Статья: Формирование информационно-технологической компетенции

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ ЖӘНЕ

ӘЛЕУМЕТТІК ДАМУ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ҚОСТАНАЙ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

КОСТАНАЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ







БАЯНДАМА


ТАҚЫРЫБЫ:«АҚПАРАТТЫҚ - ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІНҚАЛЫПТАСТЫРУ»


ДОКЛАД


ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕНТЕНЦИИ»







Подготовила: Кожабекова З.Х. преподаватель предмета «Фармакология»






г. Костанай

2016 год

План:

  1. Введение

  2. Компентенция, определение

  3. Информационные компетенции

  4. Формирование ИТК студента

  5. Формирование ИТК преподавателя

  6. Использование ИТ обучающимися

  7. Использование ИТК на занятиях по предметам «Фармакология», «Основы фармакологии», «Фармацевтическое товароведение».

  8. Выводы.

  9. Литература.








«Те сомнения, которые не разрешит теория, разрешит тебе практика»

Людвиг Фейербах

Введение

В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают в нашу жизнь. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития всех сфер человеческой деятельности.

Стремительно набирая темпы в последние десятилетия, прогресс на фоне повсеместного внедрения компьютерных информационных технологий (IT-технологий) охватил и медицину. Сегодня информационные системы в медицине используются всё шире и шире. При создании серьёзной клиники без IT-составляющей уже не обойтись. Особенно актуально их внедрение в практику деятельности коммерческих клиник и медицинских центров, ведь помимо пользы для медперсонала и пациентов, информационные системы выгодны с чисто экономической точки зрения.

Китайская мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога. Использование компьютерных технологий на уроках - это существенное обновление содержания образования, и поэтому преподаватель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий.

Компетенция, определение

Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения деловых и личностных качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали называть компетенциями.

Определяющими признаками понятия «компетенция» являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого человека в постоянно меняющемся обществе, четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Формирование ИТК студента

По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения

Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или OpenImpress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления проектов.

Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий - энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Главное их преимущество - они позволяют cтуденту проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты (kahoot). Главное их достоинство - быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе студенту доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

Обучающие игры и развивающие программы - это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение студентами всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех занятиях, в том числе и на уроках фармакологии. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

Формирование ИТК преподавателя

Актуальность внедрения компетентностных технологий в практику среднего профессионального образования в настоящее время обусловлена двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях профессиональной деятельности.

Но внедрение инновационного компонента полностью не решает проблемы формирования ИТК педагога ПО, т.к. он должен не только владеть информационными технологиями на уровне пользователя, но и сам проектировать и создавать дидактическое обеспечение учебного процесса (создавать электронные тесты, материалы на электронных носителях, электронные слайды, разрабатывать электронные учебники и т.д.).

Анализ научной психолого-педагогической литературы констатирует неоднозначность трактовки термина «информационно-технологическая компетентность». На основе анализа имеющихся толкований данной дефиниции было сформулировано определение информационно-технологической компетентности педагога профессионального обучения, под которой понимается совокупность профессиональных качеств педагога профессионального обучения, в основе которых лежат способности, знания, умения и навыки в области освоения, преобразования и создания новых информационных технологий и опыта их применения в профессиональной деятельности.[№1]

На основании системного подхода к подготовке педагога разработана педагогическая система формирования информационно-технологической компетентности педагога

- для достижения высокого уровня требуемой информационно-технологической компетентности педагогов профессионального обучения необходимо своевременное обновление содержания учебных дисциплин с учетом требований информационного общества;

- процесс формирования информационно-технологической компетентности должен быть целенаправленным и систематическим, охватывать весь период обучения. В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Одним из условий подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих преподавателей.

интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

Педагогические цели использования ИКТ:

Это развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:

развитие мышления,развитие коммуникативных способностей,развитие навыков исследовательской деятельности,формирование умений принимать решения в сложных ситуациях,формирование информационной культуры.

Это реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,подготовка мобильных конкурентоспособных личностей.

Это интенсификация образовательного процесса:выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ, углубление межпредметных связей.

Но существуют проблемы и недостатки ИТ

Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.

Вера студента во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого он становится беспомощным.

Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.

