- Преподавателю
- Другое
- Внеурочная деятельность как средство повышения мотивационной активности учащихся к изучению предмета ОБЖ
Внеурочная деятельность как средство повышения мотивационной активности учащихся к изучению предмета ОБЖ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабиев А.А. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
Проектная работа
Внеурочная деятельность как средство повышения мотивационной активности учащихся к изучению предмета ОБЖ
Выполнил:
Слушатель курсов повышения квалификации учителей Бабиев А.А.
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектных работ_______________
«_________» 2014 г.
Казань-2014
Содержание
Введение 3
Глава 1. Концепция развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности» 7
1.1 Общие предпосылки введения ОБЖ в школьную программу 7
1.2 Базовые понятия предметной области ОБЖ 12
1.3 Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности» 15
Глава 2. Организация процесса повышения мотивационной активности к изучению ОБЖ во внеурочной деятельности 18
2.1. Виды и направления внеурочной деятельности по предмету ОБЖ в школе 18
2.2. База проведения педагогического эксперимента 26
2.3. Ход и результаты педагогического эксперимента 28
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41
Введение
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении ОБЖ, соответственно, и качество образования»? На наш взгляд, эта проблема неоспорима для учителей ОБЖ, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к ОБЖ. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, теряют интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 29% старшеклассников. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники предмет ОБЖ по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку он не так востребован при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. А, тем не менее, в современном мире знания, получаемые на уроках ОБЖ необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.
Таким образом, наряду с основной целью школьного образования - становления всесторонне развитой личности, способной к активной социальной позиции в обществе - необходимо формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Являясь составной частью общей культуры, культура безопасности жизнедеятельности (КБЖД) должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение человеком норм поведения в социуме, что само по себе является категорией нравственности, которая в современном обществе, с его девальвацией ценностей, терпит крах.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов, которые позволили бы сделать более эффективным обучение школьников в области безопасного существования в современных условиях.
Основываясь на том, что развитие культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой длительный, системный и последовательный процесс, продолжающийся всю жизнь, основываясь на исследовании Л.В.Добровой [13] мы выделяем принципы непрерывности и преемственности развития культуры безопасности жизнедеятельности, а также принцип проблемности, позволяющий вовлечь школьников в решение жизненно важных задач, развить у них познавательную активность, творческий подход, самостоятельность.
Успех в любой деятельности зависит, кроме того, от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов.
Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif - побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность. Активность и устойчивость.
Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства [3].
Таким образом, развитие мотивационного компонента к изучению безопасности жизнедеятельности школьников, является актуальным.
В ходе работы над проблемой были выявлены следующие противоречия:
1) с одной стороны - отсутствие интереса к предмету ОБЖ, у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;
2) с другой стороны - традиционной системой построения образовательного процесса, которая, даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую не совсем интересна современному ребенку и отчасти скучна и однообразна. Она формирует лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации учения школьников, познавательную активность и, как следствие, качество образования.
Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать преподавание ОБЖ, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.
С этой целью нами была проведена экспериментальная работа в направлении развития мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности.
Целью экспериментальной работы стало повышение уровня сформированности мотивационного компонента к изучению предмета ОБЖ, что, в конечном итоге, повысит культуру безопасности жизнедеятельности школьников.
Гипотеза исследования - повышение мотивационной активности учащихся к изучению предмета ОБЖ будет эффективной, если будет реализована внеурочная деятельность, в частности, факультативные занятия.
Планируемый результат:
-
Повышение интереса у обучающихся к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
-
Диагностика для определения уровня интереса к предмету
Сроки реализации:
2012-2014 учебный год
Глава 1. Концепция развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности»
1.1 Общие предпосылки введения ОБЖ в школьную программу
Потребность в общепризнанной концепции развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» возникла вследствие разногласий, имеющихся между методистами, преподавателями, представителями государственных ведомств и общественных организаций. Разногласия касаются не только содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, но и права учебных курсов и дисциплин из этой области на существование. Происходит это как от непонимания многими субъектами отечественной сферы образования существа и значимости современной проблемы безопасности жизнедеятельности, так и вследствие воздействия на эту сферу «транснациональных операторов образовательных услуг», направляемых зарубежными организациями, контролирующих 85% мирового рынка «услуг» и препятствующих развитию жизнеспособного общества в России. Назрела острая необходимость обоснования, систематизации и развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» согласно современным условиям и насущным потребностям страны. [16, c. 25]
Проблема безопасности жизнедеятельности в её современном виде возникла в связи с ростом мощности технологий преобразования человеком окружающей среды и достижением масштабами этих преобразований пределов роста.
