На чём строится самоуправление в учебной группе и ОУ?

Весь воспитательно-образовательный процесс должен носить только деятельностный характер. Мастера производственного обучения и преподаватели должны ориентировать учебный и воспитательный процессы на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности. Для этого при изучении учебных дисциплин профессионального цикла и прохождении учебных практик увеличивается доля самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского характера. В организации воспи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»












Кремаренко Юрий Николаевич,

мастер производственного обучения



НА ЧЕМ СТРОИТСЯ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОУ

И В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ?



ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ЦМК
























г. Гурьевск,

2012

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с Вами своими размышлениями по организации самоуправления в учебной группе.

Согласно «Концепции модернизации российского образования» главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества». Отсюда следует, что российские педагоги всех видов образовательных учреждений, должны сформировать у своих воспитанников «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования».

Государственные образовательные стандарты нового поколения ставят перед педагогами профессиональных ОУ СПО благую, но труднодостижимую цель: за 2,5 года, в условиях полнейшей неразберихи с учебно-программной документацией, недостаточностью финансирования и почти полной потерей материально-технической базы ОУ, из вчерашних отпетых двоечников и прогульщиков, изгнанных из школы, создать гармонично развитого высококвалифицированного рабочего.

Отныне весь воспитательно-образовательный процесс должен носить только деятельностный характер. Мастера производственного обучения и преподаватели должны ориентировать учебный и воспитательный процессы на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности. Для этого при изучении учебных дисциплин профессионального цикла и прохождении учебных практик увеличивается доля самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского характера.

В организации воспитательной работы с учебной группой мы должны создать условия для приобретения нашими ребятами опыта и достижения цели. Должны развить у них способность осознавать цели учебной и любой другой деятельности; умение поставить цель и организовать её достижение, пробудить способность к творчеству, рефлексивному мышлению, самоанализу, самооценке.

Еще нам важно развить у обучающихся «коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, и мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки подростка, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, способность к толерантности, интеллект». Особое внимание сейчас уделяется развитию в учащемся качеств, необходимых во взрослой жизни. Поэтому одной из основных целей воспитательного процесса в учебной группе я вижу в развитии самостоятельности.

Вы скажете мне: «Цель эта не нова. И задачи эти ставятся перед нами уже многие годы». Но тогда почему у нас не разгуливают по техникуму десятки молодых людей, готовых управленцев, организующих самостоятельно дежурства по кабинету, столовой и корпусу? Почему перед каждым праздником приходится «днем с огнем» разыскивать артистов, художников, чтецов, а парты, двери и окна крушатся с молчаливого согласия всех свидетелей этого деструктивного процесса?

У меня есть несколько соображений на этот счет. Мне кажется, что мы, взрослые, слишком много взвалили на себя, не доверяя нашим обучающимся. Мы говорим: «Они не смогут - ведь они никогда этого не делали в школе. Они хулиганы, двоечники и лентяи. Они не справятся, забудут, завалят всю работу, не организуют, не придут, не сумеют, не…, не…,не…». Мы решили всё за них, не дав им шанса попробовать. Почему? Потому что нам так легче - сделал всё сам, ровненько и красиво, а главное, вовремя. Группе (читай, мне) поставили «галочку» и похвалили. А как же деятельностный личностно-ориентированный подход? В чем он должен выражаться? Я думаю, что здесь и должно сыграть свою решающую роль самоуправление.

Как жаль нашему поколению, что распущены комсомольская и пионерская организации! Поэтому роль ученического самоуправления упростилась либо вовсе сошла на нет. Многие образовательные учреждения вовсе отказались от самоуправления. Учащиеся стали реже выполнять организаторские, управленческие функции. Если и есть педагоги, даже самые лучшие из наших кураторов и мастеров производственного обучения, поощряющие отчасти самостоятельность своих воспитанников (они без напоминания подают рапорт и подсчитывают в нем баллы, назначают дежурства по кабинету, поздравляют с днем рождения сокурсников и т.п.), то и у них зачастую термин «самоуправление» нужно заменить на термин «соуправление».

Разница этих понятий состоит в том, что соуправление строится на основе слова «вместе»: вместе со взрослыми планируем, вместе придумываем, вместе проводим, вместе распределяем роли. А от слова «вместе» недалеко до слова «вместо». Потому что в данном случае все же взрослый начинает доминировать над детьми - ведь он же взрослый, и лучше знает, что надо делать!

А самоуправление «базируется на трех взаимосвязанных между собой понятиях - «деятельности», «самодеятельности» и «самоорганизации». В основе самоуправления лежит слово «сами»: сами планируем, сами придумываем, сами проводим, сами анализируем и работаем над ошибками.

Самоуправление - это «возможность самим подросткам проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны, планировать их, организовать». Это возможность детям пробовать себя в роли взрослых. Для этого должны создаваться трудоспособные органы ученического самоуправления. Их задача состоит в том, чтобы научить подростка самоуправляться - т.е. управлять Самим Собой.

В чем же при этом состоит задача педагогического коллектива техникума?

Главная (и самая трудная!) задача мастера производственного обучения или куратора - построить свою работу воспитателя так, чтобы у подростка возникло естественное желание к развитию самостоятельности и демонстрации при этом своих лучших личностных качеств.

Чтобы «запустить» машину самоуправления перед педагогом встают нелегкие задачи:

  1. Помочь спланировать работу вместе с обучающимися.

  2. Помочь выбрать лидера группы, распределить поручения.

