• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка педагога дополнительного образования Как вести себя при терактах

Методическая разработка педагога дополнительного образования Как вести себя при терактах

Тема 6. Как  вести себя при терактах. Занятие 1. Как вести себя при захвате. Рекомендации к действиям при захвате. Информационная часть:(для учителя). При захвате в заложники. К сожалению, никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. Но все же есть несколько универсальных правил. Постарайтесь соблюдать спокойствие и не показывать своего страха. Не оказывайте террористам сопротивления, не пытайтесь вступать с ними в беседу, не стремитесь разжалобить и... Только в момент захвата заложников есть реальная возможность скрыться с места происшествия. Настройтесь психологически, что моментально вас не освободят, но помните, что освободят вас обязательно. Ни в коем случае нельзя кричать, высказывать свое возмущение. Если начался штурм, необходимо упасть на пол и закрыть голову руками, старайтесь при этом занять позицию подальше от окон и дверных проемов. Держитесь подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут стрелять снайперы. Если вы получили ранение, главное – постараться остановить кровотечение, перевязав рану. Окажите помощь тому, кто рядом, но в более тяжелом положении. Не следует брать в руки оружие, чтобы вас не перепутали с террористами. Не старайтесь самостоятельно оказать сопротивление террористам. Если на вас повесили бомбу, нужно без паники голосом или движением руки дать понять об этом сотрудникам спецслужб. Фиксируйте в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.   Цель занятия: для снижения степени опасности  обозначить основные действия  учащихся в состоянии террористической угрозы.  Выработать совместно с учащимися правила поведения при захвате в заложники. Содержание занятия несет в себе большую отрицательную эмоциональную нагрузку.  С целью снятия эмоционального напряжения за счет формирования командной сплоченности рекомен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема 6. Как вести себя при терактах.

Занятие 1.

Как вести себя при захвате. Рекомендации к действиям при захвате.

Информационная часть: (для учителя).

При захвате в заложники.

К сожалению, никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. Но все же есть несколько универсальных правил.

Постарайтесь соблюдать спокойствие и не показывать своего страха. Не оказывайте террористам сопротивления, не пытайтесь вступать с ними в беседу, не стремитесь разжалобить их или отговорить от выполнения намеченного ими плана. Выполняйте их требования и не реагируйте на их действия в отношении других заложников.

Не нарушайте установленных террористами правил, чтобы не спровоцировать ухудшения условий вашего содержания. Не следует, например, пробовать связаться с родными, или правоохранительными органами. Если об этом станет известно вашим похитителям, они воспримут это как неподчинение и, как минимум, сделают режим вашего содержания более жестким.

Может наступить такой момент, когда забота о состоянии собственного духа и тела станет казаться вам бессмысленной. Тем не менее, в такой ситуации очень важно не забывать о личной гигиене, делать физические упражнения. Нельзя позволять себе сосредотачиваться на переживаниях. Способов отвлечься существует немало: пытайтесь придумать себе какую-либо игру, вспоминать полузабытые стихотворения, анекдоты и т.п. Для верующих большим подспорьем является молитва.

Пребывание в заложниках наносит психическую травму даже весьма стойким людям. Освобожденных нередко тяготят чувство вины и стыда, утрата самоуважения, разного рода страхи. Помните, что это нормальная для бывших заложников реакция. Для возвращения к нормальной жизни требуется довольно длительный период.

Заложники обычно находятся в условиях резкого ограничения свободы перемещения и отсутствия средств связи. Они не располагают информацией о том, что происходит во внешнем мире, как развиваются события вокруг захвата. Это осложняет принятие решений. Если заложнику разрешили вступить в контакт с родными, следует успокоить близких и попросить приложить максимум усилий для освобождения. Также при разговоре с родственниками надо объяснить, если вы имеете такую информацию, каковы требования похитителей.

Когда происходит захват заложников следует помнить, что:

  • Только в момент захвата заложников есть реальная возможность скрыться с места происшествия.

  • Настройтесь психологически, что моментально вас не освободят, но помните, что освободят вас обязательно.

  • Ни в коем случае нельзя кричать, высказывать свое возмущение.

  • Если начался штурм, необходимо упасть на пол и закрыть голову руками, старайтесь при этом занять позицию подальше от окон и дверных проемов.

  • Держитесь подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут стрелять снайперы.

  • Если вы получили ранение, главное - постараться остановить кровотечение, перевязав рану. Окажите помощь тому, кто рядом, но в более тяжелом положении.

  • Не следует брать в руки оружие, чтобы вас не перепутали с террористами.

  • Не старайтесь самостоятельно оказать сопротивление террористам.

  • Если на вас повесили бомбу, нужно без паники голосом или движением руки дать понять об этом сотрудникам спецслужб.