Разработка и применение всё более мощных технологий преобразования стимулируются базовой потребностью человека в безопасности. Однако, как показывает практика, преобразовательная деятельность человека по борьбе с исходными опасностями от взаимодействия с окружающей средой также потенциально опасна: устранение (или уменьшение) обнаруженных исходных опасностей неизбежно приводит к появлению новых, вторичных опасностей, теперь уже от взаимодействия с преобразованной средой. Вследствие этого всегда существовали вопросы безопасности двух типов - безопасности от окружающей среды и безопасности от собственных действий. До последнего времени вопросы безопасности от собственных действий в процессе отработки новых технологий решались без проблем - вторичные опасности доводились до приемлемого уровня методом проб и ошибок. Однако в XX веке технологии были доведены индустриальной цивилизацией до такого уровня мощности, что первая же их проба или ошибка в применении стали грозить глобальной катастрофой.
Первой угрозой глобальной катастрофы от собственных действий была осознана возможность быстротечной, но гибельной для человечества «ядерной зимы», которая неизбежна после массированного применения атомных бомб «для преобразования социальной окружающей среды». К настоящему времени выявлен целый ряд глобальных угроз, возникших от жизнедеятельности человека. Глобальной катастрофой стало грозить даже применение прежде безопасных (при ограниченном применении) технологий промышленности и сельского хозяйства, постепенно преобразующих природную окружающую среду, но при этом повсеместно уничтожающих естественные экосистемы.
Создание и применение технологий, изначально предназначенных для повышения уровня безопасности и комфорта, парадоксально привели как к возникновению «невидимых» (временно) угроз природных и социальных катаклизмов, так и к очевидному росту числа угрожающих аварий технических систем и опасных ситуаций в повседневной жизни современного человека. Новые опасности и угрозы жизни, здоровью, состоянию генетического фонда людей усугубляются ростом численности населения Земли и деформацией сознания общества: утверждается господство потребительской идеологии в ущерб духовно-нравственным ценностям и моральным принципам, обеспечившим существование и развитие человечества. В общем итоге сформировался новый комплекс взаимоувязанных задач обеспечения безопасности (проблем безопасности), который в целом, вследствие решающего значения последствий от собственных действий людей, стал современной комплексной проблемой безопасности жизнедеятельности.
В небывало опасном положении оказалась Россия, где на кризис развития цивилизации наложился кризис национального развития. После распада СССР она потеряла более половины объёма производства и много миллионов человек своего населения (без войны), резко упала средняя продолжительность жизни, являющаяся интегральным показателем безопасности общества. Появилась реальная опасность «вычёркивания» целого народа из жизни и истории. Для выживания и дальнейшего развития Россия должна найти адекватные ответы на все вызовы постиндустриальной эпохи. Решение современного комплекса проблем безопасности - комплексной проблемы безопасности жизнедеятельности - сегодня буквально судьбоносно для всех и каждого из жителей страны.
Возникновение проблемы безопасности жизнедеятельности означает, что наступила новая, постиндустриальная эпоха - предсказанная в 1920-х годах В.И. Вернадским «новая стадия в истории планеты, при которой впервые человек становится крупнейшей геологической силой». Исследования учёных и осознание мировым сообществом появления глобальных угроз от жизнедеятельности привели к тому, что в 1992 году специально созванная конференция ООН по окружающей среде и развитию провозгласила необходимость перехода цивилизации к устойчивому развитию, сохраняющему возможности выживания не только нынешнему, но и будущим поколениям. Для этого, по мнению авторитетных исследователей, требуется не менее, чем первая глобальная революция, «отвергающая все формы хозяйствования и общественного сознания, тянущие нас в прошлое». Революция необходима, прежде всего, в мировоззрении людей. Именно мировоззрение, выработанное сегодня, - ключ к завтрашнему дню: «формирование мировоззренческих универсалий, выработка миропонимания, помогающего людям выживать в критических ситуациях, и утверждение их в сознании людей представляется в современных условиях важнейшей задачей цивилизации XXI века».
Определяющую роль в формировании мировоззрения личности и «надличностного менталитета социума», наряду с иррациональной духовной верой, играет образование. Сфера образования способна и обязана помочь человечеству осознать и конструктивно ответить на возникший глобальный вызов. Но в связи с наступлением новой эпохи общая направленность образования должна быть изменена. Необходим переход от противопоставления Природе и приоритета освоения наработанных обществом технологий преобразования окружающей среды (былой лозунг: «нельзя ждать милостей от Природы…») к «современному рационализму» с приоритетом освоения технологий обеспечения безопасности (новый лозунг: «от культуры полезности к культуре безопасности»). Для этого системообразующей основой образования должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности, имеющее целью изменение мировоззрения, образа жизни и принципов жизнедеятельности всех слоёв общества. Необходимы ознакомление людей с принципиальными особенностями новой эпохи развития цивилизации, пропаганда и внедрение знаний, умений и навыков обеспечения сбалансированной безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в современных условиях.
Новое образование населения в области безопасности жизнедеятельности необходимо на всех этапах жизненного цикла людей (от дошкольного до пенсионного) и должно проводиться в различных формах, заранее предписать или ограничить ряд которых невозможно. Очевидно лишь, что общее поле этих форм должно иметь взаимосвязанный, непрерывный, многоуровневый, многомодульный характер.
