• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Взаимосвязь учителей и воспитателей в речевом развитии учащихся, коррекции их речи

Статья Взаимосвязь учителей и воспитателей в речевом развитии учащихся, коррекции их речи

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимосвязь учителей и воспитателей в речевом развитии учащихся, коррекции их речи.

Взаимосвязь.

Весь процесс обучения, воспитания, коррекции развития личности учащегося направлен на то, чтобы облегчить адаптацию детей с недостатками слуха, сделать ее более благополучной.

Насколько благополучно наши дети адаптируются в социальной среде, во многом зависит от системы работы, ведущейся в школе. В этой системе помимо учебных занятий большое значение имеет внеклассная воспитательная работа.

Формирование и совершенствование словаря относится к числу первоочередных задач в комплексе мероприятий по развитию речи учащихся с недостатками слуха. Интенсивному пополнению лексического запаса, уточнение значения слова способствует совершенствованию предметно-практической, игровой деятельности учащегося, расширение и усложнение его речевой практики. У детей с недостатками слуха наблюдается существенный недостаток словаря, носящий стойкий характер. Прежде всего, нужно отметить его малый объем и значительный (в сравнении с нормой) разрыв между пассивным словарем (включающим слова, которые говорящий понимает, но не употребляет сам) и активным. Наши учащиеся не знают значительное число широко употребляемых слов, в том числе относящихся к обиходно-бытовой лексике, как правило, не владеют средствами синонимами, не осознают смысла переносного значения. Несформированность словаря в известной мере затрудняет процесс обучения. Эффективность коррекционно-речевой работы возрастает при активном включении в нее воспитателей.

Внеклассные мероприятия (экскурсии, прогулки, беседы) создают оптимальные условия для коррекции речи. Бытовая лексика, которую не всегда можно широко использовать на уроках, прочно усваивается в естественной обстановке в процессе практической деятельности учащихся при выполнении режимных требований. Непринужденная атмосфера внеурочного времени благоприпятствует сочетанию речевых высказываний с реальными отношениями, возникающими в жизни. Естественность же ситуации способствует раскрепощению учащегося, стимулирует его к речевому общению с окружающими, а воспитателю позволяет широко использовать синонимы, слова в переносном смысле, пословицы, поговорки, иллюстрируя их контекстом ситуации. Таким образом, воспитатель обладает значительными возможностями для обогащения, уточнения, расширения словарного запаса учащихся и коррекции их речи. Ориентиром в выборе лексического материала должны служить требования программы, домашние задания учителей, речевые возможности учащихся, рекомендации учителей-дефектологов. При общении с учащимися воспитателю необходимо как можно чаще пользоваться словами, вводимыми в словарь, включать их в разнообразные синтаксические конструкции в различных грамматических формах. Формирование словаря, согласно методике речевой работы, предполагает:

  1. обогащение его (пополнять неизвестными словами);

  2. уточнение (наполнение содержанием слов, имеющихся в словаре, усвоение многозначности)

  3. активизацию (перевод слов пассивного словаря в активный, включение слов в словосочетания, предложения).

В работе по развитию и коррекции речи учащихся воспитателю следует выполнять ряд методических требований:

  1. учитывать дефект и индивидуальные особенности учащихся;

  2. включать словарную работу во все виды деятельности учащихся (учебную, трудовую, игровую);

  3. развивать и корректировать речь, опираясь на наглядную ситуацию и практическую основу.

Реализация этих методических требований осуществляется воспитателем в процессе специальных тренировочных словесных упражнений и дидактических игр, которые совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи учащихся.

Когда идет обучение практическим навыкам, все действия сопровождаются речью, а показ сочетается с объяснением и последующей оценкой этой деятельности.

Приведу пример словарной работы, проводимый воспитателем на материале привития навыков самообслуживания. Здесь можно использовать разнообразный лексический материал, который включает в свой состав: имена существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги. Тема: «Уборка постели». В качестве основных заданий на занятии можно ученикам предложить:

А) назвать предметы, их часть, материал, цвет, форму, величину;

Б) назвать предметы, входящие в постельное белье, потом дать обобщающее название;

В) назвать действия, выполняемые при застилании постели, выполнить эти действия, оценить работу товарища, свою собственную работу:

Г) Угадать предмет по описанию, отгадать загадку, дополнить фразу (с опорой на вопросы «Какой?», «Как?», «Когда?», «Чей?»)

Учитывая особенности речевого развития наших учащихся воспитатель может использовать дополнительные задания, которые совершенствуют лексические фонетико-фонематические и элементарные морфологические представления учащихся. Например:

А) назвать предметы, в наименовании которых есть определенный звук (постель, подушка, простыня)

Б) перечислить слова, которые имеют общую морфологическую часть - (разгладить, расстелить, разложить)

В) определить название предмета по окончанию прилагательного

( мягкое - одеяло; мягкая - подушка).

Вот примерный план занятия:

Сначала воспитатель сообщает о предстоящей совместной работе (деятельности): «Для того чтобы в спальне было уютно и красиво, все постели должны быть аккуратно застелены. Сейчас будем учиться этому. Сначала мы снимем все постельное белье и положим его на стул (повесим на спинку кровати). Снимем простыню, встряхнем ее; взобьем подушку, расправим одеяло в пододеяльнике. Теперь мы поправим матрас и расстелем простыню, накроем ею матрас, разгладим ее. Потом вложим в пододеяльник одеяло и аккуратно расправим их. Накроем их сверху покрывалом, положим на него подушку. После этого ладонями разгладим (расправим) неровные места.

Посмотрите, ребята, постель получилась у нас ровная, красивая, аккуратная».

