• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по русскому языку. Обобщающий урок по теме «Глагол» для учащиxся специальной / коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида

Конспект урока по русскому языку. Обобщающий урок по теме «Глагол» для учащиxся специальной / коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида

Цель: Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи. Задачи.Образовательные: обобщить знания учащихся о грамматических категориях глагола, активизировать использование полученных знаний; совершенствовать умение правильно согласовывать глаго­лы с именами существительными и лич­ными местоимениями.Коррекционные: развивать у учащихся зрительную и слуховую память, воспри­ятие, мыслительные навыки на основе операций анализа, ·синтеза, сравнения; повышать уровень речевого развития и коммуникати...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МКОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 45» - «Илимская основная общеобразовательная школа»

Учитель - дефектолог: Холдеенко О.П.

Обобщающий урок по теме «Глагол»

для учащиxся специальной / коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида

Цель. Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.

Задачи.

Образовательные: обобщить знания учащихся о грамматических категориях глагола, активизировать использование полученных знаний; совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами существительными и личными местоимениями.

Коррекционные: развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки на основе операций анализа, ·синтеза, сравнения; повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать обогащению, активизации словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интерес и любовь к родному городу.

Оборудование: компьютерные слайды; аудиозапись «Моя Москва»; раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, индивидуальные «карточки-помощницы» для слабых учащихся, сигнальные красные и зеленые карточки; толковый словарь, клип о Москве; учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы для определения лица, числа, времени, спряжения глагола.



Ход урока

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент. Ребус.

2мин

Ученики стоя приветствуют учителя .Учитель поочередно предлагает им называть глаголы, относящиеся к учебной деятельности, после чего разрешает сесть.

Запишите дату в тетрадь.

Ребус. Глаза- за+ гол = глагол. Слайд 1

-В ребусе зашифровано слово «глагол». Дайте определение этому понятию .

Ученики стоя приветствуют учителя.

Записывают дату.

Отгадывают ребус.

Проверка домашнего задания.

2 мин

-Прочитайте текст на карточках. Дома вы должны были вставить в него глаголы, которые наполнят звуками эти картины.

Упражнение № 267.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?» Эту часть речи мы изучали на уроках русского языка в 3 четверти.

Орфографическая пятиминутка. Работа над словарными словами.

5мин

-Глагол обозначает действие предмета. А как называется часть речи, которая обозначает предмет?

-У вас на столах находится карточка с незаполненным кроссвордом. Вы должны заменить предложения одним словарным словом (именем существительным) и вписать это слово в соответствующие клеточки кроссворда.

1. Торжественное массовое шествие, в котором участвует много людей.

(Демонстрация.) Это слово многозначное. Какое другое значение этого слова вы знаете? (Показ чего-либо.)

2. Лечебное учреждение, в котором люди лечатся и отдыхают. (Санаторий.)

3. Праздник, участники которого показывают свои достижения в каком-либо виде искусства. (Фестиваль.) В каком фестивале вы принимали участие?

4. Сотрудник учреждения, который ведет документацию и деловую переписку. (Секретарь.)

5. Портниха, работница по изготовлению швейных изделий. (Швея.)

6. Устройство, похожее на большой зонт, предназначенное для прыжков с самолета. (Парашют.)

Для проверки правильности выполнения задания на компьютере высвечивается заполненный кроссворд. Слайд 2

Найдите по вертикали слово. (Москва). В 2012 году Москве исполняется 865 лет.

Сами оцените свою работу и поставьте оценки.

И мя существительное.

Ученики на своих карточках вписывают слова в кроссворд. Слабые учащиеся пользуются «карточками-помощницами», на которых записаны слова с пропущенными буквами: д..м..нстрац..я, с..н..торий, ф..ст..валь, с..кр..тарь, шв…я, п..р..ш..т.

Зрительный диктант.