Особое место в сфере образования занимает обучение молодёжи в учебных заведениях, поскольку его структура и содержание предписываются-таки официальными образовательными стандартами. Здесь уже имеется форма образования, соответствующая рассматриваемой проблеме, - образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» (ОО БЖД), которая выделяется из общего поля образования в области безопасности жизнедеятельности именно своей определённостью и ограниченностью стандартами.[14, c. 39-50]
Начало становления ОО БЖД относится к 1989-1991 г.г., когда в отечественную систему образования были введены ВУЗовская общепрофессиональная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) и школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В их постоянно совершенствуемых стандартах и учебно-методических комплектах до настоящего времени эмпирически отражаются известные вопросы защиты, поднятые с самого начала государственными ведомствами: рациональное поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях, гражданская оборона и подготовка молодёжи к военной службе (военной защите Отечества), «охрана труда» и техника безопасности. Образовательные компоненты с таким содержанием, убедительным как для субъектов, так и для объектов сферы образования с её известной инерционностью, уже выполняют очевидные всем задачи, но, как следует из общей цели образования в области безопасности жизнедеятельности, нуждаются в дальнейшем развитии.
Перспективные концептуальные основы новой образовательной области были заявлены общественной организацией ещё в начале становления ОО БЖД в учебно-методическом пособии: «Нужно, чтобы каждый из нас, все вместе ясно осознали ситуацию, в которой оказались человек, Россия, мировое сообщество… Целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной прежде всего для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие, способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз». Здесь чётко обозначены признаки необходимой новизны, обуславливаемой современной проблемой безопасности жизнедеятельности во всей её полноте.
Сегодня научно установлено, что всё более грозные опасности возникают не случайно, а по вине самого человека. Поэтому молодёжь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т.е. и себе) от собственной жизнедеятельности. Необходимо формирование у учащихся мировоззренческих взглядов, которые позволят им сознательно освоить современную культуру безопасности. Без этого абсолютно невозможен переход общества (как на национальном, так и на глобальном уровнях) к устойчивому развитию. Наряду с совершенствованием тех наработок, что в настоящее время имеются в ОО БЖД, требуется её дальнейшее развитие согласно цитированным концептуальным основам и современным научным достижениям, в соответствии со следующими формулировками цели и задач.
Назначение ОО БЖД (цель учебных занятий) состоит в формировании мировоззрения и воспитании культуры безопасности учащихся, адекватных современной эпохе развития цивилизации.
Основные задачи учебных занятий:
- Ознакомление с особенностями постиндустриальной эпохи развития цивилизации;
- Изучение современного комплекса проблем безопасности и основ теории безопасности;
- Освоение знаний, умений и навыков обеспечения сбалансированной безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в современных условиях.[32]
1.2 Базовые понятия предметной области ОБЖ
Базовыми понятиями, позволяющими проводить исследование и обрисовать принципиальные идеи теории, служат (в определениях обобщены известные формулировки):
Безопасность - состояние объекта опасности, при котором отсутствуют различного рода опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
Опасность - потенциальный результат взаимодействия человека с окружающей средой, способный нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
Объект опасности (человек) - в разных случаях это индивид, личность, объединения (общности, сообщества) людей различного уровня вплоть до мирового сообщества;
Окружающая среда - исходная (природная, естественная) среда и среда, преобразованная человеком (социальная и техногенная).
Жизненно важные интересы человека - жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации.
Угроза - опасность на стадии перехода из возможности в действительность.
Опасная ситуация - состояние объекта, при котором возникла опасность. Это понятие - самое общее, поскольку оно охватывает и отдельную личность, и все уровни человеческих сообществ от семьи до всего человечества, а неприемлемый вред в данном случае - это всё: от лишения доступа к информации до лишения жизни.
Чрезвычайная ситуация - состояние объекта, при котором возникла угроза жизни большого количества людей.
Катастрофа - событие с гибелью большого количества людей.
Глобальная катастрофа - событие с гибелью населения стран или человечества в целом.
Уровень безопасности - количественное выражение безопасности объекта.
Проблема безопасности - совокупность частных задач обеспечения безопасности.
Мера безопасности - действие субъекта безопасности по обеспечению безопасности объекта опасности.
Субъекты безопасности - в разных случаях: от индивида до систем безопасности объединений различного уровня; в отличие от индивида, который одновременно является и объектом и субъектом своей безопасности, для объединения людей субъектом безопасности может оказаться только часть этого объединения (например, министерство обороны или здравоохранения).
Защита - мера безопасности, заключающаяся в парировании выявленных угроз.
Предотвращение - мера безопасности, заключающаяся в устранении причин возникновения опасностей.
Виды безопасности - составляющие безопасности, обеспечиваемые жизнедеятельностью человека в различных сферах этой жизнедеятельности.
Жизнедеятельность - создание человеком условий для своего существования и развития с помощью преобразования вещества, энергии, информации в себе и в окружающей среде.
Безопасность жизнедеятельности - качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
Культура безопасности - способы и результаты разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, а также степень развитости личности и общества в этой области.