Все фразы написаны (или глаголы, которых здесь много употреблено) на табличках и сопровождаются показом практических действий. Ученики смотрят, слушают, проговаривают слова с воспитателем. Затем воспитатель руководит работой учащихся, оказывает помощь и учит точно описывать свои действия. «Что нужно сделать сначала? Куда мы положим белье и т.д.». На первом занятии словарной работы ответы могут быть краткими, на втором, третьем воспитатель стимулирует учеников к активному употреблению отрабатываемого лексического материала, обращает внимание на правильность грамматической формы, правильное согласование слов, включает их в словосочетания, предложения. Потом оценивает работу учащихся. «Давайте сравним, как у кого застлана постель. Кто как справился с работой?». Сначала оценивает работу сам, затем учащийся, где в речь вводит сложные предложения с союзами: потому что, для того, чтобы.

По мере овладения словарем и практическими действиями, воспитатель использует речевые игры, загадки: «Что я загадала?»

Дает словесное описание предмета, по которому его легко определить:

«Белое, мягкое, пушистое, шерстяное» - (одеяло)

«Большой, плотный, упругий, полосатый» - (матрас)

Далее идет усложненный вариант загадок - сравнение группы предметов и их признаков:

«Большой, белый, полотняный, прямоугольный» - (пододеяльник)

«Большая, белая, полотняная, прямоугольная» - (простыня)

«Отгадай».

Воспитатель проговаривает детям текст загадки с пропуском слова-отгадки:

«Стелят на матрас меня, называют……(простыня)

«Кладут меня под ушко, зовут меня…..(подушка)

Отвечая на загадку, ученики должны пояснить, какие слова в ней помогли им найти правильный ответ.

В процессе формирования лексического запаса учащихся помимо загадок воспитатель применяет различные речевые игры. Не буду останавливаться на их роли и значении, перечислю некоторые из них, адекватной этой же теме. Например, Игра.

«Какие бывают?» - закрепляет название материала, из которого изготавливаются постельные принадлежности, учат образовывать прилагательные от существительных.

«Одеяло, сделанное из ваты» - (ватное), а как назвать одеяло из шерсти?

«Наволочка из ситца» - (ситцевая); подушка из пуха - (пуховая).

Игра «Как сказать иначе?» - обогащает речь учащихся синонимами. В процессе игры ученики учатся отыскивать слова с близким значением, обогащают свой лексический запас:

- койка, кровать; покрывало - накидка; постелить - расстелить; разостлать - приготовить постель; ровно - гладко; сначала - сперва.

Игра «Как сказать наоборот?» - насыщает словарь учащихся антонимами: надеть - снять; разгладить - скомкать; чистый - грязный; мятый - глаженый; лентяй - труженик.

Воспитатель (следит) контролирует высказывания учащихся, следит, в частности, за грамматически правильным оформлением предложений. Занятия и повседневные дела должны проводиться ежедневно и в разнообразных формах, включая занятия, прогулки, беседы, режимные моменты.

Внеклассная работа по формированию речи учащихся связана с изучением общеобразовательных предметов: математики, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, историей. На уроке математики ученику задают вопрос:

- Какими монетами можно набрать 85 копеек?

А с воспитателем учащийся набирает эти монеты при покупке товара уже в магазине. Работу по формированию обобщающих понятий учитель ведет на уроках развития речи, воспитатель - на своих занятиях.

«Узнай, что это?» - игра по теме «Сервировка стола и заваривание чая». Ученики называют предметы чайной посуды или по названию находят нужный предмет или на ощупь, с закрытыми глазами, определяют, какую посуду держат в руках. Формируется обобщающее понятие: чашка, блюдце, стакан, чайник - чайная посуда. Воспитатель рассказывает о сервировке стола к чаю, затем идут упражнения по сервировке стола и завариванию чая. Режимные же моменты - завтрак, обед, ужин - служат закреплением навыков, ученики накрывают на стол, стараются соблюдать правила, о которых узнали на занятиях. («Как ты попросишь подать хлеб?» «Как поблагодаришь?» «В какой руки держать нож?» «Из какой посуды мы едим?» «В какой посуде готовят чай? Суп? «Правильно ли положены приборы? Стаканы?» «Где должен стоять хлеб? Компот?» и т.д.

Работу можно проводить и по другой схеме, когда занятию предшествуют экскурсии. После экскурсии воспитатель проводит беседу, обобщает и сообщает новые сведения по данной теме.

Работа по развитию и коррекции речи может эффективно включатся и в развитие навыков самообслуживания, выработке которых в начальных классах отводится значительное время. Ситуации, предполагающие словарную работу, достаточно разнообразны: уборка в классе и спальне, уход за обувью и одеждой, самообслуживающий труд.

Такие режимные моменты, как утренний и вечерний туалет, показывают, что большинство детей не знают, зачем следует умываться, чистить зубы и как следует это делать правильно. Многие умываются без мыла, особенно днем, не засучив рукава, льют воду на пол, оставляют открытый кран, не смывают воду в туалете - с помощью целенаправленных вопросов - «Все ли ты помыл? Аккуратно ли у тебя причесаны волосы? Что ты забыл сделать? С чего надо начать уборку класса? Как нужно сложить одежду? Обувь?», замечаний, наглядного примера, проговаривания фраз создаются условия для формирования и закрепления навыков и развития речи.

Нет другого столь надежного показателя уровня воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми, как их реальные достижения в речевом развитии.

«Речь детей с недостатками слуха, готовность общаться друг с другом и с взрослыми, качество речевых высказываний, уровень восприятия и понимания обращенной к ним речи - все это вскрывает картину их жизни в школе-интернате. И пожелание, чтобы осмысленная речь звучала повсеместно, чтобы дети буквально «купались в языке». (П.Олерон).



© 2010-2022