- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине инженерная графика
Рабочая программа по дисциплине инженерная графика
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Терехина К.Ф. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский политехнический техникум»
Утверждаю
Директор техникума
_________________/_М.К. Волков/
«____»__________20__ г.
Номер регистрации __________________
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инженерная графика
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151901 «Технология машиностроения»
Организация - разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Рузаевский политехнический техникум»
Автор: Терехина К.Ф., Нестерова И.Е., преподаватели
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инженерная графика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 151901 Технология машиностроения
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
-выполнять комплексные чертежи геометрических тем и проекции точек, лежащих на их поверхности ручной и машинной графике;
-выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике;
-читать чертеж и схемы;
-оформлять технологическую и конструкторскую документация в соответствии с действующей нормативно-технической документации;
- выполнять и читать эскизы и рабочие чертежи детали;
- изображать болтовые, винтовые соединения и соединения шпилькой упрощено по ГОСТ 2.315-68, изображать и обозначать сварные соединения по ГОСТ 2.312-72;
- условно изображать зубчатые колеса, червяк, червячные колеса на рабочих чертежах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-законы, методы и приемы проекционного черчения;
-правила выполнения и чтения конструкторской документации;
-правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
-способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
-требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем;
- требования к деталям изготовляемым литьем, механической обработкой поверхностей;
- виды разъемных соединений деталей и неразъемных соединений;
- основные виды зубчатых передач, технологию их изготовления, основные параметры, конструктивные разновидности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 200 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 131 часов;
самостоятельной работы обучающегося 69 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
190
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
126
в том числе:
практические занятия
85
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
64
в том числе:
выполнение индивидуального задания
64
реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа
-
Итоговая аттестация в форме итоговых контрольных работ
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Инженерная графика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Цели и задачи дисциплины. Общие сведения о стандартизации. ЕСКД в системе государственной стандартизации.
2
1
Раздел 1
Геометрическое черчение
12
Тема 1.1.
Основные сведения по оформлению чертежей
Форматы чертежей основные и дополнительные. Сведения стандартных шрифтах и конструкции букв и цифр.
2
2-3
Практическое занятия «Выполнение титульного листа графических работ студента»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Выполнение букв цифр и надписей чертежным щрифтом»
4
Тема 1. 2. Геометрические постртоения.
Уклон и конусность на технических деталях. Деление окружности на равные части. Построение и обводка лекальных кривых.
2
2-3
Практическое занятия «чертеж детали с применением деления окружности на равные части»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Построение и обводка лекальных кривых.
4
Тема 1. 3. Правила вычерчивания контуров технических деталей.
Геометрические построения используемые при вычерчивании контуров технических деталей. Размеры изображений принцип их нанесения.
2
2-3
Практическое занятие «Вычерчивание контура детали с построением сопряжений»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Вычерчивание контура технической детали»
4
Раздел 2. Проекционное черчение (основы начертательной геометрии)
26
2-3
Тема 2.1. Метод проекций. Эпюр Монжа .
Образование проекций.Методы и виды проецировария.Типы проекций и их свойства. Комплексный чертеж. Понятие об эпюре Мрнжа. Проецирование точки. Понятие о координатах точки. Проецирование отрезка прямой. Расположение прямой относительно плоскостей проекций.Взаимное положение прямых в пространстве.
2
2-3
Практические занятия «Построение комплексного чертежа точки»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой»
4
Тема 2.2. Плоскость.
Изображение плоскости на комплексном чертеже. Плоскости общего и частного положения. Взаимное расположение плоскостей. Пересечение прямой с плоскостью. Пересечение плоскостей.
2
2-3
Самостоятельная работа обучающихся «Решение задач на построение проекций прямых и плоских фигур ,принадлежащих плоскостям»
4
Тема 2.3. Способы преобразования плоскостей
Способ перемены плоскостей проекций. Способ совмещения. Нахождение натуральной величины отрезка прямой и плоской фигуры способами перемены плоскостей проекций и совмещения.
2
2-3
Практические занятия «Построить натуральную величину отрезка прямой и плоской фигур»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Решение метрических задач»
4
Тема 2.4. Поверхности и тела
Определение поверхностей тел. Проецирование геометрических тел (призмы ,пирамиды, цилиндра, конуса ,шара и тора) на три плоскости проекций. Построение проекций
Точек ,принадлежащих поверхностям.
2
2-3
Практические занятия «Комплексные чертежи и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек и линий ,принадлежащих поверхности тела»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Построение чертежей геометрических тел с нахождением проекции точек и линий ,принадлежащих поверхности конкретного геометрического тела»
4
Тема2.5.Аксонометрические проекции .
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические оси .Показатели искажения.
2
2-3
Практические занятия «Комплексные и чертежи и аксонометрические изображения моделей»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Изображение плоских фигур и геометрических тел в различных видах аксонометрических проекций»
2
Тема 2.6. Сечение геометрических тел плоскостями.
Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение разверток поверхностей усеченных тел. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических проекциях.
2
2-3
Практические занятия «Комплексный чертеж многогранника ; натуральная величина фигуры сечения , развертка поверхности тела; аксонометрия усеченного тела.»
