Статья Создание единого языкового пространства

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по теме: «Создание единого языкового пространства».

Роль школы в сохранении и развитии языков особенно значима в условиях двуязычия. Из всех факторов, способных упрочить позиции языка, самым действенным является использование этого языка в качестве языка обучения в общеобразовательной школе ( в сравнении с такими факторами, как использование языка в массовой коммуникации; наличие литературной традиции на данном языке и т.д.) « Первенствующая роль школы в сохранении языков связана, во-первых, с тем, что школа, в отличие от семьи, передает подрастающему поколению язык функционально более богатый, чем язык семейно-бытовой. Язык базового образования имеет наибольшие шансы стать основным языком жизнедеятельности человека. Во-вторых, само существование средних школ с определенным языком обучения предполагает достаточно широкую инфраструктуру, которая «работает» на сохранение и развитие этого языка».

В связи с этим, в современных условиях, система общего образования многонационального государства несет ответственность за сохранение и развитее родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории. Образование сегодня одновременно является средством обеспечения и отражением языкового и культурного разнообразия.

Перед лицами, ответственными за разработку политики в области образования, встает нелегкая задача: с одной стороны, « обеспечить единство федерального культурного и образовательного пространства» и, с другой стороны, гарантировать « защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

Статус и роли языков на международном уровне посвящены многочисленные декларации, рекомендации и соглашения. Многие из них непосредственно касаются обсуждения вопросов обучения на родном языке. Анализ основных нормативных актов ООН, ЮНЕСКО показывает наличие широкого международного согласия относительно вопросов изучения языков и обучения на родном языке и их важности в системе образования.

Анализ концептуальных документов, законодательных, нормативных актов Российской Федерации по образованию показывает, что государственная национальная образовательная политика направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации [9,c.25], граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования [3,c.7].
Язык - это не только средство общения и получения образования, но также и неотъемлемая часть культурной самобытности и расширения прав и возможностей, как личности, так и группы. Поэтому уважение к языкам лиц, принадлежащих к различным языковым сообществам, имеет важное значение для мирного сосуществования.

Языковые права в области образования, закрепленные в международных соглашениях в отношении языка коренного населения, реализуются через обучения в школе на родном языке, обеспечение доступа к языку более крупного сообщества и к языку национальных систем образования, межкультурное образование, содействующее формированию положительного отношения к языкам и культуре коренных народов, а также изучение международных соглашениях, касающихся мигрантов и членов их семей, предусматривают оказание содействия интеграции их детей посредством преподавания языка, используемого в школьной системе, а также создание возможностей для преподавания детям их родного языка и культуры[10,c.16-17].

Двуязычие и многоязычие являются нормой во всем мире, необходимым условием сосуществования различных народов, государств. Двуязычное и многоязычное образование предполагает использование двух или более языков в качестве средства обучения.

В системе образования Российской Федерации доминирующая роль по праву принадлежит русскому языку как государственному языку. Русский язык - национальное достояние многонационального народа России. Трудно переоценить историческую роль, заслугу великого языка в консолидации многонационального государства, взаимообогащении национальных языков и культур. Русский язык - язык образования и развития, сотрудничества и процветания, дружбы и единства народов. Русский язык для многих россиян является языком международного сотрудничества со странами СНГ, государствами европейского союза. Востребованность этого языка за рубежом, обеспечение ему достойного места среди ведущих мировых языков будут способствовать культурному и интеллектуальному диалогу между народом.
По своей исторической роли в судьбе народов России, в формировании российского государства русский язык всегда был, есть и будет самым престижным, доминирующим, государственным языком нашей стране. Именно от качества владения молодого поколения народов России русским языком будет зависеть и судьба их родных языков. В связи с этим одним из основных задач школьного образования обучение русскому языку. Каждый выпускник общеобразовательного учреждения сдает 2 обязательных единых государственных экзамена - математику и русский язык.

Между тем учащиеся школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения изучают ещё третий (некоторые и четвертый) язык - язык международного общения по выбору. Несомненно, овладение иностранными языками в век глобализации - обязательный компонент общей культуры личности. Механизм формирования многоязычия, качество владения несколькими языками не стали ещё предметом широкого обсуждения научной и педагогической общественности.

