• Преподавателю
  • Другое
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ

«Фрагмент портретного очерка. «Фотография из семейного альбома». Подготовка к сочинению». ЦелИ: ·         формирование коммуникативной компетенции учащихся; ·         развитие орфографической зоркости учащихся; ·         развитие творческих способностей в жанре «портретного очерка»; ·         развитие души, памяти о прошлом своей семьи, своего рода, своей страны. Оборудование: 1. «У бабушки». Фото А.О. Карелина. 2. « Мужской портрет». Фото А.О. Карелина. 3. К. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Гончарово...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Башкирская гимназия»

городского округа город нефтекамск




«Фотография из семейного альбома»


План-конспект

открытого урока по русскому языку

в 9 классе

Фрагмент портретного очерка

Подготовка к сочинению-описанию




Адулина Наиля Нардисовна

учитель высшей

квалификационной категории

русского языка и литературы


2014 г.


Тема урока: «Фрагмент портретного очерка. «Фотография из семейного альбома». Подготовка к сочинению».

ЦелИ:

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся;

  • развитие орфографической зоркости учащихся;

  • развитие творческих способностей в жанре «портретного очерка»;

  • развитие души, памяти о прошлом своей семьи, своего рода, своей страны.

Оборудование:

1. «У бабушки». Фото А.О. Карелина.

2. « Мужской портрет». Фото А.О. Карелина.

3. К. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Гончаровой. Конец 1831-начало 1832 г.

4. Карточки № 1,2,3,4,5.

Эпиграф урока:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

Н. Рубцов.

1. Активизация учащихся

Учитель. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим работу по развитию речи, по расширению и обогащению словарного запаса, по развитию души, памяти о прошлом. «Неуважение к своим предкам есть первый признак безнравственности»- писал А.С.Пушкин. Виктор Петрович Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет», рассматривая деревенские фотографии, трепетно и тепло вспоминает о своих близких.

На сегодняшний урок вы принесли фотографии, на которых запечатлены ваши бабушки и дедушки. Неважно, что снимки, которые вы принесли, всего лишь, может быть, десятилетней давности - это тоже большой срок, важно внимание к близкому человеку, к его жизни, его переживаниям. Из таких малых крупиц складывается большое - доброта, любовь, гуманизм

2. Подготовка к восприятию основной темы урока. (Карточка 1. Портрет художника и фотографии А.О.Карелина).

Учитель. Продолжая работу в рамках родословной книги семьи, мы попытаемся написать фрагмент портретного очерка «Фотография из семейного альбома».

- В чем вы видите отличие фотографического снимка от портрета, выполненного художником?

Ответ: Фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть.

- Да, художественный портрет одухотворен, он создается творцом, живым, думающим,

чувствующим человеком. Фотография же - механическим аппаратом.

3. Жанровая классификация «Рассказ о человеке» и «Портретный очерк»

- Как фотография отличается от портрета художника, так и простой рассказ о человеке отличается от портретного очерка. В очерке воплощается индивидуальность, неповторимость данной личности. Попробуем найти в отдельно взятой фотографии эту индивидуальность, неповторимость личности. И еще: ведь каждая фотография есть «своеобычная» летопись нашего народа, которая может рассказать очень о многом.

4. Повторение. Портретный очерк.

- Что такое портретный очерк?

Работа с карточкой № 2.

КАРТОЧКА 2.

Вопросы:

  • Кто является объектом внимания портретного очерка?

  • Какое место занимает П.О. среди творческих работ?

  • Какие качества личности воплощаются в нем?

  • На чем останавливает свое внимание автор П.О.?

  • В чем трудность работы очеркиста?

  • В чем проявляется выбор автора очерка?

  • Кто может стать героем портретного очерка?

  • Имеет ли право очеркист на вымысел, каков предел его фантазии,

  • Что является главным в позиции журналиста, который берется за перо?

