Лексико - грамматические признаки имени существительное

ЗАДАЧИ: 1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.2. Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.3. Познакомить учащихся с именем существительным, его грамматическими признаками. Ход урокаI. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока- Здравствуйте, ребята!- Сегодня ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЦЕЛЬ УРОКА. Введение понятия «имя существительное», знакомство с лексико-грамматическими признаками существительных.

ЗАДАЧИ: 1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.

2. Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.

3. Познакомить учащихся с именем существительным, его грамматическими признаками.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов.

- Наша главная задача ответить на вопросы: какие группы слов есть в русском языке? Что они обозначают?

II. Упражнения в чистописании

III. Актуализация знаний. Повторение изученного

- Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.

Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.

- Что обозначают слова каждой группы? ( 1 - предметы, 2 - признаки, 3 - действия)

IV. Физминутка

V. Введение новых знаний

1. Лексико - грамматические признаки имен существительных

- Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы)

- Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?

- Назовите предметы, которые изображены на слайде. Найдите среди них предметы, явления природы, события. Запишите.

- Приведите свои примеры имен существительных.

Упражнение 1.

В каждую группу существительных напишите ещё по три слова

Явления природы: что? мороз, ….

События: что? праздник, ….

Состояние: что? обида, ….

2. Одушевленные - неодушевленные имена существительные

Упражнение 2.

Разделите слова на группы.

Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.

По какому признаку вы разделили слова? Запишите в два столбика.

- На какой вопрос отвечают имена существительные в первой группе? (Кто?) во второй? (Что?) Что они обозначают?

Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные - отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные

- Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках.

- Приведите свои примеры.

Упражнение 3.

Вставьте подходящие по смыслу слова. Спишите стихотворение

У _________ высокий рост,

У _________ пушистый хвост,

У _________ крепки рожки,

У _________ тонки ножки.

У _________ толсты губы,

А у _______ остры зубы.

Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа!

Подчеркните имена существительные.

Проверьте себя (самопроверка, взаимопроверка)

3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам.

- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один - много)

- Понаблюдайте. Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).

Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе.

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.).

Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)

Упражнение 4.

Запишите слова в два столбика.

Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.

По каким признакам вы делили слова? Почему?

- Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? (1 - ед.ч., 2 - мн.ч.)

Упражнение 5.

Запишите слова во множественном числе.

- Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? (окончания слов)

Имена существительные изменяются по числам

VI. Гимнастика для глаз

VII. Повторение. Занимательный материал.

- Запишите в клетки кроссворда слова:

синим цветом - одушевленные имена существительные;

зелёным - неодушевлённые имена существительные.

VIII. Рефлексия. Итог урока

- Что называется именем существительным?

- Какие бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

IX. Домашнее задание

- Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8 - 10 слов):

1 ряд - записать одушевленные существительные ед.ч.

2 ряд - неодушевленные существительные ед.ч.

3 ряд - имена существительные мн.ч.









© 2010-2022