Духовно – нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Министерство образования Оренбургской области отдел образования администрации Тюльганского района МБУДОД «Центр дополнительного образования детей». П. Тюльган.

















Духовно - нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»













Подготовила: педагог

дополнительного образования детей

Громова Анастасия Ивановна








Тюльган 2015 год.

«Особая сфера воспитательной работы

- ограждение детей, подростков и юношества

от одной из самых больших бед

- пустоты души и бездуховности…»

(В.А. Сухомлинский)

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние социальные гарантии, а главное ценностные ориентиры, новое поколение растёт с отсутствием духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается массовой культурой - телевидением, Интернетом, СМИ и т.д.

Современное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ, породило особый тип - кибернетического человека, технически образованного, но духовно отчуждённого от мира природы и человеческой культуры. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность. Ручной труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей.

Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Декоративно прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру: развивать умение видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать творческий вкус. Вторая группа задач направлена на формирование творческих умений в области разных искусств: обучение детей шитью, лепке, рисованию. Если в начальных классах художественно-творческая деятельность обучающихся протекает на эмоционально-чувственном уровне, то с 5-го класса она строится больше на познавательно-аналитическом уровне. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны.

Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.

В творческой мастерской «Рукодельница» занимается 25 детей, из них 1 ребенок с ограниченными возможностями и 3 ребенка обучаются по спец программе в школе. Но несмотря на то, что в школе они отстают от своих сверстников, в нашей творческой мастерской они не чувствуют себя ущемленными, обиженными и даже лидируют в группе. В коллективе всегда царит дружелюбная обстановка, на дополнительных занятиях собираются две группы, старшая группа помогает младшей с работой. В нашем коллективе нет отстающих детей, все работают активно и помогают друг другу. На начало года средний показатель знаний о понятиях моральных качеств составлял-14%, а на конец учебного года -84%, Знания о традициях, обычаях, декоративно-прикладном творчестве на начало года-26%, а на конец года уже-93%, понятие о семье, государстве, Родине на начало года-32%, а на конец года 91%. Диагностическое обследование детей показало высокий скачок заинтересованность в процессе. Дети стали более наблюдательные, творчески раскрылись даже те дети, которые были замкнутые и менее уверенны в себе. Дети стали договариваться и работать коллективно.

В обучении детей шитью я применяю два подхода. В первом дети учатся разрабатывать лекало и шаблоны в соответствии с требованиями. При втором подходе, который я применяю больше, детям создаются благоприятные условия и среда для творчества. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Диагностику я провожу не только с целью выявления степени усвоения учебного материала, а даже в большей степени для более глубокого изучения внутреннего состояния ребёнка. По вопросу духовно - нравственного воспитания обучающихся мною проведены следующие воспитательные беседы:

  1. Любовь к родине

  2. Доброта

  3. Семья

  4. Труд и творчество

  5. Природа

  6. Религия

  7. Взаимопомощь

В нашем объединении в традицию вошло устраивать праздничные чаепития: день рождения, новый год, восьмое марта которые ещё больше сближают обучающихся между собой. На творческих занятиях более опытные ребята помогают младшим освоить работу с материалом, инструментами, горячим клеем и т.п. Подведение итогов проводится в форме выставок, показов моды и различных материалов, стенда и выставка с детскими работами, участия в районных, областных и всероссийских конкурсах.

Вывод:

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в процессе духовно-нравственного воспитания посредством изучения декоративно-прикладного искусства, обеспечивается формирование и развитие духовно-нравственных представлений обучающегося, а также его приобщения к системе поликультурных духовных ценностей. Сравнительный анализ результативности работы по формированию у школьников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении. Не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; умеют передавать свои знания младшим воспитанникам мастерской.







Приложение.

Общечеловеческие ценности

  1. Любовь к матери

Духовно – нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»

Подарки на день матери.

Духовно – нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»

Показ моды из газет на 8 марта.


  1. Свобода воли

Духовно – нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»Духовно – нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»



  1. Добро и зло

Духовно – нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»

Игра в черного и белого ангела.


  1. Добродетель

Духовно – нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»

Взаимопомощь.

Духовно – нравственное воспитание детей в творческой мастерской «Рукодельница»

Итог работы.

© 2010-2022