Ответ: Объектом внимания П.О. является конкретный человек. Эта творческая работа занимает особое место. Очеркист создает образ своего современника. Это портрет в широком смысле. В нем воплощается индивидуальность, неповторимость данной личности. Автор показывает действия человека в определенной ситуации, воспроизводит яркий эпизод из жизни героя, передает диалог с ним, рисует портрет, черты внешнего облика героя, раскрывает нравственные принципы, внутренний мир человека. Описывает обстановку, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о главном деле его жизни, о его интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими. Трудность работы очеркиста заключается в том, чтобы, увидев в своем герое что-то глубоко личное, неповторимое ,дать не зеркальное, фотографическое изображение. Человек в очерке может предстать в своих нравственных исканиях, раздумьях, в страстном утверждении каких-то взглядов, которые он считает единственно верным, в своих суждениях о других людях и их поступках. Выбор автора очерка проявляется в том, как он строит очерк, на что направлено его внимание, в чем заключена система ценностей, которыми он руководствуется в жизни. Героем очерка может стать только реальный человек, живущий среди нас, а не придуманный персонаж. В работе очеркиста может присутствовать вымысел, домысел, а не обман. Главным в позиции автора очерка, который берется за перо, является «любовь к живому человеку» - герою очерка и уважение к читателю.

5. Работа над основной темой урока

- П.О требует от автора в равной степени и труда, и творчества, и времени. Что нужно сделать, какую предварительную работу провести для его создания?

Ответ: Первая группа. Составление памятки «Сбор материала к портретному очерку» по упр. 164, стр.155-156. Риторика 8 кл.

Вторая группа. Составление памятки Правила для тех, кто берется за перо» по упр.167, стр.156-157.Риторика 8кл. Зачитывание памятки.

6. Словарно-орфографическая работа по теме «Человек»

- Распределите слова по тематическим полям, которые написаны на доске.

Внешний вид, внутренний мир человека. Интеллект (ум-глупость), речь, эмоциональные свойства человека(чувства),взаимоотношение и взаимодействие людей; темперамент и характер; способности и интересы; поведение.( каждой ученице дается листок с названием тематического поля. За 3 минуты необходимо на этот листок записать как можно больше слов по предложенному тематическому полю по книге Л.Г.Саяховой «Овладеваем орфографией - обогащаем словарь». Стр.47-50.).

Ответ: зачитывание тематических полей, обратив особое внимание на поле «Внешний вид», карточка № 5 «Тематическое поле по теме «Человек: черты внешнего облика».

Лицо: круглое, продолговатое, скуластое, худощавое, изящное, миловидное, располагающее, симпатичное, вдохновенное, задумчивое, улыбчивое, умное.

Глаза: агатовые, васильковые, бирюзовые, светло-карие, орлиные, сливовые, азартные, задумчивые, мечтательные, озорные, отчаянные, правдивые.

Брови: вскинутые, крылатые, стрельчатые, сдвинутые, широкие, соболиные, бархатные, угольные, грозные, гордые, капризные, сердитые, упрямые.

Лоб: сократовский, гладкий, морщинистый, философический, ясный, хмурый.

Нос: античный, классический, греческий, острый, правильный, привздернутый, приплюснутый, широкий,

Губы: вишневые, нитевидные, припухлые…

Волосы: черные, блестящие, каштановые, огненно-рыжие, смоляные, соломенные, пепельные, поседевшие, вьющиеся, воздушные, гладкие, ершистые, прямые, шелковые, шелковистые.

Взгляд: бархатный, мгновенный, гипнотический, испепеляющий, наблюдательный, огнемечущий, проницательный, безучастный, благодарный, восхищенный, задумчивый, сочувственный, торжествующий,

Улыбка: неизменная, неудержимая ослепительная, всепрощающая, гостеприимная, добросердечная.

- Словарный диктант по тематическому полю «Фотография».

На фотографии изображен, запечатлен, увековечен, снят; схвачен такой момент; остановлено мгновение, когда; фотография отражает, воссоздает; с фотографии на нас смотрит; взгляните на эти лица; предстает на снимке; становимся очевидцами тех далеких, удивительных, трагических дней; совершаем увлекательное путешествие в прошлое; мы можем иметь представление о…

7. Подведение итога работы

- Портретный очерк как жанр ученического сочинения, как композиционная форма сочинения, как творческая работа, наконец, вам известна. Но мы останавливаемся и пристально вглядываемся в лицо минувшего. Прошлое, запечатлевшееся на фотоснимках, близко и дорого нам. Прекрасный поэт Н.Рубцов, с творчеством которого нам скоро предстоит познакомиться, оставил задушевные строки, взятые в качестве эпиграфа к уроку (зачитывание эпиграфа). Поэт понял сокровенный смысл снимков из семейного альбома. Я думаю, что и вы это понимаете. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы наших родных и знакомых. Старые фотографии учат нас помнить своих предков, с уважением относиться к их жизни. А.С.Пушкин об этом писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»… Мы сегодня, когда утрачиваются вечные ценности, постараемся сделать шаг и приблизиться к этому вопросу - вопросу о нравственности своими творческими работами. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.

