- Преподавателю
- Другое
- Элементы инновационных технологий на уроках математики
Элементы инновационных технологий на уроках математики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шакибаева А.Е. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УДК 372.4.
Использование элементов инновационных технологий на уроках математики в начальных классах для повышения качества знаний и познавательного интереса учащихся.
Шакибаева А.Е.
(СКГУ им.М.Козыбаева)
В Послании Президента Республики Казахстан говорится: "Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от знаний, социального и физического самочувствия казахстанцев".
Наш Президент большое внимание уделяет образованию и акцентирует внимание на профессиональную подготовку учащихся, так как молодое поколение - это будущее страны.
Как подчеркивает Н.А. Назарбаев: "Начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни."
"Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может" - говорит народная мудрость. И это действительно так. В настоящее время у учеников наблюдается слабая мотивация к учёбе, и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении. Так как математика является одной из важнейших наук на земле и с ней человек встречается каждый день в своей жизни, именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке.
Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Значительный взнос в разработку методологии и теории понятия педагогической инновационной технологии сделан современными педагогами: И. Казырской, Г. Есимовой, В. Безпалько, Б. Лихачевим, Г. Клариним, В. Монаховим, Г. Селевко и другими. Проблему педагогической инновации рассматривали такие ученые как
О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и другие.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. [1]
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Понятие «инновация» имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в различных сферах. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения в последнее двадцатилетие в нашей стране. [2]
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Термины "инновации в образовании" и "педагогические инновации", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современной требовательной и быстросменной социально-экономической среде уровень образования в значительной мере будет зависеть от результативности внедрения технологий обучения.
В настоящее время идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям, которые входят в нашу жизнь все больше и больше, открывая новые возможности в работе с детьми при изучении предмета математики.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы.
Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
В настоящий момент применяются самые различные педагогические инновации, среди них самым распространенным является - информационные компьютерные технологий. Они позволяют не только сократить время на освоение материала, но и повысить глубину и прочность знаний, уровень развития учащихся, снять напряжение, повысить мотивацию приобретения новых знаний и умений.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации и позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.
Математика - предмет настолько серьезный, что воспользоваться каждой возможностью оживления уроков - чрезвычайно важно.
Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном - курьезное, в скучном - занимательное, в обычном - необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика.
В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание. Повышение качества знаний и познавательного интереса на уроках математики, это длительные процессы, поэтому эту систематическую работу необходимо вести в течение всего учебного времени. Как показывает практика, в результате применения инновационных технологий учебное время урока организовано более рационально, расширяются возможности в выборе средств и методов обучения, повышается мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие и успеваемость.
Литература:
-
Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005.
-
Казырская И.Н., Есимова Г.С. «Современные педагогические технологий, как основа деятельности инновационных учебных заведений РК».- 2007.
-
Методика обучения математике в начальных классах по учебникам нового поколения. / Т.К. Оспанов, О.В. Кочеткова. - Алматы: «Атамура», 2005.