- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по Православной культуре
Рабочая программа по Православной культуре
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова Е.А. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по православной культуре для 5 класса составлена на основе авторской программы Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с, соответствующей письму Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».
Учебно-методический комплект
-
Учебное пособие для учащихся (в двух книгах) Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения» М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011;
-
Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков) Л.Л. Шевченко М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008;
-
Наглядное пособие. «Иллюстрации» М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008;
-
Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD - диск).
Цели и задачи курса:
-
приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
-
обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;
-
воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
-
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
-
формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
-
Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
-
Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
-
Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой
Программа рассчитана на 1 час в неделю: 35 часов в год.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 4 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие контрольные работы:
3. Входная контрольная работа по теме: «Ступеньки преображения человека».
18. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях еѐ святых".
28. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
34. Итоговая контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых».
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые.
Формы обучения: комбинированный урок, виртуальная экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждения - размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на темы нравственного выбора.
Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет "Православная культура" относится к образовательным областям "Обществознание", "Искусство" и "Филология", то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.
Место предмета в базисном учебном плане. Курс рассчитан на изучение в общеобразовательной средней школе. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается - 35 учебных часов.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
-
называть и показывать;
-
определять и измерять, фиксировать;
-
описывать, составлять;
-
объяснять;
-
прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.
Должна быть сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Прийти к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Темы уроков
Кол-во часов /
Тип урока
Дата по плану
Дата
проведе
ния
Домашнее задание
При
меч
ани
е
Основы православной культуры
1. 2
3
4 5 6
7 8
Вводный урок. Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный.
1
вводное
занятие
С.5-13. Выполнить задание с.12
О чѐм рассказывает христианская православная культура? Повторение по теме: «Ступеньки преображения человека».
1
комбин ированн ый
С.14-26.
Подготовиться к контрольной работе.
Почитание святых. Входная контрольная работа по теме: «Ступеньки преображения человека».
1
проверк а и
оценка знаний
С.26-32. Повторение изученного материала
О чѐм рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке.
1
комбин ированн ый
С.32-47. Выполнить задание с.46
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.
1
комбин ированн ый
С. 48-62. Выучить стихотворение с.56-57 на выбор.
Монастырь - центр христианской православной культуры. О христианской радости.
1
комбин ированн ый
С.63-71. Выучить
стихотворение
«Ферапонтово»
Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.
1
комбин ированн ый
С.71-79. С.79 задание № 1
Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан.
1
комбин ированн ый
С.80-96. Выучить определения.
9 10
Религиозная живопись. О чѐм рассказывает икона?
1
комбин ированн ый
С.97-106. Выучить
словарик
иконописца
Красивый мир
церковнославянской азбуки. Божественные письмена.
1
комбин ированн ый
С. 106-117. Нарисовать буквицы.
История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир
11 12 13 14 15
16
17 18
19
Золотая цепь святых. Начало христианской эры.
1
комбин ированн ый
С.4-14.Подготовить сообщение об апостолах
Золотая цепь святых. Святые апостолы.
1
комбин ированн ый
С.15-22. Выучить стихотворение на выбор с.19-21
Святые дети - мученики за веру. Вифлеемские младенцы.
1
комбин ированн ый
С.23-28. Выполни задание № 1 с. 27
Святые дети - мученики за веру. Святые Акилина, Вит.
1
комбин ированн ый
С.28-35. Выполни задание № 2 с.35.
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
1
комбин ированн ый
С.35-37. Подготовить сообщение о Софии
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана.
1
комбин ированн ый
С.37-39. Подготовить сообщение о Татьяне
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.
1
комбин ированн ый
С.40-44.
Подготовиться к творческой работе.
Святая великомученица Варвара. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях еѐ святых".
1
комбин ированн ый
С.44-50. Выучить стихотворение с. 48
Святые воины. Святые Георгий Победоносец
1
комбин
ированн
С.51-53. Нарисовать рисунок
20 21 22 23
24 25
26 27
28
ый
Святые воины. Святые Димитрий Солунский, Феодор Статилат.
1
комбин ированн ый
С.53-63. Выполни задание № 1 с.62
Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.
1
комбин ированн ый
С.64-66. Подготовить сообщение о Косме и Дамиане.
Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон.
1
комбин ированн ый
С.66-71. Выполни задание № 1 с.69
Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.
1
комбин ированн ый
С.72-81. Выучить Символ веры
Святые Отцы Церкви.
1
комбин ированн ый
С.81-88. Подготовить сообщение об Иоанне Дамаскине
Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов
1
комбин ированн ый
С.88-92. Подготовить сообщение о Василии Великом, Григории Богослове
Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святитель Иоанн Златоуст.
1
комбин ированн ый
С. 92-98. Подготовить сообщение об Иоанне Златоусте
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий.
1
комбин ированн ый
С.98-106. Подготовиться к контрольной работе.
Преподобный Павел Фивейский. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»
1
проверк а и
оценка знаний
С.106-108. Повторение изученного материала
29 30
31 32
33 34
35
Пути к спасению. Святая преподобная Святой Ефрем Сирин.