4мин

-Прочитайте предложение, написанное на доске, и запомните его .Запишите предложение в тетради по по памяти:

Mы гордимся славной историей Москвы. Слайд 3

Слабые учащиеся пользуются «карточками-помощницами», на которых записано: мы, историей, Москвы, славной, гордимся.

Выполняют задание Слабые учащиеся пользуются «карточками-помощницами».

После записи предложения учащимися осуществляется взаимопроверка.

V. Актуализация опорных знаний

1мин

В предложении «Мы гордимся славной историей Москвы» назовите глагол, подчеркните его и докажите, что это глагол.

Объясняют правило

Беседа с классом.

2 мин

- Действие какого предмета обозначает этот глагол? (Мы.)

- Какая это часть речи? (Личное местоимение.)

- Стрелкой покажите связь этих слов.

- С каким еще словом согласуется глагол? (Историей.)

- Какая это часть речи? (Имя существительное. )

- Стрелкой покажите связь. Сделайте вывод.

- Укажите, какой из этих вариантов ошибочный?

1) имя существительное + глагол

2) имя прилагательное + глагол

3) личное местоимение + глагол Слайд 4

(Глагол согласуется с личным местоимением и именем существительным.)

Показывают и называют правильный вариан.

2 мин

Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и будем учиться правильно употреблять глаголы в речи.

Задание. Разбор глагола гордимся. - Что делаем? Гордимся - гл., гордиться, Н. вр., МН.Ч., 1 Л., II спр.

- Как определить число глагола?

- Как определить лицо глагола

Один ученик работает у доски.

(По числу имени существительного или местоимения.)

(По лицу местоимения.)

Физкультминутка

(Упражнения, связанные с глаголами, обозначающими движение)

2 мин

- Сядьте! (Ученики встают.) Какой антоним? (Встаньте.)

- Стойте! (Ученики бегут на месте.) Антоним? (Бегите.)

- Откройте глаза! (Ученики закрывают глаза.)

- Опустите руки! (Ученики поднимают руки.)

Ученики выполняют действия, противоположные названным учителем.

Упражнения на закрепление пройденного материала.

5 мин

В начале урока мы начали разговор о Москве. Москва - столица России, имеет свои традиции, культуру. О Москве создано много песен. Одна из них - «Моя Москва» на музыку Исаака Дунаевского, слова М.Лисянского и С.Аграняна. Эта песня написана в годы Великой Отечественной войны. Она воодушевляла защитников Москвы. (Звучат строчки из песни.) Слайд 5

Внимательно послушайте строчки из песни. Прочитайте их на экране компьютера. Что обозначает слово «молва»? (Школьники ищут значение этого слова в толковом словаре.) Найдите и выпишите глаголы вместе с теми именами существительными или местоимениями, с которыми они связаны.

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков ...

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

И везде повторял я слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

-Определите лицо, число, время, спряжение глаголов. При необходисти пользуйтесь таблицей-помощний.

Мы запомним - что сделаем?, б. вр., .1л., мн. ч., 2спр.

Молва не умолкнет - что сделает?, б.вр., 3 Л., ед. ч., 1 спр.

Я повторял - что делал?, пр.вр., ед.ч.,м .р.

-. Кроме будущего и прошедшего, какое третье время глаголов вы знаете?

Учитель оценивает работы школьников.

Слушают отрывок песни.

Ищут значение этого слова в толковом словаре.




Выполняют задание у доски,пользуются таблицей-помощний.

Беседа.

5мин

- Какую роль выполняет эта песня сейчас? (Гимн.)

- Что такое гимн? (Гимн- торжественная песня, символ государства, города.)

- В 1995 году Московская Дума приняла постановление о гимнe Москвы. Гимном стала песня «Моя Москва,). Какие еще символы государства (гopoдa) вы знаете? (Герб.) Что такое герб?

Спишите текст о гербе Москвы, раскрывая скобки. Правильно согласуйте глаголы с именами существительными или местоимениями Слайд 6

Герб Москвы..