Исследование теоретической модели действительности, основанной на представленном круге понятий, при использовании известных эмпирических и научных данных выявляет и объясняет важнейшие явления и закономерности, связанные с удовлетворением коренной потребности человека в безопасности, а также пути обеспечения безопасности в условиях современной эпохи, в частности:
- зависимость уровня безопасности личности не только от собственного поведения, но и от уровня безопасности, достигнутого общностью (сообществом), в которой личность живёт;
- роли типов мер безопасности в обеспечении уровней безопасности личности и сообщества;
- современную структуру сообществ как систему взаимовложенных и взаимозависимых объектов опасности;
- значение безопасности жизнедеятельности: возможные сценарии мировой динамики, в том числе катастрофные, в зависимости от характера жизнедеятельности общества;
- полный спектр современного комплекса проблем безопасности и взаимосвязь видов безопасности;
- характеристику комплекса мер безопасности, необходимых для перехода к устойчивому развитию и распределённых между видами и субъектами безопасности;
- особенности проблем безопасности личности в современных условиях;
- особенности проблем национальной безопасности в современных условиях;
Опора на результаты теоретических исследований позволяет осуществить назревшее развитие ОО БЖД и обосновать её необходимое содержание. [38, c. 8-18]
1.3 Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности»
Структура и содержание ОО БЖД, определяемые потребностями общества, особенностями сферы образования, имеющимися педагогическими наработками и научной базой, распространяются на общее (начальное, основное, полное) и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование.
Стержень ОО БЖД - мировоззренческая линия, содержащая современные взгляды на человека и окружающий его мир, на причины возникновения и состав современного комплекса проблем безопасности, на магистральные пути решения этих проблем. Мировоззренческая линия реализуется на фоне освоения учащимися технологий обеспечения безопасности, необходимых им в период обучения и в будущем.
Последовательность освоения содержания и методика преподавания ОБЖ соответствуют возрастным особенностям учащихся, современным материально-техническим возможностям сферы образования и общим дидактическим принципам, в частности, «от простого к сложному», «от частного к общему».
Содержание начального общего образования в области БЖД предназначено для решения задач:
- овладение основными навыками здорового образа жизни;
- освоение правил безопасного поведения дома, на улице, в дошкольном и школьном заведениях, способов оказать или найти помощь в опасных ситуациях;
- изучение на близких примерах значения и принципов поведения, безвредного для окружающих людей, животных, растений, неживой природы;
- воспитание способности жить в коллективе и любви к природной окружающей среде.
Содержание основного общего образования в области БЖД решает следующие задачи:
- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное существование и реализацию способностей и запросов личности;
- ознакомление с индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;
- освоение правил и навыков защиты и взаимопомощи, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей природной и техногенной среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях (в том числе оказания первой медицинской помощи в наиболее распространённых случаях);
- ознакомление с причинами возникновения и масштабами новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
- ознакомление с совокупностью мер безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в наступившей эпохе постиндустриального развития цивилизации;
- ознакомление с основами теории безопасности.
В старшей школе (полное общее образование) содержание образования в области БЖД соответствует задачам:
- ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения, актуальными для юношества;
- изучение правил и освоение навыков оказания первой медицинской помощи в сложных случаях при внезапной необходимости;
- ознакомление с особенностями обеспечения национальной и глобальной безопасности при постиндустриальном развитии цивилизации;
- ознакомление с задачами, структурами и деятельностью государственных организаций в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях (включая военную защиту Отечества);
- воспитание гражданской ответственности, понимания необходимости личного участия в обеспечении безопасности на глобальном и национальном уровнях и роли общественных организаций;
- изучение правовых аспектов воинской обязанности и организации подготовки граждан к военной службе.
Школьное образование в области БЖД реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасность жизнедеятельности» (ОБЖ), обобщающим подготовку и формирующим компетентность в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах. Например, содержание начального общего образования в области БЖД целесообразно включить в материалы предмета «Окружающий мир»; линии здорового образа жизни и первой медицинской помощи уместны как фрагменты безопасности в учебных предметах «Физическая культура» и «Биология», а ряд материалов линии безопасного поведения - как фрагменты безопасности в предметах «Физика», «Химия», «Биология». В целом, предмет ОБЖ и фрагменты безопасности в других предметах образуют общеобразовательную область «Основы безопасность жизнедеятельности» (входящую составной частью в ОО БЖД), все компоненты которой тесно взаимосвязаны как тематически, так и хронологически. Основное содержание общеобразовательной области ОБЖ утверждается стандартами федерального компонента общего образования. В дополнение к нему в региональном компоненте целесообразно представить вопросы безопасности жизнедеятельности, характерные для местных условий. [37, c.15-28]
Глава 2. Организация процесса повышения мотивационной активности к изучению ОБЖ во внеурочной деятельности
2.1. Виды и направления внеурочной деятельности по предмету ОБЖ в школе
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность дает учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Цель внеурочной работы по предмету ОБЖ - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Важнейшей задачей внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК.
Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования:
- общественно- полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;
- современность содержания и форм внеурочной деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
- системность, непрерывное развитие внеурочной работы
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:
I уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.
II уровень: На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.