Использование ИТК на занятиях по предметам «Фармакология», «Основы фармакологии», «Фармацевтическое товароведение».

Применение компьютерной техники на занятиях по предмету «Фармакология», «Основы фармакологии», «Фармацевтическое товароведение» делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый студент работает активно и увлечённо, у студентов развивается любознательность, познавательный интерес.

Занятия построены таким образом, чтобы в учебный процесс была задействована вся группа.

Обучающиеся по изучаемым темам готовят реферативные сообщения и кроссворды в бумажном и электронном варианте, создают презентации по фармацевтическим группам, а также по лекарственным средствам, имеющимися на фармацевтическом рынке Республики Казахстан, с указанием доз и лекарственных форм и путей введения.

На практических занятиях используется материал, подготовленный на электронных носителях. Этот же материал используется в игровых технологиях (ролевые игры, ситуативные задачи), в методах дебатов, проблемных дискуссиях, что дает студентам самостоятельно смоделировать ситуации , прогнозировать и принимать решения, связанные с применением отдельных лекарственных средств или дать характеристику всей фармацевтической группе и провести активное обсуждение.

На теоретических и практических занятиях используется интерактивная доска для просмотра видеофильмов, решения кроссвордов и выписывания рецептов.

Студенты пользуются интернет-ресурсами, а также электронными учебниками. В секции НОУ «Фармацевт» активно используют возможности информационных технологий, что дает более глубокие познания по исследуемой теме.

В сфере преподавания фармакологии ИТК открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживление», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Для меня компьютер - это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного человека.

На открытом занятии по предмету «Фармакология» по теме «Фармакокинетика лекарственных средств»я использовала следующие методы и технологии:

-ИКТ;

-мультимедийная;

-акмеологическая;

-работа в малых группах;

-задания с опережением.

Все это позволило активно взаимодействовать преподавателю и студентам в учебном процессе, результатом которого явилось повышение интереса к изучаемому предмету, а через него и сформировать любовь к профессии.

Интерес появился у студентов с разным уровнем знаний, что предполагает повысить качество усвоения и выявить возможность просмотреть, какие же трудности возникают при изучении темы и на что нужно обратить внимание, выявляются слабые и сильные стороны в преподавании дисциплины.

ИТК используются также при подготовке тестов(оформлении банка вопросов и заданий), проведении тестирования (предъявления вопросов, обработки ответов) при решении ситуационных задач по дисциплине «Основы фармакологии» для специальности «Медицинская сестра»

Таким образом, теоретические знания и практические навыки по использованию ИКТ при подготовке и проведении уроков включают в себя знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования в своем предмете.

Такие знания и навыки позволяют преподавателю:

• повысить интерес к предмету;

• сделать урок современным;

• доступным для усвоения материала учениками;

• возможность эмоционально и образно подать материал;

• установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и учителем;

• повысить учителю свою профессионально- педагогическую компетенцию.

Выводы.

Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае! Я, как преподаватель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.


Литература

1. Горшкова М.В. Информационная компетент- ность преподавателя как условие эффективного управления образовательным процессом [Элек- тронный ресурс].

2. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Брянск, 2002. - 19 с.

3. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека - новое качество результата образования: мат. XIII Всерос. совещания. - М.: Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва подг-ки спец-в, 2003. - С. 4-13.

4. Ионова О.Н. Приемы и методы обучения в области информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. - 2006

5 Современная профессиональная диагностика (электронный учебник). - Свидетельство о регистрации интеллектуальной собственности № 274 от 02 декабря 2002 г. (в соавторстве со Шкутиной Л.А., Мишуковой Т.Н.).

6 Дистанционная система повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы V Всероссийской очнозаочной научно-практической конференции. В 4 ч. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - Ч. 2. - С. 132-135.

7 Инновационная деятельность в учебном процессе // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики (АПНП-2004): материалы международной научной конференции (Управление образованием & Информационные технологии). - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2004. - С. 89-93 (в соавторстве с Мишуковой Т.Н.).

8 Значимость образования в XXI веке // Молодежь и актуальные проблемы современного мира: материалы международной научно-практической конференции мол. ученых. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2004. - С. 140-142.



© 2010-2022