Мы (видеть) герб Москвы. На красном фоне автор (изобразить) всадника на белом коне. Всадник (пронзать) копьём змея. Это святой Георгий Победоносец. Изображение (возникнуть) при Юрии Долгоруком. Князь (считать) святого своим покровителем и (верить), что он (охранять) от бед. Со временем это изображение (утвердить) как герб Москвы.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что слово «видеть,) - глагол-исключение.

Учитель оценивает выполненную работу.

-Если мои утверждения верны, то поднимите зеленую карточку, если неверны, то поднимите красную карточку:

- Глагол обозначает действие предмета. (Зеленая карточка.)

- Глаголы отвечают на вопросы «что?», «кто?». (Красная карточка.)

- В речи глаголы связаны только с именами существительными. (Красная карточка.)

- Глаголы имеют такое же число и лицо, как имя существительное или местоимение, с которыми они связаны в речи. (Зеленая карточка.)

Для ответов на вопросы школьникам предлагается воспользоваться толковым словарем.


Один ученик читает текст.

Выполняют письменно задание в тетради


Работа с карточками

Поднимают сигнальные карточки.


Домашнее задание № 1.

1 мин

Детям раздаются карточки с домашним заданием.

Вечный огонь

В центре гранитной площади (трепетать) пламя. Кажется, оно (вырваться) из глубины земли. Ветер не (задуть) это живое пламя. Дождь не может (заливать) его. Это - Вечный огонь. (Гореть) он на Могиле Неизвестного Солдата. Это огонь человеческой памяти. (Помолчать) у Вечного огня и (вспомнить) павших героев. (По Ю.Яковлеву)

Записывают в дневник упр 284.

VII. Самостоятельная работа.









Клип «Москва»

4мин










3 мин

-Испокон веков Москва была центром Руси. Быть может, поэтому о Москве сложено много пословиц и поговорок. А ведь старая пословица недаром молвится. Вы сейчас будете составлять пословицы. Учащимся раздаются карточки с заданиями разного уровня сложности (3 варианта):

1 вариант:

Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его.

Москва слезам не ....

Он в Москве не ... , красоты не ....

Вы в Москве хлеба-соли ... , красного звона ....

2 вариант:

Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его.

Москва слезам не ....

Он в Москве не ... , красоты не ....

Вы в Москве хлеба-соли ... , красного звона ....

Слова для справок: быть, видеть, покушать, послушать, верить.

3 вариант:

Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его.

Москва слезам не ....

Вы в Москве хлеба-соли ... , красного звона ....

Слова для справок: покушать, послушать, верить.

- Москва слезам не верит.

- Он в Москве не бывал, красоты не видал.

- Вы в Москве хлеба-соли покушаете, красного звона послушаете.

Учитель поясняет пословицы:

  • «Москва слезам не верит». Много испытаний выпало на долю нашей столицы, но она все выдержала. Смысл пословицы: никогда не надо плакать и опускать руки; полагайся на себя, на свои силы.

  • «Он в Москве не бывал, красоты не видал». В Москве много достопримечательностей. Здесь сердце Руси - Кремль, Красная площадь.

  • «Вы в Москве хлеба-соли покушаете, красного звона послушаете». Москвичи славились гостеприимством. В Москве было много церквей с колокольнями.

Клип «Москва»

Один из учеников читает пословицы по карточке учителя, не произнося выделенное слово. Это слово он пытается изобразить.

Выполняют задание .








Смотрят клип.

Домашнее задание №2.

1мин

Дома составьте свою пословицу о Москве или найдите ее в книге. На следующем уроке мы проведем конкурс на лучшую пословицу.

Записывают в дневник

VIII. Итог урока. Беседа.

2мин

- Какую часть речи мы повторили сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

- Закончим урок высказываниями известных писателей о русском языке.

В.Шефнер: «Русский язык - это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира».

М.Горький: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мыслю».

Вл.Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». Слайд 7

Отвечают на вопросы




© 2010-2022