Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рекомендовано»

МО учителей гуманитарного цикла

__________ А.А.Ашинова

Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ С.Ю.Теучеж


«____»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №11 х.Шевченко

_____________А.И.Чич


Приказ № ___ от «___»______________2015 г.






Рабочая программа к учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 класса


Учебник: Основы религиозных культур и светской этики

Автор(ы) учебника: А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова



Количество часов в 4 классе: в год -35 ч.

в неделю-1 ч.



Преподаватель : Теучеж Сара Юсуфовна,


учитель высшей категории







МБОУ СОШ №11 х. Шевченко

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования выступает духовно-нравственное воспитание личности. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации (2007 г. и 2008 г.) подчеркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Приоритетное значение духовно-нравственного воспитания и развития личности заложено в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373) и проекты образовательных стандартов второго поколения для основной и старшей школы, методологической основой разработки и реализации которых является Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (Концепция). В условиях разрушения традиционных форм идентичности необходимость решения этических, правовых, психологических воспитательных проблем многократно усиливается. Центром, объединяющим население на основе обучения правовым основам взаимодействия, изучения достижений национальных культур, воспитания уважения к обычаям, традициям и ценностям живущих рядом народов, становится российская школа.

В соответствии с Концепцией «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». В этом контексте как реализацию главной стратегической задачи российского образования «формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности» необходимо рассматривать и включение в образовательные программы общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». Этот курс направлен на формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Актуальность введения данного курса в школьную программу связана с проявляющимся в последнее время отсутствием у обучающихся нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, недостатком сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточным уважением к самобытной культуре своего народа и представителей других конфессий.

Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ составлена на основе нормативно-правовой базы:

  1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632).

  2. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

  3. Требования государственного образовательного стандарта (п. 12.4).

  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная.

  6. Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

2. Развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

3. Обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

4. Развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения и учебном плане

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (в 4-м классе). По содержанию и месту в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны,

учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и

настоящего.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.

Обучающиеся изучают один из модулей по выбору родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа в 4 классе (1 час в неделю, в вариативной части учебного плана). Оценивание курса - безотметочное. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Умения и качества обучающихся, вырабатываемые при прохождении курса:

  1. Коммуникативные умения - способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.

  2. Ответственность и адаптивность - личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.

  3. Творчество и любознательность - способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.

  4. Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

  5. Умения работать с информацией и медиасредствами - умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

  6. Межличностное взаимодействие и сотрудничество - способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

  7. Умения ставить и решать проблемы - способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

  8. Направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

  9. Социальная ответственность - способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской -государственности;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Структура рабочей программы

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики») - 34 часа

4 класс

Раздел 1. Знакомство с новым предметом. (2 часа).

Раздел 2. Знакомство c основами светской этики. (2 часа).

Раздел 3.Этические учения о добродетелях. (4 часа).

Раздел 4. Этика о нравственном выборе.(6 часов).

Раздел 5. Этика о добродетели и справедливом государстве.(3 часа).

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни.(4 часа).

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу.(5 часов).

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам.(4 часа).

Раздел 9 Презентация детских творческих работ

и их обсуждение... (4часа)

Все разделы посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

8 раздел итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу обучающегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д. ), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля - защита презентаций.

Тематическое планирование



Тема

Количество часов

Теория

Практика


Р- I.

Знакомство с новым предметом.

2



1

Россия - наша Родина


1



2

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества


1


Р-II

Знакомство с основами этики.

2



3

Диалог о философии и этике.


1


4

Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.


1


Р-III

Этические учения о добродетелях.

4



5

Что такое добродетель.


1


6

Учение Аристотеля о добродетелях.


1


7

Нравственные качества.


1


8

Терпение и терпимость.


1


Р-IV

Этика о нравственном выборе.

6



9

Суд над Сократом.


1


10

Убеждения.


1


11

Нравственный выбор.


1


12

Совесть. Долг.


1


13

Ответственность.


1


14

Этика о воспитании самого себя.


1


Р- V

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.

3



15

Справедливость.


1


16

Государство, основанное на справедливости.


1


17

Государство. Светская этика.


1


Р-VI

Нравственный закон человеческой жизни.

4



18

Нравственный закон. Десять заповедей.


1


19

Заповеди любви.


1


20

Любовь - основа жизни.


1


21

Прощение.


1


P-VII

Этика об отношении людей друг к другу.

5



22

Древнегреческие мыслители о дружбе.


1


23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.


1


24

Мысли и поступки. Слова и речь.


1


25

Милосердие.


1


26

«Золотое правило нравственности».


1


P-VIII

Как сегодня жить по нравственным законам.

4



27

Нравственные законы в современном мире.


1


28

Альберт Швейцер.


1


29

Этическое учение Л.Н.Толстого.


1


30

«Идти дорогою добра»



1






31

Презентация детских творческих работ и их обсуждение.



1

32

Презентация детских творческих работ и их обсуждение.



1

33

Презентация детских творческих работ и их обсуждение.



1

34

Презентация детских творческих работ и их обсуждение.



1

35

Презентация детских творческих работ и их обсуждение.