Формы и методы организации внеурочной деятельности
Формы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по предмету ОБЖ.
Формы работы (табл. 1):
Таблица 1
Формы внеурочной работы
Систематические формы
Эпизодические формы
кружки;
олимпиады по ОБЖ;
факультативы
предметные недели;
конкурсы; викторины
походы экскурсии;
проведение месячнков по обучению населения в области ГоиЧС
участие в различных акциях
коллективные тематические просмотры фильмов
экскурсионные поездки;
недели безопасности (ПБ,ПДД)
городские мероприятия по курсу ОБЖ;
тематические классные часы
выставки
соревнования, дни здоровья
родительские собрания
Между систематической и эпизодической внеурочной деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.
Формы внеурочной деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала.
Методы организации внеурочной работы:
Работа на природе:
- экскурсии,
- походы,
- наблюдения,
- соревнования…
Работа с литературой:
- подготовка рефератов,
- подготовка докладов,
- выпуск газет и стендов и др.
Игровая деятельность:
- олимпиады,
- деловые игры,
- викторины,
- конкурсы и др.
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам знания в области курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: наблюдения, работа со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками информации по курсу ОБЖ важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.
Основные показатели эффективности внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ:
- повышение качества знаний и умений школьников;
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение общего уровня культуры школьников.
Характеристика форм внеурочной деятельности по предмету ОБЖ
Кружки.
Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников.
Кружки по содержанию можно разделить на группы:
1. Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению предмета ОБЖ, привитие интереса к предмету.
2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (первая медицинская помощь, ориентирование на местности и т.д.).
4. Кружки, посвященные специальным вопросам ОБЖ, изучаемым на уроках, например, экология и безопасность, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела ОБЖ.
Факультативы
Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеурочные.
К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеурочным - экскурсии, практические работы. Факультативы должны способствовать решению следующих задач:
-
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
-
Привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека.
-
Определение способов защиты от них, а также ликвидирование негативных последствий и оказание само- и взаимопомощи в случае проявления опасности.
-
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций .
-
Воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике.
-
Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни.
-
Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Олимпиады
Одной из важных форм внеурочной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками ОБЖ как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады по ОБЖ служат решению задач профориентационной работы с учащимися.
Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - конференции, приглашать в школу сотрудников и специалистов в области безопасности.
Проведение конференций по ОБЖ
Во внеурочной деятельности по ОБЖ уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.
Устный журнал
Проведение устных журналов по основам безопасности жизнедеятельности призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устные журналы - эффективная форма, способствующая популяризации курса ОБЖ. Эта форма работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами курса основы безопасности жизнедеятельности.
Викторины и игры по ОБЖ
Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения курса ОБЖ. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций, различных соревнований и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.
Предметная неделя по ОБЖ
Неделя ОБЖ в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности: конференции, смотры-конкурсы по усвоению знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.
Основная задача проведения предметной недели - развитие интереса у учащихся к курсу ОБЖ, профессиональная ориентация на профессии связанные с безопасностью во всех областях (ПБ, ГОиЧС, ГИБДД…) воспитание любви к своей Родине.
В предметную неделю включают следующие мероприятия:
- подготовку и оформление плана проведения недели;
- подготовку и проведение дня ОБЖ в каждом классе;
- конкурс рефератов по ОБЖ;
- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
- проведение экскурсий в музеи, в учреждения связанные с безопасностью, в институты.
Школьные издания по ОБЖ
Трудно себе представить внеклассную работу по ОБЖ без выпуска стенных газет.
Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных походов, конкурсов, соревнований; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».
Школьные музеи
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные секторы: оформительский, учета и хранения фондов, связь с общественностью и др.
Особенность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности. В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеурочной деятельности. Каждый учитель должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеурочной деятельности. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
2.2. База проведения педагогического эксперимента
Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Столбищенская средняя общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Адрес: 422624, Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Столбище, ул. Школьная, д. 10.
Образовательное учреждение МБОУ Столбищенская СОШ расположено на общей территории площадью 50083 кв.м., пришкольная площадь составляет 47233 кв.м. Общая площадь территории, на которой осуществляется учебно-воспитательный процесс, составляет 3137 кв.м., площадь подсобных помещений 361 кв.м. На территории школы расположены спортивная площадка, хоккейная коробка, учебно-опытный пришкольный участок.
Ученики
Сегодня в школе обучаются всего 565 учащихся, из них:
Начальная школа
12 класс-комплектов
241 учащийся
Среднее звено
13 класс-комплектов
283 учащихся
Старшеклассники
3 класс-комплекта
41учащихся
С 2005 года в школе создано кадетское движение. На сегодняшний день, по программе кадетского образования в школе обучается 1 класс-комплект с 5 по 11 класс. Образовательные и воспитательные задачи кадетского класса реализуются в основном в рамках дополнительного образования и во внеурочной работе. Таким образом, дополнительное образование кадетов представляет собой систему занятий, направленную на гармоническое развитие личности, всестороннюю подготовку к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.