Коммуникативное развитие личности, в том числе полиязыковая компетенция школьника в век глобализации должна стать особой педагогической проблемой, приоритетным направлением системы образования. Прежде всего, необходимо теоретически описать лингвистический, психологический, социологический, педагогический и другие аспекты двуязычия и многоязычия. Следующим шагом должна стать разработка моделей многоязычного образования, функционирования языков, технологий формирования сбалансированного двуязычия (многоязычия), требований к результатам языкового образования зависимости от уровня востребованности языков.

Перечисленный комплекс задач требует консолидации всех специалистов по языковому образованию, прежде всего, современную деятельность ученых-лингвистов, ученых-педагогов-разработчиков примерных образовательных программ, учебно-методических комплектов по родным языкам, а также международным языкам. Создание коллективом единомышленников системы многоязычного (языкового) образования в Российской Федерации, несомненно, снимет существующие противоречия, приведет к повышению качества образования, развитию полиязычной коммуникативной компетенции учащихся.

По сути дела, изучаемые языки не должны противопоставляться, а должны стать партнерами в формировании коммуникативной компетенции личности. В этой связи особую значимость имеют технологии интегративного (взаимосвязанного) изучения языков, формирующие полноценную языковую личность, обладающую способностью адекватно проявлять себя в различных языковых ситуациях. При разработке образовательных программ по языковым дисциплинам необходима интеграция лингвистических материалов с учетом явлений транспозиции (положительного переноса сходных языковых явлений) и интерференции (отрицательного влияния на речь « расходящихся» языковых явлений).

Язык обучения становится ядром интеллектуального развития ребенка, основным средством познания. Умение пользоваться языковыми средствами в различных ситуациях, правильная, выразительная речь является гарантией успеха в обучении. Результаты международных исследований, научные труды выдающихся ученых и педагогов прошлого и настоящего, школьная практика подтверждают важность обучения, особенно на начальной ступени.

В настоящее время ясно, что проблемы преподавания русского языка и проблемы образования в сфере родного языка имеют принципиальное значение. Язык является не просто средством общения и передачи информации, но и средством получения новых знаний во всех областях человеческой деятельности, основой интеллектуального развития, формирования мировоззрения и духовно-нравственных качеств личности.

Русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры народа, хранилище его духовно-нравственных представлений и идеалов. Последнее обстоятельство становиться особенно важным в современных условиях развития России, характеризующихся резким снижением уровня духовной культуру российского общества и девальвацией многих духовных ценностей. Окружающая современного школьника языковая среда, в которой практически отсутствуют примеры образцовых текстов на русском литературном языке (в том числе в средах массовой информации), разрушает в сознании учащегося представление о литературном языке как высшей, образцовой форме существования национального языка, представление о норме литературного языка, а также демонстрирует разрыв между представлениями русском языке, содержащимися в учебниках, и реальной языковой и речевой действительностью. В связи с этим важно подчеркнуть культурную направленность языкового образования и необходимость переноса акцентов со знаниецентристской ориентации в обучении языку на формирование личности и возможностей ее вхождения в отечественную и мировую культуру. Кроме того, процессы усиления европейской интеграции, вхождение России в единое европейское образовательное пространство, расширение международного сотрудничества в сферах экономики и культуры настоятельно ставят перед обществом проблему формирования гармонически развитой личности, владеющей несколькими иностранными языками. Эти важнейшие проблемы современного образования можно успешно решать в языковой школе. Языковая школа формирует гражданина России, гражданина Европы, гражданина мира.

Согласно Закону « О государственных языках РТ и других языках в РТ». Как государственные, в Республике Татарстан русский и татарский языки, изучают в равных объемах.

Таким образом, в школе татарский и русский языки изучаем как государственные языки в соответствии с государственными образовательными стандартами. Как иностранный язык изучается английский.

Основной целью деятельности преподавателей русского, татарского, английского языков является формирование в школе единого языкового пространства.

Педагоги школы стремятся воспитать широко образованного, патриотически настроенного человека, способного терпимо и уважительно относиться к другим нациям и культурам. Обеспечить учащихся высоким уровнем владения русским, татарским, английским языками, используются новые технологии для эффективного обучения языкам, дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

На первый план учителя выдвигают воспитывающее обучение; гармоничное сочетание целей которого позволяет решать проблемы создания единого языкового пространства. Учителям удается сочетать методы индивидуальной каждодневной работы с решением задач формирования языковой личности, способной жить и трудиться в поликультурном обществе.

© 2010-2022