2
Самостоятельная работа обучающихся « Комплексный чертеж усеченного геометрического тела; натуральная величина фигуры сечения, развертка поверхности тела ; аксонометрия усеченного тела .»
2
Тема 2.7. Взаимное пересечение поверхностей тел.
Построение линий пересечения поверхностей вращения тел при помощи вспомогательных секущих плоскостей. Взаимное пересечение поверхностей вращения , имеющих общую ось.
2
2-3
Практические занятия « Комплексный чертеж и аксонометрия пересекающихся многогранников.» , «Комплексный чертеж и аксонометрия пересекающихся тел вращения»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Комплексный чертеж и аксонометрия Двух тел вращения»
2
Тема 2.8.Проекции моделей.
Построение комплексных чертежей моделей с натуры. Построение третьей модели по двум заданным. Построение комплексного чертежа моделей по аксонометрическим проекциям.
2
2-3
Практические занятия «Построение третьей проекции моделей по двум заданным и аксонометрической проекции»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Построение комплексных чертежей моделей с натуры»
2
Контрольная работа «Построение комплексного чертежа»
2
3
Раздел 3. Техническое рисование и элементы технического конструирования.
4
Тема 3.1. Плоская фигура и геометрические тела.
Назначение технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа., выполненного в аксонометрической проекции. Технические рисунки геометрических тел. Придание рисунку рельефности (штриховка,шраффировка)
2
2-3
Самостоятельная работа обучающихся «Выполнение рисунков геометрических тел»
2
Тема 3.2. Технический рисунок модели.
Выбор положения модели для более наглядного ее изображения. Приемы построения рисунков моделей .Штриховка фигур сечения . Теневая штриховка.
2
2-3
Самостоятельная работа обучающихся «Выполнение рисунка модели»
4
Раздел 4. Машиностроительное черчения.
76
Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации.
Машиностроительный чертеж его назначение.
Обзор разновидностей современных чертежей. Виды конструкторской документации. Основные надписи на различных конструкторских документах.
2
2-3
Практическое занятие «Выполнение надписей на различных конструкторских документах. Заполнение спецификаций»
2
Самостоятельная работа обучающихся «Выполнение надписей на чертежах»
3
Тема 4.2. Изображения-виды , разрезы ,сечения.
Виды: назначение ,расположение и обозначение основных, и дополнительных видов. Разрезы .Виды разрезов . Расположение разрезов. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Сечения. Виды сечений. Обозначение сечений . Выносные элементы их определение и содержание . Расположение и обозначение выносных элементов. Условности и упрощения .
2
2-3
Практические занятия « По двум заданным видам построить третий вид ,необходимые простые разрезы»
«Выполнение чертежей моделей содержащих необходимые сложные разрезы»
8
Самостоятельная работа обучающихся «Выполнение простых и сложных разрезов,сечений для деталей повышенной сложности.
3
Тема 4.3.Винтовые поверхности изделия с резьбой .
Понятие о винтовой поверхности. Основные сведения о резьбе. Основные типы резьб. Условное изображение резьбы. Нарезание резьбы : сбеги, проточки, недорезы, фаски. Обозначение резьб.
2
2-3
Практические занятия «Чертежи стандартных резьбовых изделий»
4
Самостоятельная работа обучающихся « Изображение и обозначение резьб.Вычерчивание крепежних деталей с резьбой»
3
Тема 4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи.
Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая часть чертежа. Понятие о шероховатости поверхности ,правила нанесения на чертеже ее обозначений. Назначение эскиза и рабочего чертежа.
Понятия о допусках и посадках. Порядок составления чертежа детали по данным эскиза. Выбор масштаба , формата и компоновки чертежа .
2
2-3
Практические занятия «выполнение эскиза деталей с резьбой с применением сечения» «выполнение эскиза деталей с применением разрезов» «выполнение рабочего чертежа»
8
Самостоятельная работа обучающихся «выполнение эскизов и рабочих чертежей машиностроительных деталей»
2
Тема 4.5.Разъемные и неразъемные соединения
Различные виды разъемных соединений. Их назначение, условные выполнения. Сведения по оформлению сборочных чертежей. Изображение крепежных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы. Изображение при помощи болтов, шпилек, винтов ,упрощенно по ГОСТ 2.315-68. Сборочные чертежи неразъемных соединений.
2
2-3
Практические занятия «изображения резьбовых соединений деталей» «чертеж сварного соединения деталей»
6
Самостоятельная работа обучающихся «чтение чертежей»
3
Тема 4.6.Зубчатые передачи
Основные виды передач . Технология изготовления, параметры. Конструктивные резновидности зубчатых колес. Условные изображения зубчатых колес на рабочих чертежах.
2
2-3
Практические занятия «эскиз зубчатого колеса» «чертеж зубчатой передачи»
8
Самостоятельная работа обучающихся «выполнение эскизов зубчатых передач»
2
Тема4.7. Чертежи общего вида и сборочный чертеж.