Дополнительная учебная программа предусматривает подготовку по разделам: ратная слава Отечества, этикет и общевоинские уставы, огневая и строевая подготовки, основы правоохранительной деятельности, общефизическая подготовка, занятия по хореографии, в спортивных секциях и кружках по интересам.
2.3. Ход и результаты педагогического эксперимента
Целью экспериментальной работы стало повышение уровня сформированности мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности школьников.
Цель определила задачи экспериментального исследования:
1.Выявить исходный уровень сформированности мотивационного компонента школьников к изучению ОБЖ;
2.Проверить и экспериментально обосновать эффективность разработанного факультатива «Основы безопасности личности» в развитии мотивационного компонента школьников;
3.Обобщить результаты эксперимента и дать общую оценку экспериментальной работы.
Эксперимент проводился в несколько этапов: констатирующий, формирующий, диагностирующий.
На первом констатирующем этапе были сформированы контрольный и экспериментальный классы, которые составляли ученики средней общеобразовательной школы с. Столбище Лаишевского района Республики Татарстан. Контрольный класс составили ученики 10а класса, обучавшиеся в традиционных условиях на занятиях по предмету «ОБЖ» - 16 учеников. Экспериментальный класс - ученики-кадеты 10к класса, изучавшие кроме предмета «ОБЖ» факультатив «Основы безопасности личности» - 19 учеников. Эксперимент проводился в течение 2012-2014 учебных годов.
Были выделены показатели сформированности мотивационного компонента, которые послужили основой для определения уровней сформированности мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности школьников.
Были выделены три последовательных уровня: низкий, средний, высокий (табл. 2.).
Таблица 2.
Показатели и уровни мотивационного компонента КБЖД
Уровни
Компонент и его показатели
Мотивационный
Низкий
Не сформированы потребности и интересы в области культуры безопасности жизнедеятельности; пассивность в ситуациях возможности использования знаний и навыков в области безопасности жизнедеятельности; мотивы для развития культуры безопасности жизнедеятельности практически отсутствуют.
Средний
Формирование системы потребности и интересы в области культуры безопасности жизнедеятельности; активность в ситуациях возможности использования знаний и навыков в области безопасности жизнедеятельности; формирование системы мотивации в развитии культуры безопасности жизнедеятельности.
Высокий
Сформированность системы потребности и интересы в области культуры безопасности жизнедеятельности; осознание роли культуры безопасности жизнедеятельности; саморегуляция, самосовершенствование своих знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Для определения исходного уровня сформированного мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности было проведено анкетирование учеников с использованием адаптированной к данному исследованию методики диагностики направленности учебной мотивации Т.Д.Дубовицкой [2] (см. Приложение).
Анализ анкет позволил нам определить уровень сформированности мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности школьников (табл. 3).
Таблица 3
Показатели сформированности мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности школьников
Уровень
Контрольный класс
Экспериментальный класс
Кол-во
%
Кол-во
%
Низкий
9
56,25%
10
52,63%
Средний
5
31,25%
6
31,57%
Высокий
2
12,5%
3
15,78%
ИТОГО
16
100%
19
100%
Более наглядно результаты тестирования представлены на диаграмме (Рис. 1)
Рис. 1 Результаты анкетирования
Таким образом, результаты начального среза уровня сформированности мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности показали, что ученики имеют недостаточный уровень развития культуры безопасности жизнедеятельности, необходимый в учебной и бытовой деятельности.
Результаты контрольного и экспериментального классов практически не отличаются друг от друга. Следовательно, необходимо проводить мероприятия по развитию мотивационного компонента КБЖД школьников.
На втором формирующем этапе осуществлялось внедрение в учебный процесс факультатива «Основы безопасности личности», который помогает школьникам в мире их жизнедеятельности, учит проектировать свою будущую безопасную жизнь.
В процессе преподавания факультатива нами преследовались 2 цели:
1.Вооружить учеников специальными знаниями о культуре безопасности жизнедеятельности личности;
2.Способствовать осмыслению роли культуры безопасности жизнедеятельности в жизни каждого человека.
Особую роль на занятиях мы отводили:
- выработке у школьников адекватных представлений о роли культуры безопасности жизнедеятельности в жизни людей;
- формированию комплексного представления о культуре безопасности жизнедеятельности как одного из важнейших компонентов общей культуры человека;
- осознанию значимости и ценности культуры безопасности жизнедеятельности, необходимости специальной подготовки учеников для развития КБЖД школьников;
- выработке у школьников позитивного настроя на изучение принципов и методов формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Содержание программы межпредметно и охватывает знания, полученные учениками при изучении дисциплин гуманитарного и естественно-математического цикла (ОБЖ, обществознание, химия, физика, биология и др.).
В рамках данного факультатива ученики существенно расширяют, углубляют и дополняют знания о безопасности жизнедеятельности и применяют их в образовательном и личностном становлении.
В содержание программы данного факультатива входят следующие темы:
1.Человек как субъект познания. Безопасное будущее каждого человека.
2.Здоровый образ жизни как залог достижения высокого уровня жизни.
3.Рынок труда и выбор профессии учащимися.