1


Итого

35

29

6











ТЕМА УРОКА

Планируемое

кол-во часов


Дата прове-дения урока по плану

фактическое

Кол-во

прове-

денных

часов

Причина отставания

Коррекция даты

Д/З

По разделам

По темам

Р- I.

Знакомство с новым предметом.

2







1

Россия - наша Родина


1

8.09

1



Стр.4-8

2

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.


1

15.09

1



Стр.9-16

Р-II

Знакомство с основами этики.

2







3

Диалог о философии и этике.


1

22.09

1



Стр.18-23

4

Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.


1

29.09

1



Стр.24-28

Р-III

Этические учения о добродетелях.

4







5

Что такое добродетель.


1

06.10

1



Стр.30-32

6

Учение Аристотеля о добродетелях.


1

13.10

1



Стр.33-35

7

Нравственные качества.


1

20.10

1



Стр.36-39

8

Терпение и терпимость.


1

27.10

1



Стр.40-44

Р-IV

Этика о нравственном выборе.

6







9

Суд над Сократом.


1

17.11

1



Стр.46-49

10

Убеждения.


1

24.11

1



Стр.50-52

11

Нравственный выбор.


1

01.12

1



Стр.53-56

12

Совесть. Долг.


1

08.12

1



Стр.57-60

13

Ответственность.


1

15.12

1



Стр.61-65

14

Этика о воспитании самого себя.


1

22.12

1



Стр.66-68


ТЕМА УРОКА

Планируемое

кол-во часов


Дата прове-дения урока по плану

фактическое

Кол-во

прове-

денных

часов

Причина отставания

Коррекция даты

Д/З

По разделам

По темам

Р-V

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.

3







15

Справедливость.


1

12.01

1



Стр.70-73

16

Государство, основанное на справедливости.


1

19.01

1



Стр.74-77

17

Государство. Светская этика.


1

26.01

1



Стр.79-84

Р-VI

Нравственный закон человеческой жизни

4







18

Нравственный закон. Десять заповедей.


1

09.02

1



Стр.86-89

19

Заповеди любви.


1

16.02

1



Стр.90-93

20

Любовь - основа жизни.


1

01.03

1



Стр.94-97

21

Прощение.


1

15.03

1



Стр.98-100

P-VII

Этика об отношении людей друг к другу.

5







22

Древнегреческие мыслители о дружбе.


1

05.04

1



Стр 102-105

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.


1

12.04

1



Стр 106-110

24

Мысли и поступки. Слова и речь.


1

17.04

1



Стр 111-115

25

Милосердие.


1

22.04

1



Стр 116-120

26

«Золотое правило нравственности».


1

29.04

1



Стр 121-124

ТЕМА УРОКА

Планируемое

кол-во часов


Дата прове-дения урока по плану

фактическое

Кол-во

прове-

денных

часов

Причина отставания

Коррекция даты

Д/З

По разделам

По темам


P-VIII

Как сегодня жить по нравственным законам.

4







27

Нравственные законы в современном мире.


1

03.05

1



Стр126-129

28

Альберт Швейцер.


1

10.05

1



Стр130-134

29

Этическое учение Л.Н.Толстого.


1

10.05

1



Стр135-138

30

«Идти дорогою добра»


1

17.05

1



Стр.139-143

31

Презентация детских творческих работ и их обсуждение. Практическая работа


1

17.05

1




32

Презентация детских творческих работ и их обсуждение. Практическая работа


1

24.05

1




33

Презентация детских творческих работ и их обсуждение. Практическая работа


1

24.05

1




34

Презентация детских творческих работ и их обсуждение. Практическая работа


1

31.05

1




35

Презентация детских творческих работ и их обсуждение. Практическая работа


1

31.05

1







Итого



35



35




35







Совместная деятельность школы, семьи и общественности в преподавании предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями, общественными и религиозными организациями. Взаимодействие школы и семьи несомненно имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. Это одно из важных условий эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей)

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений на ступени начального общего образования в организации преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период ее истории.

Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должна быть основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

Литература

  1. Доманский, Е. В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции» // Интернет-журнал «Эйдос» - 2003. - 24 апреля. - Режим доступа: eidos.ru.

  2. Педагогическое речеведение: словарь справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской, В. Н. Мещерякова. - М,.1997.

  3. Перелыгина, Е. А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса») / Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман. - 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2008.

  4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009.

  5. Православный толково-орфографический словарь школьника / Под ред. Проф. Архиповой Е .В. - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

  6. Регирер, Е. И. Развитие способностей исследователя. - М., 2003.

  7. Рыжкова, Т. В. Литературное развитие младших школьников: учебное пособие. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

  8. Савенко,в А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2006.

  9. Савенков, А. И. Психология детской одаренности. - М., Генезис., 2010.

  10. Соколова, Т. Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

  11. Соколова, Т. Е. Информационно-поисковые умения. От наблюдения и описания к сравнению: учебно-методическое пособие. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

  12. Соколова, Т. Е. Информационно-поисковые умения. Познавательное общение в начальном образовании: Учебно-методическое пособие. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

  13. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2000.

  14. Чутко, Н. Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.



© 2010-2022