Рекомендации для родителей

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь формируются социальные установки, отношение к себе и обществу. Согласно теории Левина важным процессом переходного возраста является расширение жизненного мира личности, круга её общения, принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется, поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как вз...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район











«Рекомендации родителям по взаимодействию с подростками»

(рекомендация для родителей)





подготовил: Н.М. Матросова

социальный педагог

















ст. Камышеватская

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь формируются социальные установки, отношение к себе и обществу.

Согласно теории Левина важным процессом переходного возраста является расширение жизненного мира личности, круга её общения, принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется, поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Такая промежуточность положения подростка между взрослостью и детством ярко выражается в поведении. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределённость уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Причём чем резче различия между миром детства и миром взрослости, тем больше выражена конфликтность.

Поведение подростков во многом определяется самоотношением, которое на протяжении всего детства складывалось под влиянием родительской оценки поведения и личности ребёнка.

В зависимости от отношения подростка к родителям у него могут формироваться следующие типы самоотношения:

  1. самооценка ребенка является прямым воспроизводством оценки родителей;

  2. смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один - это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй - отголосок родительского видения ребёнка. Образ «Я» оказывается противоречивым;

  3. подросток воспроизводит точку зрения на себя, но даёт ей другую оценку;

  4. подросток ведёт борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае ребёнок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания;

  5. подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчёркивает, что таким он и хочет быть. Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье;

  6. подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребёнок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим.

Наиболее часто встречающиеся причины детско-родительских конфликтов связаны с родительским переживанием утраты близости с ребёнком и безуспешными попытками воспитать его с восторгом соответствии со своим замыслом. Таким образом, «вырастая из семьи», конфликтность подростка проявляется в детско-родительских отношениях.

Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, является:

  1. поведение ребёнка в школе или дома - неуправляем, «не желает подчинятся школьным требованиям», «невозможно заставить вымыть за собой чашку»;

  2. черты характера, расцениваемые как неприемлемые, - «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен» и т.д.

Многие родители, чтобы укрепить нарушаемый ребёнком уровень близости посредством «маневров» и «ловушек» навязывают ребёнку мнение о его слабости, неспособности самостоятельно мыслить и действовать. Что может вызвать как открытую, так и скрытую борьбу за доминирование. В чрезмерно опекающей семье эта борьба будет проявляться в капризном доказывании родителям непосредственной собственной самостоятельности. Авторитарная семья с жёсткой иерархической диктатурой не даёт ребёнку возможности открыто заявлять о своём несогласии. Тогда ребёнок, вооружённый способами общения авторитарных родителей пойдет самоутверждаться к сверстникам, совершая значимые, подтверждающие его силу поступки. Самыми допустимыми и заметными, к сожалению, являются агрессивные действия, с прямой демонстрацией силы (драки, словесная агрессия) и вызовом социальным нормам (правонарушения, алкогольная и наркотическая зависимость).

Итак, в подростковом возрасте основная проблема детско-родительских отношений недостаточное предоставление ребёнку самостоятельности (желание воспринимать подростка всегда маленьким).

Во избежание конфликтов необходимо:

  1. принимать изменяющегося ребёнка, признавая факт его взросления;

  2. следует интересоваться мнением ребёнка в ходе решения вопросов семейной жизнедеятельности (это будет способствовать формированию собственной позиции, ответственности, чувства сопричастности (я не одинок));

  3. учитывать его решения и взгляды;

  4. несмотря на внешнюю независимость подросткам очень нужна помощь взрослого, которую необходимо преподносить как предложение, предоставляя свободу выбора: отвергнуть или принять помощь, т.о. руководство должно выглядеть как разумная опека;

  5. важно привлекать подростка к общей деятельности, в которой он будет выступать как равноправный участник (а не помощник, как ранее). Позволять ребенку замещать взрослого в какой-либо деятельности;

  6. ни в коем случае не препятствовать общению со сверстниками;

  7. во избежание формирования аморальных ценностей не назидательно, в непринужденной беседе, обсуждать нравственные темы, преподнося адекватные способы действия;

  8. предоставить ребёнку широкий круг информации для формирования собственного мировоззрения. Наказания за поступки ни в коем случае не должны быть физическими и обязательно должны быть объяснены, причём не никчемностью и отрицательностью личности ребёнка, а её неадекватным, обидным поведением. При этом важно обращаться к собственным чувствам, что поведение ребёнка огорчает, что вы теряете доверие, что вам больно видеть ситуацию и др.;

  9. не забывать хвалить ребёнка, когда он того заслуживает. Зачастую случается так, что порицания и критику подросток в свой адрес слышит чаще, чем похвалу и поощрение, что способствует формированию у него негативного самоотношения.

Но, прежде всего, необходимо помнить, что семья - это источник эмоциональной поддержки. Ни при каких обстоятельствах нельзя отказываться от ребёнка, потому что он «плохой», необходимо вместе с ним преодолевать все трудности.

Обращая внимание подростка на его положительные качества и поступки, родители будут создавать у ребёнка комплекс личностных ресурсов, позволяющих противостоять негативным влияниям.




© 2010-2022