Доклад Третий Форум бурят Прибайкалья

В сегодняшнем образовательном пространстве компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами школы. Общая нацеленность образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения на основе компетентностного подхода,  обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций, определяет содержание курса «Бурятский язык как государственный»....
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Иркутской области

МБОУ Аларская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Баторова





Межрегиональный III форум бурят Прибайкалья




«Бурятский язык в школах аларского района: реалии и перспективы».








Марактаева Светлана Николаевна -

учитель бурятского языка и литературы,

высшая квалификационная категория












с. Аларь

2015


Уян һайхан буряад хэлээрээ

Урин зѳѳлэхэнѳѳр хэлэжэ һураял,

Уг изагуураа, удха заяагаа,

Улам сэгнэжэ үргэн ябаял.

(Элбэг Манзаров)

«Пусть каждый человек сделает себя таким, каким он учит быть других. Кто победил себя, победит и других. Труднее всего победить себя», - эти слова Джаммапада из буддийской мудрости я взяла как эпиграф, отражающий суть работы учителя. Увидеть в каждом ученике Платона и Невтона - вот моё профессиональное кредо, дать ребёнку возможность выразить своё «Я» - пусть поначалу корявыми и сбивчивыми фразами, протянуть руку помощи, всегда поставить себя на место ребёнка.

Есть известное высказывание: «Образование - это то, что остается, когда все забыто». «Сперва «аз» да «буки», а там и науки», - говорили русские люди в старину, наставляя детей своих познать «азбуку - к мудрости ступеньку». И у бурят были подобные пословицы. Скажем, «а» гэжэ эрдэмтэ hурадаг, «аба» гэжэ хэлэндэ ородог», в дословном переводе звучит примерно так: буква «а» - начало знаний, «отец» - начало речи. В памяти и того, и другого народа сохранилась абсолютно одинаковая истина - «не стыдно не знать, стыдно не учиться (мэдээгүй байха эшэргүй, hураагүй байха эшэртэй)».

Язык - один из существующих признаков науки, он тесно связан с национальной психологией, с самосознанием и самобытностью народа. За каждым языком целая культура, оригинальное видение мира, которые язык хранит. Судьба языка - это судьба народа, потеря языка равнозначна потере нации: « … пока жив язык народный в устах народа, до сих пор жив и народ…. Вымер язык в устах народа - вымер и народ» (К.Д.Ушинский).

В сегодняшнем образовательном пространстве компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами школы. Общая нацеленность образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций, определяет содержание курса «Бурятский язык как государственный». Внедрение национально-регионального компонента предполагает «ступенчатое» развитие личности, реализуя принцип «от родного порога - в мир»: от национальной культуры - к общечеловеческим ценностям.

В Аларском районе изучение родного языка возобновилось с 1992 года.

В 6-ти детских садах изучается бурятский язык:

ДОУ

Количество воспитанников

Воспитателей

Аларский детский сад

20

1

Алятский детский сад

5

1

Бахтайский детский сад

21

1

Зангейский детский сад

10

1

Куйтинский детский сад

10

1

Ныгдинский детский сад

15

1

Всего:

81

6

В 2014-2015 учебном году в районе функционируют 7 образовательных учреждений, в которых изучается бурятский язык и литература:

  • 1. МБОУ Аларская СОШ;

  • 2. МОУ Кукунурская НОШ (структурное подразделение МБОУ Аларская СОШ)

  • 3. МБОУ Алятская СОШ,

  • 4. МБОУ Бахтайская СОШ,

  • 5. МОУ Куйтинская НОШ, структурное подразделение МБОУ Идеальская СОШ,

  • 6. МКОУ Ныгдинская СОШ.

  • 7. МБОУ Нельхайская СОШ

ДОУ - 6
Средних - 3
НОШ - 4
Общее количество изучающих бурятский язык: - 399 чел.
2 - 4 кл. - 207 чел.
5 - 9 кл. - 192 чел.

Для сопоставления можно представить данные по району - 25 дошкольных учреждений, 16 средних и 2 основные школы. Всего изучают данный предмет 395 обучающихся (14,3%) из общего числа обучающихся - 2765 человек по району. На территории Аларского района находится 17 муниципальных образований, где расположено 73 населенных пункта. Наш район - многонациональный район: 68,9% населения составляют русские, 24, 9% - буряты, 0,9% - украинцы и 2,9% - другие национальности.

На сегодняшний день кадровый состав учителей бурятского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях составляет 11 педагогов: из них один учитель имеют высшую квалификационную категорию, 6 учителей имеют первую квалификационную категорию.