1
комбин ированн ый
С.109-111. Ответить на вопросы с.111
Пути к спасению. Мария Египетская.
1
комбин ированн ый
С.112-120. Выполни задание № 1 с.118
Пути к спасению. Преподобный Досифей.
1
комбин ированн ый
С.120-124. Ответить на вопросы с.124
Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый.
1
комбин ированн ый
С.124-130. Выучить стихотворение с. 129
Просветители славянские Кирилл и Мефодий.
1
комбин ированн ый
С.130-141. Подготовиться к контрольной работе
Итоговая контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых».
1
проверк а и
оценка знаний
Повторение
изученного
материала
Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «История христианской Церкви».
1
проверк а и
оценка знаний
Повторение
изученного
материала
Содержание программы учебного предмета православная культура
Раздел 1.Основы православной культуры
1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»?
Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура.
Духовная культура и еѐ характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы
христианства.
-
О чѐм рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.
-
Почитание святых. Входная контрольная работа по теме: «Ступеньки преображения человека».
-
О чѐм рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва - Искупление человека. Воскресение Христово.
-
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.
-
Монастырь - центр христианской православной культуры. О христианской радости.
Христианские радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.
7. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура
рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом - основное содержание православной
культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы
христианской православной культуры. В чѐм заключается смысл красоты православного искусства?
-
Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм - дом, посвящѐнный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.
-
Религиозная живопись. О чѐм рассказывает икона? Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.
10. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные
источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская
азбука. Еѐ создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие - первые
книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.
Раздел 2. История христианской Церкви в житиях еѐ святых. Христианская Церковь входит в мир
-
Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.
-
Золотая цепь святых. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.
Святые дети - мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа - Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
-
Святые дети - мученики за веру. Святые Акилина, Вит. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
-
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
-
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чѐм проявлялась любовь христиан к врагам?
-
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.
-
Повторительно-обобщающий урок. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
-
Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.
-
Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
-
Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
-
Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
-
Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
-
Святые Отцы Церкви. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
-
Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
-
Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
-
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл - спасение души. Разные пути к спасению. Монашество - путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.
-
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Примеры христианских добродетелей в жизни святых
подвижников. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История
христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
29. Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Прославление Бога верой и
добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души - путь к
спасению.
-
Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
-
Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности - путь к спасению души.
-
Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесѐнная Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
-
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи - миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
-
Итоговая контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых».
-
Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «История христианской Церкви».
Формы и средства контроля:
Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества.
Оценивание учащихся осуществляется по пятибалльной шкале. В тоже время, по мнению Л. Л. Шевченко, «отметка должна быть стимулом изучения предмета православная культура, приносить детям радость, то есть, быть положительной». Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для
проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка
рисунков);
Формы подведения итогов образовательной программы:
-
выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
-
создание фотоальбомов;
-
открытые занятия;
-
выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
-
викторины, кроссворды, игры;
-
инсценировка библейских сюжетов;
Для проверки качества знаний по учебному предмету "Православная культура" используются следующие виды контрольных заданий, которые представлены в текстах его рубрик: «Выполни задания», «Главные слова», «Из истории христианской Церкви», «Знаешь ли ты?», «Из Священной истории», «Представление иконы», «Изучаем церковнославянский язык», «Путешествия по святым местам», «Обсуждаем - размышляем», «Для самостоятельной работы», «Словарик зодчего», «Словарик иконописца».
Контроль знаний обучающихся осуществляется на основании:
- требований государственных образовательных стандартов;
- критериев оценки знаний, умений, навыков обучающихся, определенных в учебном
программе данного года обучения, Уставе школы.
Итоги аттестации обучающихся оцениваются по 5-балльной системе.
Четвертная промежуточная аттестация проводится на основании текущих отметок и отметок, полученных за выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами учебного предмета.
Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются за 3 - 5 дней до начала каникул или начала аттестационного периода. Годовые оценки по общеобразовательным предметам выставляются на основании фактического уровня знаний и навыков школьников с учетом четвертных оценок, т.е. результатов текущей и годовой аттестаций.
Перечень учебно-методических средств обучения
-
Азбука православного воспитания. М., 1997.
-
Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. М., 1997.
-
Библия в пересказе для детей. М.: Библейское общество, 1997.
-
Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.
-
Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред, и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
-
Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. -504 с.
-
Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD -диск). На CD-дисках представлено музыкальное сопровождение уроков (произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д. Бортнянского, Г.В. Свиридова, А.Львова, М.П. Мусоргского, С. Зубачевского и др., церковными песнопениями).
-
Наглядное пособие. «Иллюстрации».
-
Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. -656 с.
-
Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.
-
Смольникова Е. И. Основы православной культуры. Я иду на урок. Методические рекомендации для учителя. М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2001.
-
Шевченко Л. Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета.1-11 годы обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. - 144 с.
-
Шевченко Л. Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2003.