Преемственность в работе ДОУ и НОО

Цель педагогической технологии:   Разработать стратегию совместных действий ("Воспитатель-Учитель", "Педагог-Родитель", "Дошкольник-Ученик") по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, коммуникативности и создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Пути реализации педагогической технологии: 1Выбор преемственных программ и учебных планов. 2. Составление перспективных планов по преемственности ДОУ и школы. 3. Разработка НОД по обр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Значение и содержание преемственности в работе ДОУ и школы»


( из опыта работы МБДОУ -д/с №2 «Сказка» и МБСОШ №1 г Шагонар)

На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования.
Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему развитию.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного № 2"Сказка" г. Шагонар находится в районе муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 1. Поэтому вопросу осуществления преемственности дошкольного образования и I ступени общего образования уделяем особое внимание. В течение нескольких лет мы работали по данной проблеме и пришли к выводу, что преемственность - это многоаспектная проблема. Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Сегодня можно с ответственностью сказать, что ситуация во многом изменилась. Долгие годы совместная работа строилась в традиционных формах: подготовка детей к школе на основе программ детского сада, экскурсия детей в школу. Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном, позволяющим понять работу каждого изнутри. Творческой группой педагогов ДОУ «Выпускник» апробируется педагогическая технология "Осуществление преемственности дошкольного образования
и I ступени общего образования"( из опыта работы ДОУ № 17 "Дюймовочка" г.Волжска РМЭ)

Цель педагогической технологии:

Разработать стратегию совместных действий ("Воспитатель-Учитель", "Педагог-Родитель", "Дошкольник-Ученик") по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, коммуникативности и создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе.

Пути реализации педагогической технологии:

1. Выбор преемственных программ и учебных планов.
2. Составление перспективных планов по преемственности ДОУ и школы.
3. Разработка занятий по разделам "Формирование элементарных математических представлений", "Развитие речи", "Ребенок и окружающий мир".
4. Организация работы с семьей по подготовке детей к обучению в школе.

Преемственность в работе ДОУ и НОО

Название блока

Формы работы

"Воспитатель-Учитель"

  • Заключение договоров

  • Планирование

  • Установление взаимосвязи содержания воспитательно-образовательной работы

  • Анализ деятельности

  • Совещания

  • Семинары

  • Педсоветы

  • Повышение квалификации педагогических кадров

  • Открытые занятия, уроки

  • Диагностика готовности к школьному обучению

  • Анализ успеваемости выпускников ДОУ в школе

  • Комплектование начальных классов.

"Педагог-Родитель")

  • Родительские собрания

  • Открытые занятия

  • Консультации

  • Информационное сопровождение

  • Творческая мастерская и др.


"Дошкольник-Ученик"

  • Совместные уроки

  • Занятия

  • Совместная творческая деятельность (концерты, развлечения, постановки сказок, творческие выставки рисунков, поделок)

  • Экскурсии

.

Совместно с учителями мы составили портрет выпускника детского сада, который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс. По мнению учителей, прежде всего первоклассник должен быть самостоятельным, ответственным «наигранным» в дошкольном детстве и уметь работать с полученной информацией. Воспитатели же первостепенное значение предают как общему развитию детей, так и приобретением специальных знаний, что обуславливается социальным заказом от родителей. Воспитатели подготовительных групп посетили уроки по математике, русскому языку и рисованию в первом классе. Учителя 4 -х классов, которые на следующий учебный год набирают первоклассников, побывали на разных занятиях в детском саду. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и родителей. Какие условия будут в школе, к чему готовится заранее.

Наша задача, показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг. Эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, «круглых столов», мастер-классов, участие учителей в родительских собраниях в подготовительной группе ДОУ. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы детского сада и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях. Ученики 4-го класса пришли к нам в детский сад со сказкой «Теремок на новый лад». А с детьми детского сада и школы, которые занимаются в музыкальной школе, был организован вечер игры на музыкальных инструментах. Ученики частые гости в детском саду, они с удовольствием играют роли на утренниках, читают книжки дошколятам. Также, мы воплотили в жизнь совместный творческий проект «Здравствуй школа!», целью которого стало создание единого образовательного пространства между детским садом и школой. В ходе реализации проекта была совершенна экскурсия воспитанников детского сада в школу. В подготовительной группе оформлена сюжетно-ролевая игра «школа», в которую дети с удовольствием играют. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисовали то, какой они видят школу. В школе, также дети рисовали проекты школы будущего. Была проведена совместная выставка рисунков, как в школе, так и в детском саду, Дошколята конструировали «дорогу в школу» И в завершении проекта, ученикам и воспитанникам детского сада была предложена совместная работа над макетом «Здравствуй школа!». Также, в течении года мы провели такие совместные мероприятия, как «Шагаа», «Масленица», «9 мая». В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы, с удовольствием туда идут. По опросу детей в апреле 2011 года «Хотите ли вы в школу?» - 74% ответили утвердительно, а 26% объяснили свое нежелание следующими причинами:

-незнакомая обстановка

-незнакомая учительница

-отсутствие любимых воспитателей

-не будет игрушек и прогулок

В апреле этого года был проведен аналогичный опрос и положительно относятся к школе уже 89% детей и лишь 11% относятся с опасением. Среди причин, объясняющих такой ответ, уже не было вариантов о незнакомой обстановке. Педагоги детского сада постоянно интересуются успеваемостью своих выпускников, показатели эти имеются в методическом кабинете. Мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.



© 2010-2022