенность выявленного факта нарушений. Дайте рекомендации.

№2

Исходные данные: ОАО является одним из двух учредителей предприятия. Свою долю в уставный капитал ОАО внесло, передав права собственности здания на три года в сумме 1 000 000 руб. Оба предприятия имеют статус юридического лица. На основе учредительных документов в учете ОАО сделана запись: Д 58 К 98 - 1 000 000 руб. - произведен вклад в уставный капитал предприятия.

Задание: Оцените ситуацию. Определите существенность выявленного нарушения. Дайте рекомендации.

№3

Исходные данные: В протоколе общего собрания акционеров ЗАО отражено решение акционеров об уменьшении уставного капитала на 100 000 руб. путем выкупа акций.

Уставный капитал (полностью оплаченный) составляет 200 000 руб. Было выкуплено акций номинальной стоимостью 100 000 руб. по цене 110 000 руб. Другие документы, кроме протокола общего собрания акционеров и платежных поручений, не представлены. В учетных регистрах общества сделаны записи:

Д 81 К 51 - 110 000 руб. - выкуплена доля участников; Д 80 К 81 - 110 000 руб. - уменьшен уставный капитал.

Задание: Оцените ситуацию. Определите существенность выявленного нарушения. Дайте рекомендации.

№4

Исходные данные: В августе отчетного года учредителям были начислены дивиденды и выданы в форме материалов. Данные материалы по представленным документам не являлись собственностью предприятия. По итогам деятельности за прошлый год и в текущем году предприятием был получен убыток. В учете были сделаны записи:

Д 84 К 75-2 - 8 000 руб. - начислены дивиденды акционерам - не работникам предприятия;

Д 75-2 К10 - 8 000 руб. - выданы материалы в счет оплаты дивидендов;

Д 84 К70 - 10 000 руб. - начислены дивиденды акционерам - работникам предприятия;

Д 70 К10 - 10 000 руб. выданы материалы в счет оплаты дивидендов работникам предприятия.

Задание: Оцените ситуацию. Определите существенность выявленного факта нарушений. Дайте рекомендации.

№5

Исходные данные: Общим собранием ООО принято решение увеличить уставный капитал на 60 000 руб. за счет увеличения долей участников, а суммы, причитающихся участникам дивидендов, направить на погашение их задолженности в уставном капитале ООО. Организацией были внесены в установленном законодательством порядке изменения в учредительные документы. В учете произведены следующие записи:

Д 84 К 75-2 - 60 000 руб. - начислены дивиденды участникам;

Д 75-1 К 80 - 60 000 руб. - отражено увеличение уставного капитала ООО после перерегистрации;

Д 75-2 К 75-1 - 60 000 руб. - начисленная сумма дивидендов направлена на погашения задолженности по взносам в уставный капитал ООО.

Задание: Оцените ситуацию. Определите существенность выявленного факта нарушений. Дайте рекомендации.

7. Аудит учета капиталов и резервов

Методические рекомендации

Для выполнения заданий по данной теме необходимо предварительно изучить теоретический материал учебника, ответить на контрольные вопросы. Затем следует решить одну из приведенных задач (по указанию преподавателя). По результатам выполненной задачи и ответов на контрольные вопросы выставляется зачет.

Контрольные вопросы

1. Для каких целей предназначен резервный капитал?

2. За счет какого источника образуется резервный капитал?

3. В результате чего увеличивается добавочный капитал?

4. В каких случаях происходит уменьшение добавочного капитала?

5. Для каких целей могут создаваться резервы предстоящих расходов и платежей?

6. Каким образом формируются резервы предстоящих расходов и платежей?

Задачи

№1

Исходные данные: По результатам деятельности за год организация получила прибыль в размере 85 000 руб. Согласно учредительным документам организации 5% от суммы чистой прибыли подлежит отчислению в резервный капитал. На сумму отчислений в резерв в учете сделана запись:

Д 99 К 82 - 4200 руб.

Задание: Проверить правильность составленной записи, сделать вывод.

№2

Исходные данные: По итогам года организацией получен убыток 23 000 руб. Общим собранием акционеров принято решение о покрытии суммы полученного убытка за счет средств сформированного в предыдущие годы резервного капитала. В учете сделана запись:

Д 84 К 82 - 22 000 руб.

Задание: Проверить правильность составленной записи, сделать вывод.