  • Фиксируйте в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.

Цель занятия: для снижения степени опасности обозначить основные действия учащихся в состоянии террористической угрозы. Выработать совместно с учащимися правила поведения при захвате в заложники.

Содержание занятия несет в себе большую отрицательную эмоциональную нагрузку. С целью снятия эмоционального напряжения за счет формирования командной сплоченности рекомендуется начать занятие с игры «Кого не хватает?» или любой другой на формирование чувства принадлежности к группе, на взаимодействие, сотрудничество.

«Кого не хватает?»

Материалы: большое покрывало (или несколько покрывал для учащихся постарше возрастом, чтобы усложнить задание)

Ход игры: Время игры 7- 10 минут.

Сядьте, пожалуйста, в круг. Замечаете ли вы, когда кого-то из ваших друзей нет рядом. А замечаете ли, когда нет рядом кого-то, кто не является вам другом, одноклассником, родственником.

(дать возможность желающим высказать свое мнение)

Каждый ученик очень важен для нас. Когда кого-то из знакомых нет рядом, то мы скучаем. Согласны ли вы со мной? Посмотрите, все ли ваши друзья, одноклассники здесь. Я рада, что мы все в полном составе (если действительно никто не отсутствует).

Сейчас я пойду по кругу и тот к кому я подойду назовет свое имя. (Учитель идет по кругу). Хорошо. Теперь закройте глаза, тот до кого я дотронусь рукой, откроет глаза, выйдет тихонько на середину круга и накроется покрывалом. После того как он спрячется вы откроете глаза и назовете имя отсутствующего в кругу. А теперь закройте глаза.

Рекомендуется вначале вызывать в середину круга того, кто более уверен в себе и будет достаточно комфортно чувствовать себя под покрывалом. Для учащихся постарше можно усложнить задание и вызывать двух, трех человек. Можно спрятать их в разных концах класса.

Рефлексия:

- как ты думаешь, заметил бы класс твое отсутствие?

- почему так важен каждый?

- как ты показываешь остальным, что они важны для тебя?

Мы с вами поиграли, выяснили, как важен каждый из нас. Как нам важно чтобы рядом с нами всегда были наши друзья, близкие, родные. И мы теперь знаем, что в большинстве случаев наше присутствие зависит от нас самих. Но, знаете, бывают ситуации непредсказуемые. Когда твоему здоровью, а иногда и жизни, угрожает опасность! В эти моменты от тебя требуется мобилизация всех твоих сил, знаний. К сожалению, никто из нас не застрахован от ситуации, когда ты можешь оказаться в заложниках у террористов. И есть несколько универсальных правил и действий во время захвата в заложники. Постараемся вместе их выработать.

Разбить класс на мини-группы по 5-6 человек.

Предлагаю посмотреть фрагмент фильма, где как раз и происходит момент захвата в заложники. Вы внимательно смотрите и анализируете поведение заложника и террористов в этой ситуации.

После просмотра фрагмента фильма идет анализ и обсуждение. («Крепкий орешек» в гл.роли Брюс Уиллис, «В осаде» Стивен Сигал ). Учитель акцентирует внимание детей на верное и неверное поведения при захвате в заложники и последствия такого поведения. Когда все детально будет обговорено и все правила названы можно дать задание детям:«Сформулировать универсальные правила поведения и действия при захвате в заложники».

Дается время 15-20 минут. Затем каждая группа озвучивает выработанные ею правила.

Итак, мы выяснили:

- реальная возможность скрыться с места существует только в момент захвата;

- во время захвата не кричать, не высказывать свое возмущение;

- не встречаться взглядом с террористом;

- какой бы страх вы не испытывали, не впадать в панику. Вести себя ровно, спокойно, контролировать свое состояние;

- контролировать свои действия и запоминать все, что может способствовать освобождению. Все события, которые сопровождают захват;

- ни в коем случае не подавать вида, если вдруг вы узнали кого-то из террористов;

- выполнять требования террористов и не реагировать на действия в отношении других заложников

- если начался штурм нужно упасть на пол и закрыть голову руками;

- в момент штурма быть подальше от окон и дверных проемов;

- переместить подальше от террористов, т.к. в момент штурма по ним будут стрелять снайперы;

- всегда помнить, что вас освободят обязательно.

(список можно пополнять в зависимости от возраста учащихся и фрагментов фильма, которые вы выбрали)

Почему так важно выполнять эти правила? Для чего они? Чем могут нам помочь, во время захвата в заложники? (Сохранить жизнь себе и другим).

Одно из правил выработанных вами гласит: «контролировать свои действия и запоминать все, что может способствовать освобождению. Все события, которые сопровождают захват». Какими качествами нужно обладать, чтобы суметь выполнить это условие.