4.Подготовка к семейной жизни. Сексуально-социальные отклонения и болезни, передаваемые половым путем. Беременность, рождение детей.
5.Формирование духовных и нравственных качеств личности.
6.Самовоспитание и самообразование каждого человека с духовной, социальной и биологической точек зрения.
7.Культура безопасности жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации, терроризм, экологические проблемы человечества.
8.Служба в армии - обязанность каждого гражданина своей Родины. Национальная безопасность.
9.Правовое обеспечение культуры безопасности жизнедеятельности.
10.Представление о будущей жизни. Самореализация: мотивация достижения.
Кроме того, в рамках данного факультатива предусмотрено написание рефератов как формы проявления самостоятельности и творческой деятельности, которая в сочетании с межпредметными связями, повышает любознательность, расширяет познания о культуре безопасности жизнедеятельности и влияет на формирование высококультурной личности.
Перечень тем рефератов выглядит следующим образом:
- Мое представление о себе;
- Я - хозяин своего здоровья;
- Моя будущая работа;
- Моя будущая семья;
- Как добиваться успеха;
- Как избежать опасной ситуации;
- Как защитить себя, своих родных и Родину;
- Как спроектировать безопасную жизнедеятельность.
После изучения факультатива «Основы безопасности личности» был проведен диагностирующий срез уровня сформированности мотивационного компонента, который позволил увидеть насколько шире стал круг интересов и знаний в области культуры безопасности жизнедеятельности у школьников в экспериментальном классе по сравнению с контрольным классом. Общие результаты представлены ниже (табл. 4).
Таблица 4
Показатели сформированности мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности школьников
Уровень
Контрольный класс
Экспериментальный класс
Кол-во
%
Кол-во
%
Низкий
6
37,5%
2
10,52%
Средний
7
43,75%
6
31,57%
Высокий
3
18,75%
11
57,89%
ИТОГО
16
100%
19
100%
Графическое представление результатов представлено на диаграмме (рис. 2).
Рис. 2. Итоговый уровень сформированности мотивационного компонента КБЖД школьников
Как видно из таблицы и диаграммы уровень сформированности мотивационного компонента КБЖД у экспериментального класса значительно вырос по сравнению с контрольным классом.
Сравнительный анализ начального и итогового уровней представлены на диаграмме (рис. 3).
Так, количество учеников, обладающих низким уровнем сформированности мотивационного компонента КБЖД (на исходном срезе) снизился на 42,11%; средний уровень сформированности в экспериментальной группе остался на прежнем уровне 31,57%; количество учеников имеющих высокий уровень сформированности мотивационного компонента КБЖД увеличился на 42,11%. Это свидетельствует об эффективности экспериментальной работы по развитию мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности школьников и, в целом, самой культуры безопасности жизнедеятельности.
Рис. 3. Динамика формирования мотивационного компонента развития КБЖД школьников
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Проблема безопасности жизнедеятельности в её современном виде растёт в связи с ростом мощности технологий преобразования человеком окружающей среды и достижением масштабами этих преобразований пределов роста.
Разработка и применение всё более мощных технологий преобразования стимулируются базовой потребностью человека в безопасности. Однако, как показывает практика, преобразовательная деятельность человека по борьбе с исходными опасностями от взаимодействия с окружающей средой также потенциально опасна: устранение (или уменьшение) обнаруженных исходных опасностей неизбежно приводит к появлению новых, вторичных опасностей, теперь уже от взаимодействия с преобразованной средой. Вследствие этого всегда существовали вопросы безопасности двух типов - безопасности от окружающей среды и безопасности от собственных действий. Поэтому молодёжь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т.е. и себе) от собственной жизнедеятельности. Необходимо формирование у учащихся мировоззренческих взглядов, которые позволят им сознательно освоить современную культуру безопасности. Без этого абсолютно невозможен переход общества (как на национальном, так и на глобальном уровнях) к устойчивому развитию.
Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний о риске, и, в свою очередь, представляет собой некий плацдарм для активных, обдуманных и целенаправленных действий. Таким образом, важнейшая задача в области преподавания ОБЖ состоит в том, чтобы направить разум учащихся на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и таким образом обуздать стихийные процессы.
Полученные экспериментальные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу, о том, что внеурочная деятельность школьников по предмету ОБЖ способствует повышению мотивационной активности школьников к изучению предмета ОБЖ и повышает общий уровень культуры безопасности жизнедеятельности школьников.
Список литературы
-
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука// «Безопасность жизнедеятельности»- 2003. - № 2. - С. 11-18.
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: М., Педагогика, 1999.
-
Беспалько В.П., Образование и обучение с помощью компьютера.(педагогика третьего тысячелетия): М. Просвещение, 2002.
-
Бубнов В. Г. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. Пособие для учащихся 9 - 11 классов: М., АСТ-ЛТД, 2007.
-
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера (сборник произведений): М., 2002.
-
Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. М., Наука, 2004.
-
Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). М.: Деловой экспресс, 2005. 376 с.
-
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: М., 1997.