8. Задание на дом. Написать фрагмент портретного очерка.

Карточка 4.

Когда была сделана фотография?

Кто на ней изображен?

Как выглядят люди на фотографии (поза, одежда, выражение лица)?

Как они расположены по отношению друг к другу или к каким-либо предметам?

Что предшествовало моменту съемки?

Какие мысли и чувства вызвал у вас снимок?

Образцы творческих работ

Фотография из семейного альбома. Фрагмент портретного очерка.

И близких всех душа не позабудет.

Н.Рубцов.

- Мам, а каким был мой дедушка?

- Как и все.

- Но он не мог быть, как и все!

- Почему же, пойдем, посмотрим.

Она принесла старинный чемодан, открыла его, достала большой потрепанный альбом в красной бархатной обложке. Мы долго рассматривали фотографии в нем. Меня заинтересовала одна фотография. Это был очень старый снимок, весь пожелтевший, ему уже почти двадцать пять лет. Рассказывая, мама светлела в лице. Она вспоминала о дедушке только самое хорошее: «Он был очень добрым и в то же время строгим и справедливым. Трудолюбив был, мастер на все руки. Все его любили и уважали». Благодаря фотографии я узнала, каким был мой дедушка, Закиров Канзелбаян Закирович, хотя сама его не видела. Я внимательно всмотрелась в лицо. Какой ласковый, добрый взгляд у этого человека: задумчивый, несколько печальный, широкие брови, правильный нос, едва заметная, добросердечная улыбка.

За этими чертами легко разгадать характер. «Это был спокойный, уравновешенный, сдержанный, искренний человек со светлой, поэтичной душой, - продолжала мама, - ему были присущи скромность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, душевность, чуткость, трудолюбие». Одет дедушка в простую клетчатую рубашку, внешне - худощавый. Сфотографирован, видимо, на фоне своего крепкого хозяйства. «Это был Человек с большой буквы, благородный, порядочный», - это эхом перекликается с моими мыслями голос моей мамы. Дедушка умел найти подход к людям, любил природу. Хотя говорил он мало, но всегда с толком. Каждое его слово было ценным, стоящим. Мама до сих пор помнит советы, которые он им давал.

Я никогда его не забуду.

Юля Мельникова,

9 класс

Фотография из семейного альбома

Фрагмент портретного очерка


Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

Н. Рубцов

Снова я перелистываю старый фотоальбом. Старые фотографии учат нас помнить своих предков, с уважением относиться к их жизни. Прошлое, запечатлевшееся на фотоснимках, близко и дорого нам.

Вот передо мной фотография моей бабушки и её подруги, сделанная в сентябре 1975 года, 28 лет назад. Мне бы хотелось рассказать о моей бабушке.

На этой фотографии бабушка снята в пальто, которому уже два года, но оно выглядит, как новое. Поэтому можно сказать, что бабушка Ира аккуратная.

У неё круглое лицо, на фотографии оно задумчивое, наверное, бабушка вспоминала тот момент, когда её снимали в последний раз. Широкие брови и правдивые глаза говорят о том, что бабушка любит справедливость. Бабушка - открытый человек, на это нам указывает ясный лоб. Нос острый, губы нитевидные. Обычно говорят, что если у человека такая форма губ, то этот человек злой. В данном случае я с этим утверждением не согласна: бабушка очень доброжелательная и приветливая. У неё мечтательный взгляд и мягкая улыбка.

Я не уверена, что в жизни моей бабушки было много радостных моментов, но я рада, что сейчас она может спокойно наслаждаться жизнью.

Я поняла сокровенный смысл снимков из семейного альбома. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы наших родных и близких. Они учат нас помнить своих предков, с уважением относиться к их жизни.

Кузина Светлана,

9 класс


© 2010-2022