Изучение бурятского языка ведется по образовательным программе С.Ц.Содномова, Р.С. Дылыковой «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения», У-Удэ , «Бэлиг», 2010, бурятская литература изучается по программам Н.Цыренова, Раднаева, Бадмаевой «Бурятская литература»

При анализе результатов образовательной деятельности за предыдущие годы, выявлены следующие проблемы:

1. Утрата родного языка и отсутствие познавательного интереса к предметам бурятский язык и литература;

2. Отсутствие крепкой языковой среды и неумение применять имеющиеся знания в практической деятельности.

И в соответствии с выявленными проблемами наметили цель педагогической деятельности - эффективное построение учебно-воспитательного процесса для успешного овладения учащимися базового уровня знаниями, умениями и навыками, соответствующего стандарту образования по бурятскому языку. Поэтому, отсюда вытекают следующие задачи:

а. Реализация этнокультурного и школьного компонентов государственного образовательного стандарта посредством интеграции во все учебные дисциплины этнокультурного и поликультурного содержания;

б. Изучить и внедрить в собственную педагогическую деятельность технологии, методы и приёмы, позволяющие сделать учебный процесс интереснее и эффективнее;

в. Раскрывать и развивать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика;

г. Формирование национального самосознания и толерантности к традиционным национальным культурам России.

Покидая школу, дети должны грамотно говорить на 2-х языках, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Высокая познавательная мотивация, то есть осознанное получение знаний, умений и навыков, учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития.

Учитель родного языка является для учащихся не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, воздействует на ученика своими личностными качествами, и ещё является для них проводником в самобытность, культуру.

Будучи отражением национальной культуры народа, язык должен изучаться в неразрывной связи с усвоением культуры этноса. Одной из важных задач современной методики преподавания бурятского языка является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами языка, включение этнокультуроведческого компонента в учебный процесс.

При знакомстве с разными жанрами бурятского народного творчества, дети входят в духовный мир самобытной культуры. Участие в общественных и групповых творческих делах развивает детей, выявляет их собственный созидательный потенциал, формируя мировоззренческие позиции. Наряду с учебными задачами, родной язык начинает решать и воспитательные , становится средством воспитания.

Уроки бурятского языка - это совместная работа учителя и учеников на принципах взаимного уважения. Большое внимание нужно уделять выработке навыков учебного труда, умению работать с книгой, словарем, первоисточниками - документами, составлению планов - конспектов, умению проводить сравнения, делать выводы и обобщения, используя для этого различные творческие текстовые задания, тесты. Работа по ним носит поисковый, исследовательский характер.

Кадровый состав педагогических работников образовательных школ:

Всего школ

Число учителей

Образовательный уровень

Педагоги-пенсионеры

Категории

Всего

Нач.

Основ-ная

Высшее

Ср-спец.

I

кат.

Выс-шая

7

11

3

3

9

2

2

6

1

Учителями нашего района на уроках используется электронный учебник по изучению языка и культуры бурятского народа. Учебно - методический комплекс по изучению бурятского языка содержит 1390 проверочных и контрольно - измерительных работ, 59 диктантов, 54 интерактивные таблицы, теоретические материалы по всем разделам языка и словарь грамматических терминов. В разделе «Ларец изящных изречений » содержатся художественные тексты для чтения, стихи, рассказы, сказки, а также пословицы и загадки. В игровой форме учебник знакомит учащихся с флорой и фауной. Большой интерес вызывает у школьников раздел «Наадан һурая - Играя, учимся » - куда включены познавательные игры «Родословная», «Мое тело», «Моя одежда», «Волшебная кисть» и т.д.

Задача учителей - родноведов в том, чтобы стимулировать учащихся овладевать родным языком сознательно.
В связи с процессом гуманизации обучения и реформой школы практические основы изучения бурятского языка и литературы стали центром всеобщего внимания.

За последние 4 года приобретены новые учебники для начального уровня обучения «Эрдэни» - автор Нанзатова Э.П. Для 5-9 классов приобретены учебники «Алтаргана» - автор - Сономбал Цыденович Содномов, методическая литература, рабочие тетради, таблицы.

В Аларской средней школе обучение бурятскому языку ведется с 1992 года. В нашей средней общеобразовательной школе бурятский язык преподается со 2 по 9 классы. По одному часу в неделю - 2-4 классы, по два часа 5-7 классы, по одному часу- язык и литература в 8-9 классах.

Общее количество обучающихся в нашей школе - 204 человек, изучающих бурятский язык - 162 ученика.

Согласно Положению об администрации УОБО в нашей школе осуществляется комплексный анализ развития системы национального образования - это проведение мониторинга качества изучения бурятского языка(критерий 5.1-3)

Класс

Год, число, месяц

Название

Количество участников мониторинга

Успеваемость

Качество знаний

8кл

16.02.2012

Диктант «Сагаалган - манай һайндэр»

18 чел.

