Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении

Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребенка все же является семья. Формирование ответственного отношения к природе - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, дошкольного учреждения, системы дополнительного образования, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребенка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении как способ формирования ответственного отношения к природе.

Бурнакова И.Я.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства - в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребенка все же является семья. Формирование ответственного отношения к природе - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, дошкольного учреждения, системы дополнительного образования, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребенка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, в частности - отношением к природе ближайших родственников ребенка.

Тяга к прекрасному проявляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянет ручки к ней, а мама уже спешит сорвать цветок. Нужно терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что рвать цветы нельзя, что не всякое желание малыша может быть выполнено. Если поступить иначе - у ребенка будет формироваться потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными - в семьях, где проявляется неприязнь к природе.

Больших усилий от педагога требуют дети, у которых родители воспитывают потребительское отношение к природе. Взрослые не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Стремление дать ребенку как можно больше благ, освободите его от забот, наносит огромный вред воспитанию личности ребенка. Он привыкает бездумно потреблять, беспеч­но и равнодушно относиться к природным ценностям.

Работа с родителями начинается с установления постоянного контакта воспитателя с семьей, выработки согласованных действий и единых требований, определения конкретных дел и обязанностей в семье. Главное для воспитателя - сделать родителей своими союзниками, своими помощниками в многотрудной и кропотливой работе по воспитанию бережного отношения к природе.

Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания родители могут способствовать самыми разными способами. Например, когда дома выращивают комнатные растения, следует не только давать указания по уходу за ним, но и учить детей наблюдать за их ростом и развитием. Для этого можно использовать такие растения, как бегония, традесканция, комнатные томаты, огурцы и др. Кроме того, надо дать возможность поэкспериментировать с растением, выявить оптимальные условия для его роста и развития, обсудить полученные результаты в семье и с друзьями. В процессе экологического воспитания ребенка в семье целесообразно познакомить его с технологиями содержания домашних питомцев: кошек, собак, аквариумных рыб, певчих птиц. Дети с удовольствием рассказывают о своих друзьях - братьях меньших, их особенностях, повадках. В результате такой деятельности у детей будут формироваться разнообразные познавательные интересы, которые лягут в основу понимания ими природы. В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в музей, зоопарк, на выставку экзотических животных. Так постепенно происходит расширение границ познания окружающей ребенка природной среды, осознание ее неповторимости и хрупкости. Огромное воспитательное значение имеют семейные походы. Здесь родители должны показать как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам. Детям не­обходимо разъяснить правила поведения в природе и правила сбора ягод и грибов. Вовлечение детей в природоохранную деятельность, забота о благополучии природных объектов порождает особое ощущение взаимосвязи и включенности в мир природы, психологического единства с ним, ответственность. Вместе с детьми можно организовать подкормку птиц в зимний период, оборудовать искусственные гнезда, провести сбор плодов и семян. Экологическому воспитанию детей также способствует совместная трудовая деятельность на приусадебных участках и подсобных хозяйствах. Здесь ребенок реализует свои знания, умения и навыки по содержанию домашних животных, разведению и уходу за растениями.

Дети очень восприимчивы к красоте природы, и семья играет огром­ную роль в осознании ребенком эстетической ценности окружающей его среды. Родителям необходимо использовать изобразительное искусство в экологическом воспитании своих детей. Мир природы предоставляет юным художникам поистине неограниченные возможности для развития творческого потенциала. Дети с удовольствием рисуют объекты природы, пейзажи, натуралистские зарисовки. Особую радость детям доставляет задание нарисовать своего домашнего питомца (растение или животное).

Вместе с детьми родители могут принять участие в художественных при­родоохранных конкурсах, фестивалях. Детям можно предложить нарисовать запахи, звуки, из пластилина создать объекты природы.

Огромная роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе принадлежит семейному чтению. Многие родители считают, что если ребенок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Совместное чтение вслух произведений о природе, жизни животных и растений дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями.

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет детский сад. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе.

Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. В ДОУ закладываются основы экологической культуры.

На занятиях окружающего мира, в процессе наблюдений, бесед, экскурсий я рассказываю детям о необходимости охраны природы. Особое внимание уделяю вопросу рационального использования человеком природных богатств. Даю понятие о равновесии в природе. Например, вырубка леса ведет к пересыха­нию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т. п.

С первых бесед о природе стараюсь заинтересовать детей, показать им красоту природы, ее неповторимость, ее хрупкость и ранимость. Беседуя, говорю: «Найдешь в лесу цветок, не рви его, любуйся им в природе. В руках он завянет, погибнет. Узнай, как называется это растение, чем интересно».

На экскурсиях обращаю взимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью в теплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто-желтую листву кустарников, деревьев. А поздней осенью особо подчерки­ваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые, и выглядят они го­лыми и беззащитными.

Перед экскурсией я стараюсь подобрать стихотворения, даю их детям заучить, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения.

На занятиях в ДОУ знакомлю ребят и с живым миром, с пернатым населением нашего края, учу детей отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки, довожу до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время - зимние холодные дни.

Осенью мы много говорили об отлете птиц, о зимующих птицах, о приближающейся зиме. Дети знают, что в холодное, снежное зимнее время, поздней осенью и ранней весной птиц надо подкармливать. На родительском собрании попросила родителей помочь ребятам сделать кормушки и организовать систематическую подкормку птиц.

В группе выбираются цветоводы, которые ухаживают за комнатными растениями. Чтобы дети охотно выполняли свои поручения, стараюсь вызвать интерес к растениям. Я знакомлю их с научными и народными названиями растений, с родиной этих растений, с условиями их произрастания. В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь ее. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе ее изучения.

Воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках по ознакомлению с природой.

Мы читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы. Провожу беседы по репродукциям картин замечательных пейзажистов, художников.

Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Провожу утренники: «Охранять природу - значит охранять Родину», «Берегите планету», «Золотая осень», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна идет! Весне дорогу!», в которых использую пейзажную лирику, музыку, созвучные темам.

Таким образом, воспитатель может внести большой вклад в дело воспитания нравственного отношения к природе.

Список литературы.

1. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. - 1989. - № 5.

3. Шаронова Е.Г. Экологическое воспитание в семье // Классный руководитель. - 2004. - № 6.

© 2010-2022