Элективный курс «Уникальный мир культур сибирских народов»

"Выдержка из материала: Смысл технического процесса должен заключаться не в том, чтобы разрушать традиционные культуры, а в том, чтобы обеспечить в их рамках существование человека. Чтобы культурные традиции малых народов не ушли в небытие, необходимо уже в школе формировать у учащихся интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуре коренного населения Югры как основе гуманитарного, экологического и духовного образования, так как изучение местных традици...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уникальный мир культур сибирских народов

Уникальный мир культур сибирских народов тем интересен, что, сколько бы о нём ни писали, он всегда будет оставаться для всех, прикасающихся к нему извне, удивительно красочным, похожим на северное сияние.

Потребность знать край, в котором живешь, рано или поздно возникает у каждого. Изучать свой край - значит ежедневно узнавать что-то новое о жизни округа и его многонационального народа.

Российская земля сегодня - это страна контрастов. Примером этого контраста является Югорская земля, где рядом с охотничьими угодьями ханты и манси построены современные развитые города. Часть культурной жизни коренного народа Севера уходит прямо на наших глазах. Смысл технического процесса должен заключаться не в том, чтобы разрушать традиционные культуры, а в том, чтобы обеспечить в их рамках существование человека. Чтобы культурные традиции малых народов не ушли в небытие, необходимо уже в школе формировать у учащихся интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуре коренного населения Югры как основе гуманитарного, экологического и духовного образования, так как изучение местных традиций, быта и фольклора способствует развитию духовной культуры человека. Так возникла идея создания элективного курса, на котором бы дети могли получить информацию о культуре коренного населения Югорская края, ставшего для многих из нас родиной.

Элективный курс для учащихся 9-х классов так и называется «Духовная культура коренных народов Югры». Опрос учащихся, родителей показал, что люди плохо представляют себе культуру коренных жителей Югры, но считают необходимым и важным ее изучение.

Мировоззрение ханты и манси всегда было глубоко экологичным. За многие века обитания в суровых таёжных районах обские угры создали самобытную духовную культуру. Эта культура выработала целую систему правил - запретов и предписаний, которые должен соблюдать каждый человек. Они же составляют основу мировоззрения коренного населения Югры.

Ханты и манси создали уникальную культуру, в том числе богатое устное народное творчество - фольклор. Среди них имеются мифические сказания о возникновении на земле людей, животных, растительного мира; песни, посвященные духам предков; сказки; загадки; пословицы, поговорки.

Материалом для этих произведений служила окружающая природа и многообразная жизнь человека: его борьба за счастье, верования, обычаи.

Устное народное творчество отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, мировоззрение, нравы, обычаи.

Религия и фольклор народов ханты и манси были тесно переплетены, что свойственно обществу далекого прошлого. Их мифология была первой попыткой объяснить мир и человека. Язычество, вера в духов пронизывали всю религию северных народов. Это и нашло отражение в устном народном творчестве. Изучение духовной культуры коренных народов Югры должно стать предметом национальной гордости, который нужно знать и уважать, так как это наша история.

Элективный курс «Духовная культура коренных народов Югры» находится в межпредметной связи с уроками литературы, истории, географии, на которых изучается региональный компонент, но данный элективный курс глубоко изучает раздел духовной культуры коренных народов Севера, не включенный для изучения ни в один из указанных учебных предметов. А вместе с тем он содержит ценные знания для формирования патриотических чувств и бережного отношения к культуре, истории родного края. В программе элективного курса рассматриваются особенности традиционных культур коренного населения Югры, мифологические представления ханты и манси о возникновении жизни на Земле, религиозные верования и языческий пантеон, материальная культура северных народов и особенности устного народного творчества. В данных курс также входит тема, изучающая творчество современных литераторов и художников, раскрывающих самобытность Югорской земли и его народа через сказки, легенды, загадки, пословицы, игры и приметы. Всё это представляет собой уникальный материал для расширения кругозора об истории и культуре народов ханты и манси.

Данный элективный курс способствует формированию познавательного интереса учащихся к культурному наследию своего края.

По типу элективный курс относится к межпредметным курсам, цель которого интеграция знаний учащихся о природе и обществе, а также активизация познавательной деятельности школьников. Курс рассчитан на 36 часов.

Наиболее эффективными методами и приёмами изучения материала являются: беседа, экскурсии, исследовательская деятельность, запись фольклорных текстов, рассматривание предметов культа и быта, обсуждение, творческая работа.

ЦЕЛИ КУРСА:

  • формировать представления учащихся о духовной культуре коренных народов Югры;

  • изучить самобытность и уникальность духовной сферы народов ханты и манси;

  • формировать бережное отношение к культуре и традициям коренного населения Югры.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • познакомить учащихся с историей происхождения коренных народов Севера и особенностью языка;

  • познакомить с истоками зарождения духовной культуры ханты и манси;

  • раскрыть религиозные представления коренного населения Югры;

  • познакомить с иерархией главных божеств в верованиях ханты и манси;

  • познакомить с основами религиозных верований ханты и манси, определяющих их жизнеустройство;

  • проследить, как язычество проявлялось в сказаниях и легендах народов ханты и манси;

  • познакомить с творчеством современных литераторов и художников, рассказывающих о жизни коренных народов Севера.

ПЛАН КУРСА

ТЕМА №1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

1.Введение в курс «Духовная культура коренных народов Севера». Актуальность изучения темы.

2.Расселение и язык коренных народов Севера.

3.Краткое введение в историю культуры коренных народов Севера.

ТЕМА №2.ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЮГРЫ

1.Мифологические представления ханты и манси о возникновении жизни на Земле.

2.Представление коренного населения о мире:

а) вера в духов;

б) языческие ритуалы и обряды.

3.Языческий пантеон:

а) главные божества в религиозных представлениях ханты и манси;

б) иерархия главных божеств;

в) божества - покровители Югорской Земли.

4.Два философских взгляда на устройства жизни на Земле:

а) горизонтальное устройство мира;

б) вертикальное устройство мира;

в) связь между слоями жизненного пространства.

ТЕМА №3. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

  1. Образ жизни ханты и манси;

  2. Жилище и одежда;

  3. Домашняя утварь;

  4. Хозяйственный календарь народов Севера;

  5. .Приметы;

  6. Финно-угорская система исчисления.

ТЕМА №4. МИФОЛОГИЯ ХАНТЫ И МАНСИ КАК ДУХОВНАЯ ОСНОВА РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

  1. Мифологическая картина мира обских угров.

  2. Основные мотивы мифологических сказаний.

ТЕМА №5. ШАМАНИЗМ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СЕВЕРА

  1. Духи верхнего, среднего и нижнего миров.

  2. Шаманы как хранители традиций.

ТЕМА №6. ФОЛЬКЛОР КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

  1. Жанры устного народного творчества;

  2. Сказочные сюжеты;

  3. Легенды, сказки, мифы;

  4. Малые жанры устного народного творчества;

  5. Современные писатели ХМАО;

  6. Хантыйские игры.


© 2010-2022