100 %

79,2 %

6кл

5кл

14.10.2013

1.Диктант «Алтан намар».

2.Диктант «Хабар»

16чел.

21 чел.

100 %

100 %

76,8 %

88,2 %

8кл

7кл

04.03.2014

1.Диктант «Манай эжы»

2. Диктант «Шубуудай уургай»

17 чел.

9 чел.

100%

100 %

58,9 %

66,6 %

8кл

9кл

10.02.2015

1. Диктант «Баатарнууд»

2. Диктант «Манай сэрэгшэд»

9 чел.

16 чел.

100 %

100 %

78,5 %

96,5 %

В целях развития интереса и приобщения, обучающихся к народным традициям, обычаям, культуре бурятского народа созданы 5 фольклорных кружков при образовательных учреждениях:

1. МБОУ Аларская СОШ: « Тэрэнги» (8-9 кл.); «Тоонто нютаг» (5-7 кл)

«Зоригжол» (1-4 кл.); руководитель - Марактаева С.Н

2. МБОУ Бахтайская СОШ: « Ургы», руководитель - Бурункуева К.К.

3. МКОУ Ныгдинская СОШ: фольклорный коллектив «Туяа» (5-9 кл),

Руководитель - Петинова Наталья Даниловна.

В районе функционируют 11 краеведческих музеев, на базе которых созданы краеведческие кружки.

Все поставленные цели и задачи очень плотно реализуются. Об этом свидетельствуют результаты: участие ребят в Международных конкурсах исполнителей бурятской эстрадной и народной песни, это «Будущее планеты» в г. Санкт-Петербург - 1 место ( Баторов С); фестиваль «Алтаргана» в г. Иркутск -2 место (Тумуров Е, Дарханова А); конкурс «Наранай туяа» в г. Улан-Удэ - 1 место (Атанов Л); конкурс «Алмазные грани» в г. Екатеринбурге - дипломанты (Тумуров Е и Атанов Л). Победитель регионального конкурса «Юная Фея», участница межрегионального конкурса в городе Улан-Удэ, победитель конкурса «Алтан туяа», г. Иркутск - Марактаева Валентина. Лауреат региональной краеведческой конференции «Байкальское кольцо», г. Иркутск, участница III Всероссийской НПК «Эрудит - 2015» - Алексеева Наталья. Призовые места в олимпиадах разного уровня.

В этом году на окружном конкурсе диктантов, посвященного 70 - летию Великой Победы наши учащиеся заняли два I места, одно II место. Это Дадуева Настя и Бадаев Олег, Баханова Александра. Караваева Екатерина получила - благодарность.

После анализа результативности деятельности учителей нашего района, я пришла к следующим выводам:

1. Учителя района владеют различными методами, приёмами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности;

2. Наблюдается большой интерес со стороны обучающихся по изучению родного языка;

3. Положительная динамика участия в различных мероприятиях;

4. Большой интерес со стороны родителей, общественности.

Считаю необходимым продолжить работу по расширению практики применения родителями и детьми национальных обычаев и традиций не только бурятских, но и русских, татарских, украинских. Расширить практику бурятской речи. Повысить культуру общения и взаимоотношений между представителями разных народов, проживающих на территории Алари.

Исходя из этого, у меня возникли следующие проблемы:

1. Составление учебников на разговорной основе, включая диалектные слова данной местности;

2. Издать к нему методические разработки уроков и игровой занимательный материал с аудиокассетами и видеоматериалами по принципу обучения иностранным языкам.

В любой работе существуют трудности - это, прежде всего, как уже было сказано выше, отсутствие крепкой языковой среды и неумение применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Работа учителя с детьми - это процесс, требующий от учителя личностного роста, хороших постоянно обновляемых знаний в области психологии, педагогики, а также сотрудничество с другими учителями, администрацией, родителями, РОО, окружным отделом образования, ИРО, ИИПКРО и т.д.

Главная цель школы - воспитать каждого ученика культурной, творчески активной и социальной зрелой личностью.

В глобализирующемся мире, на мой взгляд, учитель остаётся главной фигурой всей системы образования. Повышение качества его подготовки, его профессионализма - необходимое условие развития образования в 21 веке.

Саг.

Энэ дэлхэйдэ айлшан бэшэеэ

Энэ үглѳѳгүүр түрүүшынхиеэ ойлгооб.

Саг.

Дэлхэй намайе уряа бэшэ.

Дэлхэйе ѳѳрѳѳ хубилган ерээб. (Галина Раднаева)


© 2010-2022