Статья по теме: Бинарные уроки

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Колледж сферы услуг №3»












ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ГБПОУ КСУ №3 НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

КУРСОВ

ИНФОРМАТИКИ И СПЕЦТЕХНОЛОГИИ (МДК)

НА ПРИМЕРЕ БИНАРНОГО УРОКА.


Подготовила: Преподаватель

физики и информатики

Баранова Н. А.





Москва

2016


Связь обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, широко привлекается на уроках и внеклассных занятиях, аудиторных и неаудиторных занятиях местный краеведческий материал и т.п.

Формы связи науки с практикой в процессе обучения весьма разнообразны: от ссылок на факты и события до практических работ, упражнений и экскурсий;

Наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой (решение задач с производственным содержанием, применение межпредметных комплексных заданий, системы письменного инструктирования учащихся и др.) полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях занимает бинарная модель обучения: взаимодействие двух педагогов - преподавателя с преподавателем (как правило, общеобразовательных предметов) или преподавателя с мастером производственного обучения.

Бинарный урок - учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла в одном уроке.

  • это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.

  • нетрадиционный вид урока

  • урок по теме ведут два или несколько педагогов -предметников

  • общая проблема рассматривается, решается через материал двух учебных предметов

  • может быть одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект

  • такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике

Его особенности - изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.

Цель любого бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. Т.е. на таком уроке, происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.

Урок по теме ведут два преподавателя, но понятно, что на одном уроке не могут быть представлены в равной степени, например, литература и история, физика и химия, или информатика и любой другой предмет, поэтому одному из предметов надо потесниться, вобрав в себя второй, а иначе польза от интегрирования сомнительная.

Учитывая это - первая трудность для задумавших провести такой урок - научиться выделить в многообразии изучаемых предметов то общее, что можно взять за основу. Понятно, что психологическая и методическая совместимость учителей играет не последнюю роль в решении этой проблемы.

На бинарном занятии реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:

- профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов (например, физики и электротехники, материаловедения и специальной технологии и производственного обучения и других сочетаний);

- политехнизм, когда учащиеся ориентируются на применение тех или иных знаний по тем или иным предметам в производственной деятельности;

- взаимосвязь теории с практикой, общеобразовательного с профессиональным обучением.

Методика бинарного занятия отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме. Подробно остановлюсь на этом варианте, так как именно такие уроки мной и мастером проводились неоднократно.

Педагогическая сущность урока - совмещение изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения.

Статья по теме: Бинарные уроки

В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.

При проведении бинарного занятия достигаются следующие основные цели:


  1. Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно-производственной деятельности.

  2. Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника "преподаватель - мастер производственного обучения - учащиеся", активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

  3. Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.

  4. Политическая направленность взаимосвязи теоретического обучения и производительного труда, которая обеспечивается не путем увеличения объема знаний и умений, а средствами формирования политехнического способа мышления.

Порядок подготовки бинарных уроков:

Этапы подготовки бинарного урока


  • Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.выбор темы урока, анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока. Идея урока - очень важно!

  • формулирование целей урока: для чего мы у доски вдвоем?

  • отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей урока, понятий, смыслов

  • поиск наиболее рациональной формы урока

  • Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Урок делится на дополняющие друг друга части

  • написание совместного конспекта урока

  • продумывание рисков и ограничений/

  • Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Далее, нужно определиться с типом урока. В отличие от обычных уроков, которые классифицируются, как известно, по признаку основной дидактической цели на пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; контрольный урок - урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.


Сочетание обучающей деятельности преподавателя и мастера при проведении бинарного урока

Деятельность преподавателя

Деятельность мастера

Целевая установка учащихся на урок

Опрос учащихся по материалу предыдущих уроков

Проверка качества освоения ранее отработанных трудовых приемов и операций

Изложение теоретических вопросов изучаемой темы. Ответы на вопросы учащихся

Объяснение способов использования теоретических знаний по теме при выполнении учебно-производственных заданий. Демонстрация способов выполнения изучаемых трудовых приемов

Контроль качества восприятия теоретического материала урока и показанных мастером трудовых приемов

Контроль осознанности выполнения учащимися практических упражнений, правильности применения теоретических знаний на практике

Текущее инструктирование учащихся в процессе их упражнений по отработке изучаемых трудовых приемов и способов выполнения операций

Проведение заключительного инструктажа

Продолжительность такого урока 90 минут без учета времени на перемены. Наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающий, закрепляющий урок. При совместной работе педагоги наглядно видят пробелы в знаниях учащихся.

Опыт показывает, что такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Бинарные уроки помогают учащимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку учащимся предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.

© 2010-2022