(Дети называют качества среди прочих и «внимание», «память»)

Давайте поиграем в игру, которая называется «Разведчик» (для детей с 9 лет).

«Разведчик»

Цель: развить внимание, память, умение передать словесно увиденное. Убедить в необходимости фиксировать, запоминать, сравнивать, анализировать увиденное.

Ход игры: Все садятся в один общий круг. Я буду задавать вопросы вам как настоящим разведчикам. А настоящий разведчик, должен уметь все видеть и слышать, с легкостью запоминать картины, звуки, голоса, описать внешность человека, запахи… Вы закрываете глаза и не открываете их до тех пор, пока я вам этого не разрешу.

- Кто из вас, не открывая глаз, может сказать, кто сидит справа от него? Поднимите руки;

- кто из вас с закрытыми глазами может описать обувь, в которой я сейчас стою?

- кто скажет, какого цвета стены в помещении, где мы находимся;

- кто опишет внешность друга, подруги. Во что сегодня одет, какого цвета, чем отличается одежда от той, в которой он был вчера?

- цвет глаз друга, подруги?

-сколько окон в помещении?

(На каждый вопрос дать возможность нескольким дать ответ. Пока внимание детей не будет достаточно сконцентрировано.)

А теперь откройте глаза. Я опять буду задавать вопросы.

- Кто сможет описать детально прическу своих родителей?

- кто из вас опишет место, помещение, где тебе особенно нравиться бывать? (магазин, спортзал, комнату и пр.)

- кто опишет, что он делал вчера, прежде чем лег спать?

(Можно предложить ребятам самим придумывать вопросы и задавать друг другу. Можно кого-то из учащихся попросить сделать некоторые действия, которые заранее написать на листочке, пусть ребята опишут действия, внешность и пр.).

Рефлексия:

-понравилась игра?

- какой из вопросов самый сложный для тебя?

- на какие вопросы отвечать легче?

- делаешь ли ты что-нибудь для концентрации внимания и тренировки памяти?

- в каких случаях тебе могут пригодиться эти навыки?

(обговорить еще раз, на что следует обращать внимание при захвате в заложники - звуки, запахи, внешность и т.д.)

Вспомните, пожалуйста, ситуацию, когда вы собраны, сосредоточены. А теперь ситуацию - когда вы взволнованы, невнимательны… Какие чувства вы испытываете и в том и в другом случае. В какой ситуации у вас больше шансов на успех? От чего зависит успех? (решение контрольной работы, теста, победа на соревнованиях и т.д.) Можете ли вы назвать еще ситуации, когда нам необходимо быть собранными, сосредоточенными, внимательными (ребята высказывают свои предположения).

Человек становится жертвой с момента захвата, испытывая сильное психологическое потрясение. Люди реагируют по-разному: одни оказываются буквально парализованы страхом, другие пытаются дать отпор. Поэтому очень важно быстро справиться со своими эмоциями, чтобы вести себя более рационально, увеличивая шансы своего спасения. Главное верить, что все, что происходит - временно. Вас обязательно спасут.

Сейчас я поделюсь с вами умением, как можно научиться чувствовать себя уверенно и бодро, не теряя чувства самообладания в кризисной ситуации.

(Все сидят в общем кругу)

«Очищающее дыхание»

Цель: научить детей управлять своими эмоциями, расслабляться, восстанавливать душевное равновесие.

Ход игры: Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на колени так, что бы ладошки смотрели на потолок. Закрой глаза. Теперь посмотри мысленным взором в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит немного быстрее, чем выдох… Когда ты выдыхаешь, то представь себе, что твой выдох долетает до двери нашего класса. А когда ты вдыхаешь не напрягайся, пусть воздух просто войдет в твое тело… Представь, что ты выдыхаешь свое беспокойство, страх, свое напряжение и поэтому цвет выдыхаемого - серый. Цвет же вдыхаемого воздуха голубой или нежно розовый и вместе с ним ты вдыхаешь спокойствие, уверенность, бодрость.

(во время выполнения упражнения можно поставить релаксационную музыку или отрывки из Моцарта. Предоставьте детям 2-3 минуты на это упражнение).

Спасибо, большое. Вы отлично справились с заданием. Кто хочет поделиться, что он чувствует? Можно ли сказать, что сейчас вы чувствуете спокойствие, уверенность? Давайте поблагодарим друг друга за отличную работу.


«Аплодисменты по кругу»

Учитель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников занятия и постепенно подходя к нему. Затем участник выбирает следующего из класса, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д. Последнему аплодирует весь класс.

Подведение итогов.

Пусть каждый из присутствующих продолжит фразу:

Что нового я узнал на занятии…

Что я понял на этом занятии….

Что я сейчас чувствую…

© 2010-2022