Урок русского языка по УМК В. В. Львова «Тема текста» (5 класс)

В разработке урока русского языка для 5 класса «Тема текста» сделана попытка подачи учебного материала в связи с новыми ФГОС. Деятельности подход в обучении русскому языку позволит ученикам самостоятельно окунуться в изучение темы. Изучение идет как самостоятельно, так и в парах. В конспекте прописаны цели урока. Они направлены на формирование УУД учащихся. Для удобства составлена таблица, в которой видны действия учителя и действия его учеников. На уроке развиваются творческие способности уч...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: Русский язык, 5 класс. УМК С.И.Львова

Урок № 86

Тема урока: Понятие тексте

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: Формировать умение доказывать наличие признаков текста при его анализе. Совершенствовать умение определять тему и идею текста.

Образовательная цель: Дать понятие текста и основных его признаков;

Формирование УУД:

Личностные действия: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Регулятивные действия: принимать и сохранять учебную задачу;

-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый контроль;

- адекватно оценивать себя;

- умение адекватно принимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные действия: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;

- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;

- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные действия: Умение слышать и понимать собеседника;

- Ориентироваться на партнера по деятельности;

- Учитывать позицию другого человека;

- Доказывать свою точку зрения;

- Сотрудничать со сверстниками и со взрослыми.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)

2.







Дети, вам тепло? (Да)

-- В классе светло? (Да)

-- Прозвенел уже звонок? (Да)

-- Уже закончился урок? (Нет)

-- Только начался урок? (Да)

-- Хотите учиться? (Да)

-- Значит, можно всем садиться!

Отвечают на вопросы хором

Личностные


Актуализация

знаний

(4-5 минут)

Хочу посмотреть: какие вы догадливые. Отгадайте загадки.

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.

(Снег)

Под гору - коняшка,
а в гору - деревяшка.

(Санки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму - никто не поднимет.
Весна придет- он сам уйдет.

(сугроб)

Отвечают на вопросы хором

Личностные



3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

На экране слова: Зима, кошка, Джим собачка, уши до земли, хвостик куцый, необыкновенно, умный и добрый пес, Мурка.

Составьте и запишите предложение из данного набора слов.

- Можно ли из этих слов составить текст?

Что вы знаете о тексте? Чему мы должны будем сегодня научиться?

- Устные ответы.

- Запись предложений.

Личностные

Регулятивные

4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

  1. минут)

  1. Введение в тему. Чтение эпиграфа стр. 187

  2. Работа с учебником: стр. 187, самостоятельное чтение теории.

Чтение и объяснение эпиграфа

- Отвечают устно на вопрос: что изучает текстоведение?

- Самостоятельное составление тезисного плана теории.

Познавательные

Регулятивные

5. Первичное закрепление

(4-5 минут)

Работа с текстом. Представьте, что вам нужно подготовить выступление. Для этого вам надо выделить тему и основную мысль текста.

Работа в парах. Упр. 506 Сформулируйте тему каждого отрывка, придумайте заголовки, точно ее отражающие.

  1. Высшее счастье материнства - общение с другими людьми. Общаясь, мы переживаем ни с чем сопоставимую радость открытия человеческого мира.

(По В. Сухомлинскому)

  1. Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо - на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нем не замерз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон. (В.Бианки)

  2. В лесу начались страшные обвалы. Белка спала в своём тёплом гнезде на ветке большой ели.

Вдруг большой ком снега обрушился с вершины дерева прямо на крышу гнезда. Белка выскочила, а ее беспомощные новорожденные бельчата остались в гнезде. Белка сейчас же принялась раскапывать снег. К счастью, оказалось, что снег только придавил крышу гнезда, сделанную из толстых прутьев. Круглое внутреннее гнездо от теплого мягкого моха осталось цело. Бельчата даже не проснулись в нем.Они совсем ещё маленькие. (В.Бианки)

Работа в парах

Упр. 507 Выпишите предложения, в которых выражена основная мысль. Назовите темы текстов.

  1. Тайга - самый большой на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье. (Н.Сладков)

  1. Пустыня - это жёлтые пески и голубое небо. Пески и небо. Земля, опаленная солнцем. Всюду сугробы золотого песка - барханы. Топкие болота, засыпанные белой солью, - солончаки. Кусты, похожие на мотки колючей проволоки, цветы, протыкающие пальцем шипы. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары. (Н.Сладков)

Придумайте по два заголовка к каждому тексу, чтобы в одном была отражена тема, а в другом - его основная мысль. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Познавательные

Личностные

Коммуникативные





Познавательные

Личностные

Коммуникативные



6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

Работа со средствами связи в тексте. Чтоб ваш текст получился грамотным, нужно уметь правильно соединять предложения.

Упр. 514. Составьте текст, используя в качестве средств связи выделенные слова.

Личностные

Коммуникативные

7. Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

У каждого предложения в тексте должно быть определенное место. Переставьте предложения местами, чтобы получился текст.

Составление текста.

Упр. 517.Работа в парах.

Метапредметные связи

Познавательные

Коммуникативные

8. Рефлексия деятельности.

Опрос:

- Перечислите основные признаки текста.

- Чему научились на уроке?

- Что для вас было новым?

Получают памятку. И выбирают смайлик - оценка урока.

Памятка.

1. Предложения в тексте связаны по смыслу. Они все на одну тему.

2. К тексту можно подобрать заголовок.

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Все предложения в тексте имеют определенное место.

5. В тексте есть части: начало, середина, концовка.

Личностные.

9. (Итог урока 2-3 минуты)

Д/з Сочинение-миниатюра.

Упр 512, 516 на выбор. Сочинение-миниатюра.



© 2010-2022