№3

Исходные данные: Организация приняла решение об увеличении уставного капитала на 200 000 руб. путем размещения 1 000 дополнительных акций. Номинальная стоимость акции - 200 руб., цена размещения - 220 руб. Оплата производится денежными средствами. Составлены бухгалтерские записи:

Д 75 К 80 - 200 000 руб.;

Д 51 К 75 - 220 000 руб.;

Д 75 К 83 - 20 000 руб.

Задание: Проверить правильность составленной записи, сделать вывод.

№4

Исходные данные: Организация переоценивает объект основных средств путем прямого пересчета по рыночной стоимости, которая составляет 33600 руб. Первоначальная стоимость объекта - 28000 руб., сумма начисленной амортизации - 4000 руб.

Задание: Определить сумму дооценки объекта и сумму дооценки амортизации, составить бухгалтерские проводки.

№5

Исходные данные: Переоценивается объект основных средств путем прямого пересчета по рыночной стоимости 16000 руб.

Восстановительная стоимость объекта на дату переоценки составляет 20000 руб., сумма начисленной амортизации -12000 руб.

Ранее объект дооценивался, в результате чего первоначальная стоимость была увеличена на 3000 руб., сумма амортизации - на 1000 руб.

Задание: Рассчитать сумму уценки объекта и сумму уценки амортизации, составить бухгалтерские записи.

8. Аудит учета кредитов и займов

Методические рекомендации

Для выполнения заданий по данной теме необходимо предварительно изучить теоретический материал учебника, ответить на контрольные вопросы. Затем следует решить одну из приведенных задач (по указанию преподавателя). По результатам выполненной задачи и ответов на контрольные вопросы выставляется зачет.

Контрольные вопросы

1. Какие дополнительные расходы могут сопровождать получение кредитов и займов?

2. Находит ли порядок учета кредитов и займов отражение в учетной политике аудируемой организации?

3. В каких случаях долгосрочная кредиторская задолженность может быть переведена в краткосрочную?

4. Приведите правила отражения в учете процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или создание инвестиционных активов.

5. При каких условиях проценты по кредитам и займам, полученным для приобретения или создания инвестиционных активов, не включаются в первоначальную стоимость этих инвестиционных активов?

6. Каковы правила включения процентов по кредитам и займам в состав налоговых расходов для целей исчисления налога на прибыль?

Задачи

№1

Исходные данные: ЗАО «Инвест» в августе приобрело на условиях коммерческого кредита оборудование на сумму 100 000 руб. (без учета процентов). По условиям договора рассрочка платежа предоставлена сроком на три месяца (по 30 000 руб. в сентябре и октябре, 40 000 руб. в ноябре), при этом за пользование средствами ежемесячно взимаются проценты по ставке 18% годовых. Оборудование введено в эксплуатацию в октябре. Все расчеты произведены своевременно путем перечисления средств с расчетного счета.

Какие записи в учете покупателя будут сделаны в августе, сентябре, октябре и ноябре (для упрощения не принимаются во внимание суммы НДС по приобретенному оборудованию и суммы начисленной амортизации)?

№2

Исходные данные: Торговая организация, определяющая доходы и расходы методом начисления, 8 января 2014 г. получила в обслуживающем банке кредит на сумму 300 000 руб. сроком на шесть месяцев под 25% годовых и в тот же день направила полученные денежные средства на погашение задолженности перед подрядчиком за выполненный ремонт. Согласно кредитному договору проценты за текущий месяц списываются банком с расчетного счета организации в последний день текущего месяца. Изменение процентной ставки кредитным договором не предусмотрено. Авансовые платежи по налогу на прибыль организация уплачивает ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли. Других заемных средств организация привлекать в 2014 году не планирует.

Проанализируйте правильность ведения торговой организацией бухгалтерского учета и составьте рабочий документ аудитора по результатам выполненного задания, если он пришел в данную организацию в конце февраля 2012 года.

Рабочим планом счетов предусмотрены следующие наименования субсчетов по счету 66:

66-1 «Расчеты по основной сумме долга»

66-2 «Расчеты по начисленным процентам»

Бухгалтерские записи

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Бухгалтерские записи

на 8 января 2014 г.


Получен краткосрочный кредит

51

66-1

300 000

Кредитный договор. Выписка банка по расчетному счету.

Произведена оплата подрядчику

60

51

300 000

Выписка банка по расчетному счету



© 2010-2022