-
Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: М., ЭКОМ, 2001.
-
Декларация по окружающей среде и развитию. Повестка дня на XXI век. Материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992).
-
Демкин В.П. Дидактические модели проведения уроков с применением интернет-технологий и мультимедиа средств // Открытое и дистанционное образование. - 2004. - N3 (15). - С. 5-8.
-
Демкин В.П., Можаева Г.В., Яковлева А.Г. Адаптивное обучение на основе информационных технологий // Телематика-2003. Труды Х Всероссийской научно-методической конференции. Т. 2. С.400-401.
-
Доброва Л.В. Формирование информационной компетенции студентов технического вуза в процессе активного обучения/Л.В.Доброва: Автореф…дис.к.п.н.13.00.08:Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2009.-23с.)
-
Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации /Т.Д.Дубовицкая//Психологическая наука и образование.-2002.-№ 2.-С.42-45.
-
Дурнев Р.А. Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС: анализ основных проблем // Военные знания. 2005.- Вып. 4.
-
Жуйков Е.И. Школьник за компьютером: Здоровьесберегающие технологии: М., Чистые пруды, 2007.
-
Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2002. -209 с.
-
Зиновьев А. Русская трагедия. М., 2002.
-
Ивахненко П.Р. Дети и безопасность: Хабаровск, УЧИТЕЛЬ, 2006.
-
Ильичев А.В. Начала системной безопасности: М., 2003.
-
Кинг А. Первая глобальная революция: М., «Прогресс», 2001.
-
Кириллов Г.Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности //Право и безопасность - 2005 №4 - С.12-17.
-
Козубовский В.М. Общая психология: личность: Учебное пособие /В.М.Козубовский.- Минск: Амалфея, 2005.-448 с.
-
Кравчук Е.П. Выживание в зоне вооруженного конфликта: М., Астрель, 2006.
-
Латчук В.Н. (составитель). Безопасность жизнедеятельности (сборник документов): М., 1998.
-
Леонтьев Ю.А. Региональная программа курса ОБЖ для учащихся 9-11 классов: Краснодар, 2000.
-
Маслоу А. Мотивация и личность (1954): СПб., Изд. дом «Питер», 2003.
-
Материалы Международной конференции «Безопасность и культура». М., 2-4 февраля 2005.
-
Медоуз Д.Х. Пределы роста. Доклады Римскому клубу: М., Иностранная Литература, 2006.
-
Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество: М., 2001.
-
Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности . - 2000. - № 8. - С. 13-16.
-
Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002 .- 318 с.
-
Овчинников В.В. Методы и технологии транснационального регулирования качества образовательных услуг // Государственные образовательные стандарты как средство обеспечения качества образования в условиях реформирования социальной сферы (сборник материалов), изд. Совета Федерации, 2006.
-
Пенкина И.Н. Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <#"justify">37.Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника: Краснодар, 2005.
-
Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. 367 с.; Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Волковой, В.Н.Козлова. М.: Высшая школа, 2004. 616 с.
-
Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М.: Прометей, 1997.-201 с.
-
Шершнёв Л.И. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: М., Просвещение, 1994.
-
Ярочкин В.И. Секьюритология: М., Высшая Школа, 2000.
-
Ярочкин В.И. Теория безопасности: М., Высшая Школа, 2005.
-
Ясенев В.Н. Общая теория национальной безопасности. М., Воениздат, 2002.
Приложение
АНКЕТА
Диагностика мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности
Высказывание
Ответы
Верно (++)
Пожалуй, верно (+)
Пожалуй, неверно (-)
Неверно (--)
1.Развитие культуры безопасности жизнедеятельности даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2.Мне интересно развивать свою культуру безопасности жизнедеятельности и я хочу знать о ней как можно больше.
3.Для развития культуры безопасности жизнедеятельности мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4.Мне неинтересно выполнять задания по развитию культуры безопасности жизнедеятельности, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
5.Трудности, возникающие при выполнении заданий, развивающих мою культуру безопасности жизнедеятельности, делают ее развитие для меня еще более увлекательным.
6.Для развития культуры безопасности жизнедеятельности кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7.Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному вопросу можно было бы не изучать.
8.Если что-то не получается по данному вопросу, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9.На занятиях, развивающих культуру безопасности жизнедеятельности у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
11.Материал, способствующий развитию моей культуры безопасности жизнедеятельности, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими друзьями.
12.Стараюсь самостоятельно выполнять задания по развитию культуры безопасности жизнедеятельности, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13.По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14.Считаю, что сформированная культура безопасности жизнедеятельности является ценностью и по возможности нужно еще больше развивать ее.
15.Оценка учителя, формирующего мою культуру безопасности жизнедеятельности для меня важнее, чем знания, способствующие развитию культуры безопасности жизнедеятельности.
16.Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с развитием культуры безопасности жизнедеятельности.
18.Развитие культуры безопасности жизнедеятельности дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19.Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия по развитию культуры безопасности жизнедеятельности, то меня это не огорчает.
20.Если бы было можно, то я исключил бы предмет по развитию культуры безопасности жизнедеятельности из расписания.