  3. Помочь сплотить коллектив группы.

…И только. А дальше - он должен научиться не подменять и не заменять обучающихся при принятии решений, не давить на них, не делать за них, доверять им, но при этом направлять, консультировать, не упускать из виду, мягко напоминать и корректировать.

«Самоуправление строится на основных принципах:

1. Принцип педагогического руководства - то есть у каждого органа самоуправления есть свой руководитель, педагог-консультант, курирующий это направление. Педагог-консультант должен проводить учебу лидеров по своему направлению.

2. Принцип предметной деятельности - это принцип существования органов самоуправления: есть деятельность - есть орган самоуправления, и наоборот.

3. Принцип единого планирования - создается единый план действий - план работы училища по разным направлениям деятельности ОУ.

4. Принцип выборности органов самоуправления.

5. Принцип сменяемости функций руководства и сменяемости всех видов деятельности.

6. Принцип построения самоуправления снизу вверх.

7. Принцип участия всех учащихся в системе самоуправления.

8. Принцип согласия - найти общие точки соприкосновения в принятии решения».

Какие могут быть органы самоуправления в группе?

Это могут быть постоянные и временные органы самоуправления, а так же высшие и исполнительные органы самоуправления.

1. Председатель, президент (глава, мэр, староста, капитан…):

  • проводит заседания и координирует работу актива группы;

  • организует текущую работу в группе;

  • распределяет и координирует действия всех отделов и помощников (советников, министров).

2. Министр образования:

  • взаимодействует с куратором, мастером;

  • ответственный за экран успеваемости.

3. Министр по спортивной работе во время спортивных мероприятий взаимодействует с преподавателем физкультуры.

  1. Министр культуры и здорового образа жизни:

  • решает вопросы дежурства;

  • выходит с инициативой и помогает в организации мероприятий по здоровому образу жизни;

  • помогает организовать культурные мероприятия в группе.

5. Министр информации:

  • сотрудничает с редколлегией своей группы и техникума;

  • отвечает за оформительскую работу на мероприятиях;

  • сотрудничает с сайтом ОУ.

В чем может заключаться работа администрации ОУ по самоуправлению? Изучив различные источники, я нашел следующую информацию по этому вопросу. Конечно, кое-что у нас в техникуме уже есть, но воспользоваться опытом коллег никогда не зазорно.

Итак, в чем заключается административно-педагогическое сопровождение ученического самоуправления:

Директор:

  1. Утверждение приказов

  2. Утверждение планов работы

  3. Контроль работы ученического самоуправления

  4. Собеседование с педагогами-координаторами органов ученического самоуправления (1 раз в квартал)

  5. Поощрения

Завуч или УПР:

  1. Школа лидеров групп

  2. Выборы по группам министров образования, ответственных за качество знаний и посещаемость

  3. Проведение организационных заседаний министров образования (1 раз в 2 месяца)

  4. Индивидуальная работа с министрами образования

  5. Проведение Дня самоуправления

  6. Проведение, участие в областных конкурсах, олимпиадах

Заместитель директора по УВР

  1. Программно-методическое сопровождение по развитию ученического самоуправления

  2. Организация работы актива

  3. Проведение организационных заседаний актива (1 раз в неделю)

  4. Организация работы кабинета министров

  5. Проведение организационных заседаний кабинета министров (1 раз в неделю)

  6. Индивидуальная работа с органами ученического самоуправления

  7. Организация проведения выборов в органы ученического самоуправления

  8. Проведение совместных рейдов с кабинетом министров ученического самоуправления, утренние проверки по опозданиям учащихся

  9. Проведение конкурсов «Учащийся года», «Лучшая группа», «Лучший уголок группы» и др.

  10. Организация работы министров культуры

  11. Организация работы педагогов-координаторов

  12. Проведение организационных заседаний с кураторами (не реже 1 раз в неделю)

  13. Организация работы активов групп

  14. Проведение общетехникумовских рейдов (по плану)

  15. Проведение общетехникумовских акций (по плану)

Руководитель физической культуры

  1. Организация работы министров спорта и туризма, проведение совместных заседаний(1 раз в месяц)

  2. Индивидуальная работа с министрами спорта и туризма

  3. Проведение спортивных мероприятий (по плану)

Традиционные дела ученического самоуправления:

  1. Выборы президента ученического самоуправления.

  2. Ежегодное проведение осеннего кросса «Золотая осень»

  3. Турслет

  4. Посвящение в учащиеся техникума

  5. День самоуправления

  6. Осенний бал

  7. Новогодний бал-маскарад

  8. День студента «Татьянин день»

  9. Военно-спортивная игра «Зарница»

  10. Празднование Международного женского дня

  11. Конкурс «Лучший по профессии…»

  12. Работа ученического самоуправления в пресс-центре (ежемесячные выпуски газеты)

  13. Проведение «Юморины» (1 апреля)

  14. Акции Милосердия

  15. Вахта Памяти

  16. Выпускной вечер

Список литературы и источников:

  1. Методические материалы по теме «Самоуправление - метод формирования социально-активной личности школьника». [Электронный ресурс] /sevshool.ucoz.ru/. - Режим доступа: sevshool.ucoz.ru. - Дата обращения: 10.06.2012 г.

  2. «Положение об ученическом самоуправлении». [Электронный ресурс] /shanpo.ru/. - Режим доступа: shanpo.ru. - Дата обращения: 10.06.2012 г.



© 2010-2022