Комплект конструкторской документации . Чертеж общего вида его назначение и содержание .Сборочный чертеж его назначение и содержание. Последовательность выполнения сборочного чертежа. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Выбор числа изображений , выбор формата. Назначение спецификаций. Порядок их заполнения. Нанесение номеров позиций на сборочных чертежах.
2
2-3
Практические занятия «эскизы деталей сборочной единицы» «сборочный чертеж по эскизам деталей»
14
Самостоятельная работа обучающихся «чтение сборочных чертежей»
3
Тема 4.8. Деталирование чертежей.
Назначение конкретной сборочной единицы .Количество деталей входящих в сборочную единицу. Габаритные, установочные, присоединительные и монтажные размеры. Деталирование сборочного чертежа. Порядок деталирования. Увязка сопрягаемых размнроа.
2
2-3
Практические занятия «первая разработка чертежей (деталирование)» «вторая разработка чертежей (деталирование)»
10
Самостоятельная работа обучающихся «чтение сборочных чертежей»
3
Контрольная работа №2 «Деталирование»
6
3
Раздел 5. Чертежи и схемы по специальности .
Виды схем:кинематические, гидравлические, пневматические . Условные графические обозначения на схемах .
3
2-3
Практическое занятие «вычерчивание схем»
3
Всего
126
Внеаудиторная самостоятельная работа
64
Максимальная учебная нагрузка
190
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в кабинетах «Инженерной графики, технической механики, программирования для автоматизированного оборудования».
Оборудование учебного кабинета:
-набор геометрических тел 10 шт.;
-комплект моделей деталей 30 шт.;
-комплект видов резьб 6 шт.;
-демонстрационные модели (сечения и разрезы) 5 шт.;
-демонстрационные модели шпоночные соединения 2 шт.;
-стенд «Зубчатые колеса»;
-стенд «Сварные соединения»;
-стенд «Резьбовые соединения»;
-стенд «Типы линий»;
-стенд «Пружины»;
-плакаты по учебным темам.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектором;
-экран проекционный;
-видеофильмы и слайды по учебным темам.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
-
Боголюбов С.К. Инженерная графика - М.: Машиностроение, 2006.
-
Боголюбов С.К.Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2006.
-
Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика. М.: Высшая школа, 2003.
-
Миронова Р.С., Миронов Б.Г., Пяткина Д.А., Пузиков А.А. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере. М.: Высшая школа, 2003.
Дополнительные источники:
1. Боголюбов С.К. Чтение и деталирование сборочных чертежей, альбом- М.:
Машиностроение, 2006.
2. Богданов В.Н., Малежик И.Ф. и др. Справочное руководство по черчению.
М.: Машиностроение,2009.
3. Чекмарев А.А. Справочник по машиностроительной графике.- М.: Высшая
школа, 2004.
4.Чекмарев А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному
черчению - М.: Высшая школа, 2000.
-
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике
Зачет. Практическая проверка (Тема 4.8 Первая разработка чертежей (деталирование)» «вторая разработка чертежей (деталирование)».
Тема 5.1 Вычерчивание схем.)
-выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности ручной и машинной графике
Зачет. Практическая проверка
(Тема 2.4 Комплексные чертежи и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек и линий ,принадлежащих поверхности тела.
Тема 2.5 Комплексные и чертежи и аксонометрические изображения моделей. Тема 2.6 Комплексный чертеж многогранника ; натуральная величина фигуры сечения , развертка поверхности тела; аксонометрия усеченного тела.)
-выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике
Зачет. Практическая проверка
(Тема 3.1 Технические рисунки моделей с элементами технического конструирования.
Тема 4.4 Выполнение эскиза деталей с резьбой с применением сечения» «выполнение эскиза деталей с применением разрезов» «выполнение рабочего чертежа.)
-читать чертеж и схемы
Зачет. Практическая проверка
(Тема 5.1 Вычерчивание схем.)
-оформлять технологическую и конструкторскую документация в соответствии с действующей нормативно-технической документации
Зачет. Практическая проверка
(Тема 4.8 Первая разработка чертежей (деталирование)» «вторая разработка чертежей (деталирование).
Тема 4.1 Выполнение надписей на различных конструкторских документах. Заполнение спецификаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-законы, методы и приемы проекционного черчения
Зачет. Практическая проверка
(Тема 2.8 Построение третьей проекции моделей по двум заданным и аксонометрической проекции.
Тема 4.2 По двум заданным видам построить третий вид ,необходимые простые разрезы. Выполнение чертежей моделей содержащих необходимые сложные разрезы)
-правила выполнения и чтения конструкторской документации
Зачет. Практическая проверка
(Тема 4.1 Выполнение надписей на различных конструкторских документах. Заполнение спецификаций)
-правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей
Зачет. Практическая проверка
(Тема 1.2 Чертеж детали с применением деления окружности на равные части.
Тема 1.3 Вычерчивание контура детали с построением сопряжений)
-способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем
Зачет. Практическая проверка
(Тема 5.1 Вычерчивание схем)
-требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем
Зачет. Практическая проверка
(Тема 4.1 Выполнение надписей на различных конструкторских документах. Заполнение спецификаций)
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплин.